Урок литературы «Нравственные искания в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Нравственные искания А.С. Пушкина в сказке «О мёртвой царевне и о семи богатырях ». 5 класс Ракитина Евгения Юрьевна , учитель русского языка и литературы. Разделы : Преподавание литературы Цели:  раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки͖  продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать͖  формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты. Методические п риемы: беседа, анализ эпизод ов, выразительное чтение сказки, инсценировка эпизода. Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина. Ход урока : I . Организационный момент . Приветсвие. Свет погашен. Звучит музыка. 2 ученика читают пролог «У Лукоморья͙» (слайд - шоу) Учитель : Чтение сказок Пушкина доставляет много счастливых незабываемых минут. Сказки уносят нас в счастливый мир Лукоморья, заставляют удивляться богатству выдумок сказочника, а тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется глубина его фантазии. Сказки А. С.Пушкина – чудо, сотворённое гением. Мы вместе попытаемся разгадать скрытый смысл сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Каковы цели нашего урока? Дети сами формируют цели : войти в мир Пушкинской сказки͖раскрыть нравственный смысл сказки͖ понять с мысл произведения, выяснить, какими героями Пушкин восхищается, каких осуждает, развить речь,. (слайд №13) Цели урока : 1.Переосмыслить содержание сказки А.С.Пушкина. 2. Раскрыть нравственный смысл сказки. 3. Развить речь и воображение учащихся. II . Викторина по сказкам . П окажет нам путь - дорогу в стране Лукоморья учёный кот. Кот : Чтобы попасть в сказку, вы должны ответить на вопросы(угадать сказку): 1.Царь к востоку войско шлёт, Старший сын его ведёт. Петушок угомонился Шум затих, и царь за былся . (Сказка о золотом петушке) 2. Не печалься, ступай себе с Богом, Будет вам новое корыто. (Кто говорит и в какой сказке: рыбка отвечает старику в «Сказке о рыбаке и рыбке») 3. Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет͖ Он бежит себе в волн ах На разбитых парусах͙ (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне͙) 4. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит, А сама - то величава, Выступает, будто пава. (О ком идёт речь в строках? О царевне Лебеди ) 5. Пошёл, сел у берега моря͖ Там он стал верёвку крутить Да конец её в море мочить. (Сказка о попе и его работника Балде) 6. В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва͙ (про должить фразу: дочка царская жива!) Кот : Молодцы, ребята! Вы не просто преодолели все невиданные дорожки Лукоморья, а оказались в «Сказке о мёртвой царевне͙» III. Вопросы по тек сту . 1. В каком году написана сказка? 2. Почему А.С. Пушкин озаглавил своё произведение «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (предполагаемые ответы детей͙ спор) 3. Если так, то сказка должна была бы называться ? (Сказка о спящей царевне и о королевече Елисее) 4. Что же это за семь богатырей, которые не смогли защитить царевну от беды? Вывод : Ведь не только о них идёт речь в сказке? А о чём? (какие проблемы рассматривает автор в сказке) О борьбе света и тьмы, О любви и верности, О красоте внешней и внутренней, О том, что добро нужно защищать . (Слайд №15) 5. Ребята, помнит е пословицу «У семи нянек дитя без глазу»? Что - то общее есть в пословице и в названии Пушкинской сказки? (Рядом 7 богатырей, а царевна мертва.) 6.Подумайте, кто ещё, кроме лесных братьев, принимал участие в судьбе царевны? (Мачеха, Елисей, зеркальце , чернавка, Соколко - подтвердить текстом). А теперь ещё раз обдумайте всё сказанное, ответьте на вопрос : Почему только Елисею удалось спасти царевну? Ведь зеркальце говорило правду, чернавка не злодейка, братья были добры к девушке, Соколко был чутки м, преданным? (Елисей верил, что найдёт любимую, ему не верили, над ним смеялись) Вот и первая проблема, которую мы осознали, сделаем вывод: 1 вывод : Любовь и преданность могут спасти от смерти, разрушить зло. (Слайд №16 записать в тетрадь). =V. Работа с текстом . 1. Обратимся к началу сказки.  Что больше всего удивляет? (Выразительно прочитать) Царь с царицею простился, В путь - дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи͖ Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром г ость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь - отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.  Какие чувства вы испытали к цариц е, прослушав вступление к ска зке? Разве умирают от радости? Ч аще слышим фразу : «умерла от тоски » . (Ожидание мужа, рождение дочери, возвращение долгожданного мужа привело не к ликованию, а к смерти. Ощущается несправедливость, жестокость судьбы, И возникает тревога, что добро хрупко.) 2. И вот появляется новая царица?  Какая она?  Похожа ли она на прежнюю царицу?  Почему ей в преданое дано именно зеркальце?  Почему «с ним одним она была добродушна, весела»? Учитель : Кот, а кто это перед зеркальцем красуется? ( Инсценировка эпизода: « Царица перед зеркальцем» ) 3. Творческая работа.  Давайте, ребята, попытаемся словесно нарисовать царицу , разговаривающую с зеркальцем : (красивая, подвижная, бесконечно любуется собой, гордая, надменная) - Слайд №18.  Чем отличается от преждней царицы?  Как м еняется царица - мачеха, узнав, что кто - то ,«втихомолку подрастая , расцвела͙», стал ей соперницей в красоте?  Как проявляется её злость в обращении к зеркальцу? (подтвердите текстом) "Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь - то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? (Реплика кота: Было «глупое» зеркальце)  Что мы видим , ребята? Как меняется царица? (Из красавицы мачеха превращается в ведьму, потому что «чёрной зависти полна͙бросив зеркальце под лавку͙.», заставляет Чернавку совершить злодеяние)  Давайте дополним эпитеты, которые характеризуют мачеху. Какая она? ( Грубая, жестокая, завистиливая, надменная , жестокосердная ) .  Почему она жестокосердная? (Она не просто хочет избавиться от соперницы, но требует от Чернавки, чтобы та расправилась с девой) - найдите подтверждение в тексте «И наказывает ей,сенной девушке своей͙»  Как Пушкин называет в этом эпизоде з лую царицу? (баба гневная) Учитель : Все : и злая мачеха, и правдивое зеркальце, и доброжелательная, но не готовая пожертвовать собой Чернавка - губят царевну. 2 вывод: Зло разрушает всё на своём пути . (Слайд №1 9) 4. Давайте сравним царевну и её мачеху, чтобы понять - способна ли Царевна, олицетворяющая красоту и доброту, противостоять Злу? ( На слайде №20 ) показаны критерии , которые помогут вам сравнить царевну и мачеху. Найдите в тексте, как к царевне относятся разные герои: С любовью присматриваясь к гер оине , Пушки н показывает её внешнюю и внутреннюю красоту(докажите текстом) - белолица, черноброва, румяней, белее(внешняя красота), внутренняя - всех милее,пожалую тебя (Чернавку)͖всё порядком убрала, засветила богу свечку, что за диво, честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась, от зелёного вина отрекалася она. Мне всех милей королевич Елисей. Мачеха -- красавица - девица͖ Елисей – красавицей - душой͖ Чернавка - Та в душе её любя, не убила, не связала͖ Богатыри - всё так чисто и красиво, милую девицу полюбили, приберёт и приготовит, им она не прекословит . Какой предстаёт царевна? (добрая, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая в обращении, добродеятельная) - слайд №21 Посмотрите, что у нас получилось: какими прдстают мачеха и царевна, попытай тесь сделать вывод. Вывод: Царевна и мачеха олицетворяют две противоположности: Добро - Зло. 3 вывод: Добро нужно защищать, оно слишком беззащитно перед миром зла . (слайд №23) V. Выводы . Учитель : А кто же хотел защитить царевну? Найдите подтверждение в текс те Ученики : Чернавка , Зеркальце , Соколко , Богатыри , Елисей. Учитель : И кто же оказался способен противостоять злу , защитиь любовь? Ученики : Елисей Королевич Елисей Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей - душой. Ученики : Нет уныния, есть стремление найти её, он неутомим : Нет как нет! Он горько плачет И кого не спросит он, Всем вопрос его мудрён͖ Кто в глаза ему смеётся, Кто скорее отвернётся͙ Его любовь все преодолевает и помогают ему силы природы : В том гробу твоя невеста͙ Учитель : Он не уехал, почему? Ученики : отправился поп рощаться, потому что не поверил : И о гроб царицы милой Он ударился всей силой͙ Дева вдруг ожила͙ В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт͙ Учитель : Почему ожила царевна? Ученики : Сила любви, веры, преданности разрушила зло. Учитель : Выходит, Добро победило Зло? Ученики : В конце зло рассыпается осколками разбитого зеркала. О т тоски умирает царица - мачеха. Учитель : Какая мысль звучит в концовки сказки? И никто с начала мира, Не видал такого пира, Я там был, мёд , пиво пил, Да усы лишь обмочил. Есть осознание , что любовь Елисея победила злую мачеху, но зло ещё есть в мире, а добру ещё нужно трудиться! 4 вывод: Добро побеждает зло силой любви, преданности, самопожертвования. V=. Рефлексия. Чему научила вас сказка? V==. Слово учителя. Оценивание. V===. Домашнее задание (на выбор) : 1. Синквейн написать. 2. Написать сказку в стихах. 3. Эссе: Нужно ли помогать добру в борьбе со злом? Нравственные искания А.С. Пушкина в ©Сказке о мёртвой царевне и о семи богатыряхª. Учитель русского языка и литературы Ракитина Е.Ю. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо ‬ песнь заводит, Налево ‬ сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И я там был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету… 1. Переосмыслить содержание сказки А.С.Пушкина. 2. Раскрыть нравственный смысл сказки. 3. Развить речь и воображение учащихся. Цели: ©Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыряхª. Болдино, осень 1833 г. 1. Борьба добра и зла. 2. Добро нужно защищать от зла. 3. Красота внешняя и красота внутренняя. 4. Любовь и верность. Проблемы: Любовь и преданность могут спасти от смерти, разрушить зло. 1. Вывод: Царь с царицею простился, В путь - дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна… Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит… Издалече наконец Воротился царь - отец. На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. Вступление к сказке: 1. Красивая, 2. любуется собой, 3. гордая, 4. подвижная, Словесный портрет мачехи: 5. грубая, 6. жестокая, 7. завистливая, 8. надменная. Зло разрушает всё на своём пути. 2. Вывод: План рассказа о царевне: 1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств. 2.Отношение к ней других персонажей: отца, мачехи, Чернавки, пса, богатырей, Елисея. 3.Поведение царевны в тереме богатырей. Образ царевны: • Добрая, • Бескорыстная, • Скромная, • Кроткая, • трудолюбивая, • Вежливая, • Простая в общении, • Добродетельная. Образ царевны: • добрая, • бескорыстная, • скромная, • кроткая, • трудолюбивая, • вежливая, • простая в общении, • добродетельная. Словесный портрет мачехи: • красивая, • любуется собой, • гордая, • подвижная, • грубая, • жестокая, • завистливая, • надменная. Добро нужно защищать, оно беззащитно перед злом. 3. Вывод: Добро побеждает зло силой любви, преданности, самопожертвования. 4. Вывод: Пушкин, создавая чудо, верит, что добро победит грозную силу зла. Верит, что мир в основе устроен справедливо. И какие бы зло не строило козни, они разрушатся. Поэзия Пушкина утверждает жизнь: поэт всегда зовёт нас к чуду, к гармонии с помощью певучего русского слова.