Урок литературы «Нравственные искания в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина» 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Нравственные искания А.С. Пушкина в сказке «О мёртвой царевне 
и о семи богатырях
».
 
5 класс
 
Ракитина Евгения Юрьевна
, учитель русского языка и 
литературы.
 
Разделы
: 
Преподавание литературы
 
Цели:
 
 
раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть 
категории добра и зла на примере данной сказки͖
 
 
продолжить обучение элементам анализа художественного 
текста, умению сравнивать, обобщать͖
 
 
формирование прочной нравственной позиции, положительных 
ориентаций на распознавание истинной красоты.
 
Методические п
риемы:
 
беседа, анализ эпизод
ов, выразительное 
чтение сказки, инсценировка эпизода.
 
Оборудование урока:
 
текст «Сказки о мертвой царевне и семи 
богатырях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
 
 
Ход урока
:
 
I . 
Организационный момент
.
 
Приветсвие.
 
Свет погашен. Звучит музыка. 2 ученика читают пролог «У 
Лукоморья͙» (слайд
-
шоу)
 
 
Учитель
: Чтение сказок Пушкина доставляет много счастливых 
незабываемых минут. Сказки уносят нас в счастливый мир 
Лукоморья, заставляют удивляться богатству выдумок сказочника, а 
тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется глубина его 
фантазии.
 
 
Сказки А.
С.Пушкина 
–
 
чудо, сотворённое гением.
 
Мы вместе попытаемся разгадать скрытый смысл сказки «О 
мёртвой царевне и о семи богатырях».
 
Каковы цели нашего урока? Дети сами формируют цели
: войти в 
мир Пушкинской сказки͖раскрыть нравственный смысл сказки͖ 
понять с
мысл произведения, выяснить, какими героями Пушкин 
восхищается, каких осуждает, развить речь,. (слайд №13)
 
Цели урока
:
 
1.Переосмыслить содержание сказки А.С.Пушкина.
 
2. Раскрыть нравственный смысл сказки.
 
3. Развить речь и воображение учащихся.  
 
II
.
  
 
Викторина по сказкам
.
 
 
П
окажет нам путь
-
 
дорогу в стране Лукоморья учёный кот.
 
Кот
: Чтобы попасть в сказку, вы должны ответить на 
вопросы(угадать сказку):
 
1.Царь к востоку войско шлёт,
 
   
Старший сын его ведёт.
 
   
Петушок угомонился
 
   
Шум затих, и царь за
былся
. (Сказка о золотом петушке)
 
2. Не печалься, ступай себе с Богом,
 
    
Будет вам новое корыто. (Кто говорит и в какой сказке: рыбка 
отвечает старику в «Сказке о рыбаке и рыбке»)
 
3. Ветер на море гуляет
 
    
И кораблик подгоняет͖
 
    
Он бежит себе в волн
ах
 
    
На разбитых парусах͙ (Сказка о царе Салтане, о сыне его 
славном и могучем богатыре князе Гвидоне͙)
 
4. Месяц под косой блестит,
 
  
А во лбу звезда горит,
 
  
А сама
-
 
то величава,
 
  
Выступает, будто пава. (О ком идёт речь в строках? 
О царевне 
Лебеди
 
)
 
5.
 
Пошёл, сел у берега моря͖
 
   
Там он стал верёвку крутить
 
   
Да конец её в море мочить. (Сказка о попе и его работника Балде)
 
6. В руки он её берёт
 
   
И на свет из тьмы несёт,
 
   
И, беседуя приятно,
 
    
В путь пускаются обратно,
 
   
И трубит уже молва͙ (про
должить фразу: дочка царская жива!)
 
Кот
: Молодцы, ребята! Вы не просто преодолели все невиданные 
дорожки Лукоморья, а оказались в «Сказке о мёртвой царевне͙»
 
III. 
Вопросы по 
 
тек
сту
.
 
1.
 
В каком году написана сказка?
 
2.
 
Почему А.С. Пушкин озаглавил своё 
произведение «Сказка о 
мёртвой царевне и о семи богатырях»? (предполагаемые 
ответы детей͙ спор)
 
3.
 
Если так, то сказка должна была бы называться ? (Сказка о 
спящей царевне и о королевече Елисее)
 
4.
 
Что же это за семь богатырей, которые не смогли защитить 
царевну
 
от беды?
 
Вывод
: Ведь не только о них идёт речь в сказке? А о
 
чём?
 
(какие 
проблемы рассматривает автор в сказке)
 
О борьбе света и тьмы,
 
О любви и верности,
 
О красоте внешней и внутренней,
 
О том, что добро нужно защищать
. (Слайд №15)
 
      
5. 
Ребята, помнит
е пословицу «У семи нянек дитя без глазу»? 
Что
-
 
то общее есть в пословице и в названии Пушкинской сказки?
 
(Рядом 7 богатырей, а царевна мертва.)
 
      
6.Подумайте, кто ещё, кроме лесных братьев, принимал участие 
в судьбе царевны? (Мачеха, Елисей, зеркальце
, чернавка, Соколко 
-
 
подтвердить текстом).    
 
А теперь ещё раз обдумайте всё сказанное, ответьте на вопрос : 
Почему только Елисею удалось спасти царевну? Ведь зеркальце 
говорило правду, чернавка не злодейка, братья были добры к 
девушке, Соколко 
был чутки
м, преданным? (Елисей верил, что 
найдёт любимую, ему не верили, над ним смеялись)
 
 
Вот и  первая проблема, которую мы осознали, сделаем вывод:
 
 
1 вывод
: Любовь и преданность могут спасти от смерти, 
разрушить зло.
 
(Слайд №16 записать в тетрадь).
 
=V. Работа 
с текстом
.
 
1.
Обратимся к началу сказки.
 
 
Что больше всего удивляет?
 
(Выразительно прочитать)
 
Царь с царицею простился,
 
В путь
-
дорогу снарядился,
 
И царица у окна
 
Села ждать его одна.
 
Ждет пождет с утра до ночи,
 
Смотрит в поле, инда очи
 
Разболелись глядючи
 
С белой зори до ночи͖
 
Не видать милого друга!
 
Только видит: вьется вьюга,
 
Снег валится на поля,
 
Вся белешенька земля.
 
Девять месяцев проходит,
 
С поля глаз она не сводит.
 
Вот в сочельник в самый, в 
ночь
 
Бог дает царице дочь.
 
Рано утром г
ость желанный,
 
День и ночь так долго 
жданный,
 
Издалеча наконец
 
Воротился царь
-
отец.
 
На него она взглянула,
 
Тяжелешенько вздохнула,
 
Восхищенья не снесла
 
И к обедне умерла.
 
 
 
 
Какие чувства вы испытали к цариц
е, прослушав вступление к 
ска
зке? Разве умирают от радости? Ч
аще слышим фразу 
:
«умерла
 
от тоски
»
. (Ожидание мужа, рождение дочери, 
возвращение долгожданного мужа привело не к ликованию, 
а к смерти. Ощущается несправедливость, жестокость судьбы, 
И возникает тревога, что добро хрупко.)
 
2. И вот появляется новая царица?
 
 
Какая она?
 
 
Похожа ли она на прежнюю царицу?
 
 
Почему ей в преданое дано именно зеркальце?
 
 
Почему «с ним одним она была добродушна, весела»?
 
 
Учитель
: Кот, а кто это перед зеркальцем красуется?
(
 
Инсценировка эпизода: «
Царица перед 
зеркальцем»
)
 
3. 
Творческая работа. 
 
 
Давайте, ребята, попытаемся словесно нарисовать царицу , 
разговаривающую с зеркальцем
:
 
(красивая, подвижная, бесконечно любуется собой, гордая, 
надменная)
-
 
Слайд №18.
 
 
Чем отличается от преждней царицы?
 
 
Как м
еняется царица
-
 
мачеха, узнав, что кто
-
 
то ,«втихомолку 
подрастая , расцвела͙», стал ей соперницей в красоте?
 
 
Как  проявляется её злость в обращении к зеркальцу? 
(подтвердите текстом)
 
"Ах ты, мерзкое стекло!
 
Это врешь ты мне назло.
 
Как тягаться ей со мною?
 
Я в ней дурь
-
то успокою.
 
Вишь какая подросла!
 
И не диво, что бела:
 
Мать брюхатая сидела
 
Да на снег лишь и глядела!
 
Но скажи: как можно ей
 
Быть во всем меня милей? 
 
(Реплика кота:  Было «глупое»  зеркальце)
 
 
Что мы видим , ребята? Как меняется царица?  (Из 
красавицы 
мачеха превращается в ведьму, потому что «чёрной зависти 
полна͙бросив зеркальце под лавку͙.», заставляет Чернавку 
совершить злодеяние)
 
 
Давайте дополним эпитеты, которые  характеризуют  мачеху. 
Какая она? (
Грубая, жестокая, завистиливая, надменная
, 
жестокосердная
)
. 
 
 
Почему она жестокосердная? (Она не просто хочет избавиться 
от соперницы, но требует от Чернавки, чтобы та расправилась 
с девой)
-
 
найдите подтверждение в тексте «И наказывает 
ей,сенной девушке своей͙»
 
 
Как Пушкин называет в этом эпизоде з
лую царицу? (баба 
гневная)
 
Учитель
: 
Все : и злая мачеха, и правдивое зеркальце, и 
доброжелательная, но не готовая пожертвовать собой 
Чернавка
-
 
губят царевну.
 
2
 
вывод: Зло разрушает всё на своём пути
. 
(Слайд
 
№1
9)
 
4.
 
Давайте сравним царевну и её мачеху, чтобы 
понять
 
-
 
способна ли Царевна, олицетворяющая красоту и доброту, 
противостоять Злу?
 
(
На слайде №20
) 
 
показаны критерии , которые помогут вам 
сравнить царевну и мачеху.
 
Найдите в тексте, как к царевне относятся разные герои:
 
   
С любовью присматриваясь к гер
оине 
, 
Пушки
н
 
показывает 
её внешнюю и внутреннюю красоту(докажите текстом)
-
белолица, черноброва, румяней, белее(внешняя красота), 
внутренняя
-
 
всех милее,пожалую тебя
(Чернавку)͖всё 
порядком убрала, засветила богу свечку, что за диво, честь 
хозяям отдала, в 
пояс низко поклонилась, от зелёного вина 
отрекалася она.
 
Мне всех милей королевич Елисей.
 
   
Мачеха
--
 
красавица
-
девица͖
 
   
Елисей
 
–
красавицей
-
 
душой͖
 
   
Чернавка
-
 
Та в душе её любя, не убила, не связала͖
 
   
Богатыри
-
 
всё так чисто и красиво, милую девицу 
полюбили, приберёт и приготовит, им она не прекословит
.
 
Какой предстаёт царевна? (добрая, скромная, кроткая, 
трудолюбивая, вежливая, простая в обращении, 
добродеятельная)
-
слайд №21
 
Посмотрите, что у нас получилось: какими прдстают мачеха и 
царевна, попытай
тесь сделать вывод.
 
Вывод: Царевна и мачеха олицетворяют две 
противоположности: Добро
-
Зло.
 
3 вывод: Добро нужно защищать, оно слишком беззащитно 
перед миром зла
. (слайд №23)
 
 
V. Выводы
.
 
Учитель
: 
А кто же хотел защитить царевну?
 
Найдите 
подтверждение в текс
те
 
Ученики
: 
Чернавка
,
Зеркальце
,
Соколко
,
Богатыри
, Елисей.
 
Учитель
: 
И кто же оказался способен противостоять злу , 
защитиь 
любовь?
 
 
Ученики
: Елисей
 
Королевич Елисей
 
Помолясь усердно богу,
 
Отправляется в дорогу
 
За красавицей
-
 
душой.
 
Ученики
: 
Нет уныния, есть 
стремление найти её, он неутомим
:
 
Нет как нет! Он горько плачет
 
И кого не спросит он,
 
Всем вопрос его мудрён͖
 
Кто в глаза ему смеётся,
 
Кто скорее отвернётся͙
 
Его любовь все преодолевает и помогают ему силы природы
:
 
В том гробу твоя невеста͙
 
Учитель
: 
Он не уехал, почему? 
 
Ученики
:
отправился поп
рощаться, потому что не поверил
 
:
 
И о гроб царицы милой
 
Он ударился всей силой͙
 
Дева вдруг ожила͙
 
В руки он её берёт
 
И на свет из тьмы несёт͙
 
Учитель
: 
Почему ожила царевна? 
 
Ученики
: 
Сила любви, 
веры, преданности
 
разрушила зло.
 
Учитель
: 
Выходит, Добро победило Зло? 
 
Ученики
:
 
В конце зло рассыпается осколками разбитого 
зеркала. О
т тоски умирает царица
-
 
мачеха.
 
Учитель
: 
Какая мысль звучит в концовки сказки?
 
И никто с начала мира,
 
Не видал такого пира,
 
Я там был, мёд
, пиво пил,
 
Да усы лишь обмочил.
 
Есть осознание , что любовь Елисея победила злую мачеху, но 
зло ещё есть в мире, а добру ещё нужно трудиться!
 
4 вывод: Добро побеждает зло силой любви, преданности, 
самопожертвования.
 
V=. Рефлексия. Чему научила вас сказка?
 
V==. Слово учителя. Оценивание.
 
V===. Домашнее задание (на выбор)
:
 
1.
Синквейн написать.
 
2.
Написать сказку в стихах.
 
3.
Эссе: Нужно ли помогать добру в борьбе со злом?
 
 
Нравственные искания 
А.С. Пушкина в
©Сказке о мёртвой 
царевне и о семи 
богатыряхª.
Учитель русского языка и литературы
Ракитина Е.Ю.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо 
песнь заводит,
Налево 
сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны 
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных, 
И с ними дядька их морской;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом 
чахнет;
Там русский дух… там Русью 
пахнет!
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
1. Переосмыслить содержание 
сказки А.С.Пушкина.
2. Раскрыть нравственный смысл 
сказки.
3. Развить речь и воображение 
учащихся.  
Цели:
©Сказка о мёртвой 
царевне и о семи 
богатыряхª.
Болдино, осень 1833 г.
1. Борьба добра и зла.
2. Добро нужно защищать от зла.
3. Красота внешняя и красота 
внутренняя.
4. Любовь и верность.
Проблемы:
Любовь и 
преданность могут 
спасти от смерти, 
разрушить зло.
1. Вывод:
Царь с царицею простился,
В путь
-
дорогу снарядился,
И царица у окна 
Села ждать его одна…
Девять месяцев проходит, 
С поля глаз она не сводит…
Издалече наконец 
Воротился царь
-
отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла 
И к обедне умерла. 
Вступление к сказке:
1. Красивая, 
2. любуется собой, 
3. гордая,
4. подвижная,
Словесный портрет мачехи:
5. грубая, 
6. жестокая,
7. завистливая,
8. надменная.
Зло разрушает всё на 
своём пути.
2. Вывод:
План рассказа о царевне:
1. Описание внешности царевны и её 
внутренних качеств.
2.Отношение к ней других персонажей:
отца, мачехи, Чернавки, пса, богатырей,   
Елисея.
3.Поведение царевны в тереме богатырей.
Образ царевны:
•
Добрая,
•
Бескорыстная, 
•
Скромная,
•
Кроткая,
•
трудолюбивая,
•
Вежливая,
•
Простая в общении,
•
Добродетельная.
Образ царевны:
•
добрая,
•
бескорыстная, 
•
скромная,
•
кроткая,
•
трудолюбивая,
•
вежливая,
•
простая в 
общении,
•
добродетельная.
Словесный портрет 
мачехи:
•
красивая,
•
любуется собой,
•
гордая,
•
подвижная,
•
грубая,
•
жестокая,
•
завистливая,
•
надменная.
Добро нужно 
защищать, оно 
беззащитно перед 
злом.
3. Вывод:
Добро побеждает зло 
силой любви, 
преданности, 
самопожертвования.
4. Вывод:
Пушкин, создавая чудо, верит, что 
добро победит грозную силу зла. 
Верит, что мир в основе устроен 
справедливо. И какие бы зло не 
строило козни, они разрушатся.
Поэзия Пушкина утверждает 
жизнь: поэт всегда зовёт нас к 
чуду, к гармонии с помощью 
певучего русского слова.