Диагностическая карта урока по критериям и показателям системно – деятельностного подхода
Диагностическая карта урока по критериям и показателям
системно – деятельностного подхода
класс________
урок______________________________________________________________
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
Оценка
в баллах
Уровень
работы
учителя
1.Целеполагание
Учитель формирует содержательную цель урока
(формирование системы ценностей по данному предмету)
1-2
низкий
Формулирует содержательную и развивающую цели урока
3-4
средний
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам
5-6
Выше среднего
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)
7-8
Хороший
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)
9-10
Высокий
2.Мотивация
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.
1-2
Низкий
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся
3-4
Средний
Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации учащихся границы между знанием и незнанием
5-6
Выше среднего
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества
7-8
Хороший
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.
9-10
Высокий
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока
1-2
Низкий
Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией.
3-4
Средний
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно
5-6
Выше
среднего
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО
7-8
Хороший
Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата
9-10
Высокий
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся
Работает с классом фронтально на всех этапах урока
1-2
ош°Низкий
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи
3-4
Средний
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе
5-6
Выше
среднего
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
7-8
Хороший
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний
9-10
Высокий
5.Методы обучения
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения
1-2
Низкий
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)
3-4
Средний
Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталонам
5-6
Выше
среднего
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию
7-8
Хороший
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления
9-10
Высокий
6. Рефлексия
Оценивает работы учащихся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся
1-3
Низкий
Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)
3-4
Средний
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать
5-6
Выше
среднего
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащихся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям)
7-8
Хороший
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащихся их деятельности на уроке
9-10
Высокий
Суммарное количество баллов по уроку
Коэффициент эффективности проведенного урока:
6-18
Низкий
18-24
Средний
25-36
Выше среднего
37-48
Хороший
49-60
Высокий
15