Выступление на районной августовской конференции Предметные олимпиады. Выявление проблем и пути их решения.

Предметные олимпиады. Выявление проблем и пути их решения.

Учитель химии МКОУ «Кегультинская СОШ» Алхутова С.П.

Школьные олимпиады позволяют
выявить наиболее талантливых ребят –
так как они представляют собой
менее формальную проверку
знаний и способностей
по сравнению с обычными экзаменами,
позволяя участникам
психологически раскрепоститься.
   Одной из приоритетных социальных задач государства и общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Поддержка способной и талантливой молодежи является важнейшим направлением национального проекта «Образование». На решение поставленных задач направлены национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», федеральная программа «Дети России» и программа «Одаренные дети». Реализация этих проектов позволит создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Возможности, предоставляемые школьникам олимпиадой – это, прежде всего, возможность получить новые знания, определить и развить свои способности и интересы, приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы.
Школьная олимпиада является результатом работы педагогического коллектива с одаренными учащимися в урочной и внеурочной деятельности.
Основными целями и задачами олимпиады школьников являются:
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности и дальнейшего интеллектуального роста;
-создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- пропаганда научных знаний;
- проведение профориентационной работы с целью дальнейшего профессионального самоопределения учащихся
Олимпиадные задания требуют от учащихся нестандартного подхода для своего выполнения, проявления творческой индивидуальности.
Но, как мы знаем, результативность участия снижается с каждым годом
Причиной такого положения является:
недостаточно эффективная работа педагогических коллективов по выявлению одаренных, имеющих высокую мотивацию к обучению детей;
недостаточная подготовка к участию в олимпиадах.
Необходимо отметить, что немногие учителя систематически готовят ребят целенаправленно, зачастую проводят только консультации и предлагают работать самостоятельно.
Также статистика показывает, что участниками олимпиад практически по всем предметам являются одни и те же учащиеся, успешно осваивающие образовательные стандарты. Этот вопрос требует незамедлительной доработки: внеклассная образовательная деятельность должна стать для учащихся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
Необходима система подготовки обучающихся к участию в олимпиаде.
Проявление интереса обучающихся к предмету, деятельность учителей по поддержанию устойчивой заинтересованности школьников, техническая обеспеченность учебного процесса, достаточное количество часов, выделенных из федерального и школьного компонентов для изучения предмета, направленных на формирование предметной компетентности, т.е. подготовку к олимпиадам:
Программы элективных курсов.
Программы кружков.
Предложения:
Продолжить составление мониторинга участия в школьных предметных олимпиадах, т.к. это позволяет выявить способных и талантливых детей на уровне школы, определить педагогов, имеющих эффективные системы подготовки школьников к олимпиаде и в дальнейшем использовать этот опыт.  Полученные данные можно использовать и для составления портфолио достижений образовательного учреждения, составления рейтинга школьников и рейтинга учителей, что является неотъемлемой частью системы оценки качества образования.
Учителям – предметникам:
1. систематически проводить дифференцированную работу на уроках и внеурочных занятиях с одаренными детьми.
2. уделять больше внимания работе с одаренными детьми, предлагать задания повышенной сложности, развивающие творческие способности учащихся.
3. при подготовке к олимпиадам использовать электронные учебно-методические материалы, рекомендовать школьникам использовать сайты, содержащие онлайн тесты по предмету.
4.мотивировать детей к исследовательской деятельности и участию в работе НОУ.
5. Разработать программы индивидуальных занятий, отвечающие требованиям подготовки к олимпиадам.
Руководителям МО:
1.проводить работу не только по организации и планированию подготовки к олимпиаде, но и анализу данной работы и результатов участия учащихся и педагогов.


Заголовок 515