Урок литературы «Нравственные искания в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Нравственные искания А.С. Пушкина в сказке «О мёртвой царевне
и о семи богатырях
».
5 класс
Ракитина Евгения Юрьевна
, учитель русского языка и
литературы.
Разделы
:
Преподавание литературы
Цели:
раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть
категории добра и зла на примере данной сказки͖
продолжить обучение элементам анализа художественного
текста, умению сравнивать, обобщать͖
формирование прочной нравственной позиции, положительных
ориентаций на распознавание истинной красоты.
Методические п
риемы:
беседа, анализ эпизод
ов, выразительное
чтение сказки, инсценировка эпизода.
Оборудование урока:
текст «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Ход урока
:
I .
Организационный момент
.
Приветсвие.
Свет погашен. Звучит музыка. 2 ученика читают пролог «У
Лукоморья͙» (слайд
-
шоу)
Учитель
: Чтение сказок Пушкина доставляет много счастливых
незабываемых минут. Сказки уносят нас в счастливый мир
Лукоморья, заставляют удивляться богатству выдумок сказочника, а
тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется глубина его
фантазии.
Сказки А.
С.Пушкина
–
чудо, сотворённое гением.
Мы вместе попытаемся разгадать скрытый смысл сказки «О
мёртвой царевне и о семи богатырях».
Каковы цели нашего урока? Дети сами формируют цели
: войти в
мир Пушкинской сказки͖раскрыть нравственный смысл сказки͖
понять с
мысл произведения, выяснить, какими героями Пушкин
восхищается, каких осуждает, развить речь,. (слайд №13)
Цели урока
:
1.Переосмыслить содержание сказки А.С.Пушкина.
2. Раскрыть нравственный смысл сказки.
3. Развить речь и воображение учащихся.
II
.
Викторина по сказкам
.
П
окажет нам путь
-
дорогу в стране Лукоморья учёный кот.
Кот
: Чтобы попасть в сказку, вы должны ответить на
вопросы(угадать сказку):
1.Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился
Шум затих, и царь за
былся
. (Сказка о золотом петушке)
2. Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет вам новое корыто. (Кто говорит и в какой сказке: рыбка
отвечает старику в «Сказке о рыбаке и рыбке»)
3. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет͖
Он бежит себе в волн
ах
На разбитых парусах͙ (Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне͙)
4. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама
-
то величава,
Выступает, будто пава. (О ком идёт речь в строках?
О царевне
Лебеди
)
5.
Пошёл, сел у берега моря͖
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить. (Сказка о попе и его работника Балде)
6. В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва͙ (про
должить фразу: дочка царская жива!)
Кот
: Молодцы, ребята! Вы не просто преодолели все невиданные
дорожки Лукоморья, а оказались в «Сказке о мёртвой царевне͙»
III.
Вопросы по
тек
сту
.
1.
В каком году написана сказка?
2.
Почему А.С. Пушкин озаглавил своё
произведение «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях»? (предполагаемые
ответы детей͙ спор)
3.
Если так, то сказка должна была бы называться ? (Сказка о
спящей царевне и о королевече Елисее)
4.
Что же это за семь богатырей, которые не смогли защитить
царевну
от беды?
Вывод
: Ведь не только о них идёт речь в сказке? А о
чём?
(какие
проблемы рассматривает автор в сказке)
О борьбе света и тьмы,
О любви и верности,
О красоте внешней и внутренней,
О том, что добро нужно защищать
. (Слайд №15)
5.
Ребята, помнит
е пословицу «У семи нянек дитя без глазу»?
Что
-
то общее есть в пословице и в названии Пушкинской сказки?
(Рядом 7 богатырей, а царевна мертва.)
6.Подумайте, кто ещё, кроме лесных братьев, принимал участие
в судьбе царевны? (Мачеха, Елисей, зеркальце
, чернавка, Соколко
-
подтвердить текстом).
А теперь ещё раз обдумайте всё сказанное, ответьте на вопрос :
Почему только Елисею удалось спасти царевну? Ведь зеркальце
говорило правду, чернавка не злодейка, братья были добры к
девушке, Соколко
был чутки
м, преданным? (Елисей верил, что
найдёт любимую, ему не верили, над ним смеялись)
Вот и первая проблема, которую мы осознали, сделаем вывод:
1 вывод
: Любовь и преданность могут спасти от смерти,
разрушить зло.
(Слайд №16 записать в тетрадь).
=V. Работа
с текстом
.
1.
Обратимся к началу сказки.
Что больше всего удивляет?
(Выразительно прочитать)
Царь с царицею простился,
В путь
-
дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи͖
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в
ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром г
ость желанный,
День и ночь так долго
жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь
-
отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Какие чувства вы испытали к цариц
е, прослушав вступление к
ска
зке? Разве умирают от радости? Ч
аще слышим фразу
:
«умерла
от тоски
»
. (Ожидание мужа, рождение дочери,
возвращение долгожданного мужа привело не к ликованию,
а к смерти. Ощущается несправедливость, жестокость судьбы,
И возникает тревога, что добро хрупко.)
2. И вот появляется новая царица?
Какая она?
Похожа ли она на прежнюю царицу?
Почему ей в преданое дано именно зеркальце?
Почему «с ним одним она была добродушна, весела»?
Учитель
: Кот, а кто это перед зеркальцем красуется?
(
Инсценировка эпизода: «
Царица перед
зеркальцем»
)
3.
Творческая работа.
Давайте, ребята, попытаемся словесно нарисовать царицу ,
разговаривающую с зеркальцем
:
(красивая, подвижная, бесконечно любуется собой, гордая,
надменная)
-
Слайд №18.
Чем отличается от преждней царицы?
Как м
еняется царица
-
мачеха, узнав, что кто
-
то ,«втихомолку
подрастая , расцвела͙», стал ей соперницей в красоте?
Как проявляется её злость в обращении к зеркальцу?
(подтвердите текстом)
"Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь
-
то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
(Реплика кота: Было «глупое» зеркальце)
Что мы видим , ребята? Как меняется царица? (Из
красавицы
мачеха превращается в ведьму, потому что «чёрной зависти
полна͙бросив зеркальце под лавку͙.», заставляет Чернавку
совершить злодеяние)
Давайте дополним эпитеты, которые характеризуют мачеху.
Какая она? (
Грубая, жестокая, завистиливая, надменная
,
жестокосердная
)
.
Почему она жестокосердная? (Она не просто хочет избавиться
от соперницы, но требует от Чернавки, чтобы та расправилась
с девой)
-
найдите подтверждение в тексте «И наказывает
ей,сенной девушке своей͙»
Как Пушкин называет в этом эпизоде з
лую царицу? (баба
гневная)
Учитель
:
Все : и злая мачеха, и правдивое зеркальце, и
доброжелательная, но не готовая пожертвовать собой
Чернавка
-
губят царевну.
2
вывод: Зло разрушает всё на своём пути
.
(Слайд
№1
9)
4.
Давайте сравним царевну и её мачеху, чтобы
понять
-
способна ли Царевна, олицетворяющая красоту и доброту,
противостоять Злу?
(
На слайде №20
)
показаны критерии , которые помогут вам
сравнить царевну и мачеху.
Найдите в тексте, как к царевне относятся разные герои:
С любовью присматриваясь к гер
оине
,
Пушки
н
показывает
её внешнюю и внутреннюю красоту(докажите текстом)
-
белолица, черноброва, румяней, белее(внешняя красота),
внутренняя
-
всех милее,пожалую тебя
(Чернавку)͖всё
порядком убрала, засветила богу свечку, что за диво, честь
хозяям отдала, в
пояс низко поклонилась, от зелёного вина
отрекалася она.
Мне всех милей королевич Елисей.
Мачеха
--
красавица
-
девица͖
Елисей
–
красавицей
-
душой͖
Чернавка
-
Та в душе её любя, не убила, не связала͖
Богатыри
-
всё так чисто и красиво, милую девицу
полюбили, приберёт и приготовит, им она не прекословит
.
Какой предстаёт царевна? (добрая, скромная, кроткая,
трудолюбивая, вежливая, простая в обращении,
добродеятельная)
-
слайд №21
Посмотрите, что у нас получилось: какими прдстают мачеха и
царевна, попытай
тесь сделать вывод.
Вывод: Царевна и мачеха олицетворяют две
противоположности: Добро
-
Зло.
3 вывод: Добро нужно защищать, оно слишком беззащитно
перед миром зла
. (слайд №23)
V. Выводы
.
Учитель
:
А кто же хотел защитить царевну?
Найдите
подтверждение в текс
те
Ученики
:
Чернавка
,
Зеркальце
,
Соколко
,
Богатыри
, Елисей.
Учитель
:
И кто же оказался способен противостоять злу ,
защитиь
любовь?
Ученики
: Елисей
Королевич Елисей
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей
-
душой.
Ученики
:
Нет уныния, есть
стремление найти её, он неутомим
:
Нет как нет! Он горько плачет
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён͖
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся͙
Его любовь все преодолевает и помогают ему силы природы
:
В том гробу твоя невеста͙
Учитель
:
Он не уехал, почему?
Ученики
:
отправился поп
рощаться, потому что не поверил
:
И о гроб царицы милой
Он ударился всей силой͙
Дева вдруг ожила͙
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт͙
Учитель
:
Почему ожила царевна?
Ученики
:
Сила любви,
веры, преданности
разрушила зло.
Учитель
:
Выходит, Добро победило Зло?
Ученики
:
В конце зло рассыпается осколками разбитого
зеркала. О
т тоски умирает царица
-
мачеха.
Учитель
:
Какая мысль звучит в концовки сказки?
И никто с начала мира,
Не видал такого пира,
Я там был, мёд
, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Есть осознание , что любовь Елисея победила злую мачеху, но
зло ещё есть в мире, а добру ещё нужно трудиться!
4 вывод: Добро побеждает зло силой любви, преданности,
самопожертвования.
V=. Рефлексия. Чему научила вас сказка?
V==. Слово учителя. Оценивание.
V===. Домашнее задание (на выбор)
:
1.
Синквейн написать.
2.
Написать сказку в стихах.
3.
Эссе: Нужно ли помогать добру в борьбе со злом?
Нравственные искания
А.С. Пушкина в
©Сказке о мёртвой
царевне и о семи
богатыряхª.
Учитель русского языка и литературы
Ракитина Е.Ю.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо
песнь заводит,
Налево
сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом
чахнет;
Там русский дух… там Русью
пахнет!
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
1. Переосмыслить содержание
сказки А.С.Пушкина.
2. Раскрыть нравственный смысл
сказки.
3. Развить речь и воображение
учащихся.
Цели:
©Сказка о мёртвой
царевне и о семи
богатыряхª.
Болдино, осень 1833 г.
1. Борьба добра и зла.
2. Добро нужно защищать от зла.
3. Красота внешняя и красота
внутренняя.
4. Любовь и верность.
Проблемы:
Любовь и
преданность могут
спасти от смерти,
разрушить зло.
1. Вывод:
Царь с царицею простился,
В путь
-
дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит…
Издалече наконец
Воротился царь
-
отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Вступление к сказке:
1. Красивая,
2. любуется собой,
3. гордая,
4. подвижная,
Словесный портрет мачехи:
5. грубая,
6. жестокая,
7. завистливая,
8. надменная.
Зло разрушает всё на
своём пути.
2. Вывод:
План рассказа о царевне:
1. Описание внешности царевны и её
внутренних качеств.
2.Отношение к ней других персонажей:
отца, мачехи, Чернавки, пса, богатырей,
Елисея.
3.Поведение царевны в тереме богатырей.
Образ царевны:
•
Добрая,
•
Бескорыстная,
•
Скромная,
•
Кроткая,
•
трудолюбивая,
•
Вежливая,
•
Простая в общении,
•
Добродетельная.
Образ царевны:
•
добрая,
•
бескорыстная,
•
скромная,
•
кроткая,
•
трудолюбивая,
•
вежливая,
•
простая в
общении,
•
добродетельная.
Словесный портрет
мачехи:
•
красивая,
•
любуется собой,
•
гордая,
•
подвижная,
•
грубая,
•
жестокая,
•
завистливая,
•
надменная.
Добро нужно
защищать, оно
беззащитно перед
злом.
3. Вывод:
Добро побеждает зло
силой любви,
преданности,
самопожертвования.
4. Вывод:
Пушкин, создавая чудо, верит, что
добро победит грозную силу зла.
Верит, что мир в основе устроен
справедливо. И какие бы зло не
строило козни, они разрушатся.
Поэзия Пушкина утверждает
жизнь: поэт всегда зовёт нас к
чуду, к гармонии с помощью
певучего русского слова.