Внеурочная деятельность, рабочая программа кружка Умники и умницы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Героя Советского Союза А.П.Иванова»
Лужского муниципального района Ленинградской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Возраст детей: 7 - 10 лет
Срок реализации: 2016 - 2017 год
Разработчик программы:
Миклушова Н.В.-учитель начальных классов первой квалификационной категории
г. Луга
2016 г.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования следующих личностных результатов:- определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности
- проговаривать последовательность действий
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
-умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать,
-выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
- добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт
- перерабатывать полученную информацию:
- сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
-развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности,
-умения ставить вопросы и находить ответы;
-планирование своих действий под руководством учителя;
-приобщение к исследовательской и проектной работе;
-умение делать выводы и обобщения.
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
-уважать своё и чужое мнение,
-учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
-умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника
-умение разрешать конфликты на основе договорённости
Личностные УУД
-доброжелательность,
-доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
-способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными задачами выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Содержание дополнительной образовательной программы кружка "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
Тренировка психических процессов На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
Задачи геометрического характера Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Нестандартные задачи логического характераСистематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
Нестандартные задачи алгебраического характера Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение. Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание 1 года обучения
1.Тренировка психических процессов.-развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти;развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);совершенствование воображения;2.Задачи геометрического характера.-построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм".3. Нестандартные задания алгебраического характера- занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы; 4. Нестандартные задания логического характера-провоцирующие задачи.5. Игры А. З. Зака. -игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха")
Содержание 2 года обучения
1.Тренировка психических процессов.-развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).2. Задания геометрического характера.- уникурсальные кривые; составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..3. Нестандартные задания алгебраического характера.-арифметический шифр; математический фокус ; арифметические лабиринты с воротами; математические ребусы; магические квадраты 3*3;4.Нестандартные задания логического характера-анаграмма; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием.5.Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Содержание 3 года обучения
1.Тренировка психических процессов.-развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;2. Задания геометрического характера.-составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; уникурсальные кривые; построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм"; разрезание фигур. 3. Нестандартные задания алгебраического характера.
Содержание 4 года обучения1.Тренировка психических процессов.--развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;2. Задания геометрического характера.-составление и моделирование многогранников; построение фигур из счетных палочек; уникурсальные кривые;-построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо"."Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм".3. Нестандартные задания алгебраического характера.-задачи на переливание и на взвешивание; математический фокус ; математические ребусы; арифметические лабиринты с воротами; магические фигуры; цифровая головоломка "судоку" ; кросснамберы.4. Нестандартные задания логического характера-провоцирующие задачи; логические задачи на причинно-следственные цепочки; задачи с опорой на жизненные ситуации; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
1 класс
№ Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации деятельности
1 Первый раз в первый класс Беседа-размышление о школе
2 Работа над ошибками Практическая работа
3 Задания трёх поросят Ролевая игра.
4 Здравствуй, осень! Беседа по личным наблюдениям
5 Играем в «ромашку» Игра
6 По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» Слушание сказки и её обсуждение.
7 Рисуем яблоньку Разыгрывание ситуаций. Беседа. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
8 Геометрический магазин Задачи геометрического характера.
9 По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» Слушание сказки и её обсуждение.
10 Хлеб-батюшка Исследовательская работа «Откуда хлеб пришёл»
11 Шкатулка с сюрпризом Интеллектуальные игры
12 На грибной поляне Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»
13 В гостях у ЗнайкиПросмотр видео-отрывка и беседа. Игры
14 Читаем письма Интеллектуальные игры
15 Наряжаем ёлочку Информационно –развлекательный праздник «Как встречают Новый год люди всех земных широт». Новогодние забавы. Изготовление ёлочных украшений
16 «Прикольные задания» Игры и задания на смекалку
17 И снова «прикольные задания» Игры и задания на смекалку
18 Домашние животные Мини - проекты
19 Цепочка занимательных заданий Занимательные задания и игры
20 О звёздах КТД «Звёздное небо»
21 Дорогою добра КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
22 Быть здоровым Игры
23 Незнайкин экзамен Урок - соревнование
24 Коллекция головоломок от Незнайки Логические игры и головоломки
25 По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» Беседа-размышление
26 Знаменитые малыши. ДюймовочкаИсследовательская работа
27 Букет для Русалочки Интеллектуальные игры
28 Спичечное ассорти Беседа и игры
29 Словесные забавы Нестандартные задания логического характера -провоцирующие задачи
30 «Говорящие» головоломки 31 Ловим рыбку 32 ЗагадалкиРазнообразие игр на основе загадок
33 Пернатые друзья Нестандартные задания логического характера
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»
2 класс
Внеурочное занятие (тема, название) Формы организации деятельности
1 Снова в школу Беседа-размышление на тему «Если б не было школ?»
2 Как из рога изобилия Игры
3 Кое-что о школе Игры. Загадалки - с - толку –сбивалки о школе. Криптограмма
4 Овощи с грядки Игры и задания на смекалку
5 Курам на смех Логические игры
6 Сказочный листопад Слушание сказок и её обсуждение
7 Развиваем воображение и фантазию Беседа - размышление
8 Морские обитатели Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»
9 Бьём баклуши Ролевые игры
10 Зоологическое ассорти Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»
11 Клуб юных живописцев Интеллектуальные игры
12 Цветочная угадайкаИсследовательская работа
13 Открываем долгий ящик Интеллектуальные игры
14 Звёздный дождь Исследовательская работа КТД «Звёздное небо»
15 Ёлочка с волшебными шишками Информационно –развлекательный праздник «Как встречают Новый год люди всех земных широт». Новогодние забавы. Изготовление ёлочных украшений
16 Учимся быть внимательными и заботливыми Ролевые игры
17 Засучив рукава Игры и задания на смекалку
18 Сундучок занимательных заданий Интеллектуальные игры
19 Симметрия Логические игры
20 Герои сказок в ребусах и загадках Занимательные задания
21 Учимся быть честными Беседа-размышление о честности
22 «Учитесь властвовать собой» Ролевые игры
23 Учимся управлять своими чувствами КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
24 Любопытные факты из жизни животных Программа «Изучаем животных» Мини - проекты
25 Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных Программа «Изучаем животных» Мини - проекты
26 Пятое колесо в телеге Занимательные задания и игры
27 Здравствуй, сказка! Занимательные задания и игры по сказкам
28 О водных судах Мини - проекты
29 Китайская грамота Игры со словами
30 По тропинкам математики Математические игры
31 Сказки А. С. Пушкина Игры, викторины и задания на смекалку по сказкам А.С. Пушкина
32 На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки Разнообразие игр на основе загадок
33 Самолётик Нескучалкин. На даче Интеллектуальные и логические игры
34 Согласись или поспорь со мной Урок-соревнование в смекалке
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»
3 класс
№
п/пВнеурочное занятие (тема, название) Формы организации деятельности
1 Слово о Родине Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?
2 В кругу семьи Игры
3 Продолжаем разговор о семье Игры. Загадалки-с-толку-сбивалки о школе. Криптограмма
4 Все мы люди разные… Игры и задания на смекалку
5 Дело было в Лукоморье Логические игры
6 В космическом пространстве Просмотр видеофильма и его анализ
7 Старичок-боровичок Беседа - размышление
8 Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка. Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»
9 Кот в мешке Ролевые игры
10 Поговорим о поведении Беседа о правильном поведении
11 Литературная угадай-ка Литературные игры
12 Береги здоровье Исследовательская работа
13 О воде Исследовательская работа
14 Спешим на помощь Кузе. Интеллектуальные игры
15 Поэтическая карусель Литературные игры
16 Арт-студияРолевые игры
17 Зима в загадках Игры и задания на смекалку
18 Подарки Деда Мороза Занимательные игры
19 Что мы знаем о деревьях Исследовательская работа
20 Поговорка-цветочек, пословица-ягодка Занимательные задания
21 «Репка» на новый лад Ролевые игры
22 Любопытные факты из жизни животных. Исследовательская работа
23 Школа искусств КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
24 Спешим в школу искусств. Мини - проекты
25 Куклы в нашей жизни Мини - проекты
26 Золотой дождь Занимательные задания и игры
27 Лента занимательных заданий Занимательные задания и игры по сказкам
28 Клуб любителей русского языка Мини - проекты
29 В царстве Лешего Игры со словами
30 Геометрический калейдоскоп Математические игры
31 Магазин головоломок. Игры, викторины и задания на смекалку по сказкам А.С. Пушкина
32 Магазин головоломок. Разнообразие игр на основе загадок
33 В поисках цветка папоротника Интеллектуальные и логические игры
34 На войне как на войне Урок-соревнование в смекалке
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»
4 класс
№ п/пТема урока Формы организации деятельности
1 Государственные символы. Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?»
2 Моя семья. Игры и задания на смекалку
3 Мой портрет в лучах солнца. Задания на смекалку
4 Интеллектуальный клуб «Мыслитель». Задачи геометрического характера.
5 Вода в нашей жизни. Логические игры
6 Матушка-землица. Просмотр видеофильма и его анализ
7 Юные кулинары. Беседа - размышление
8 Куда летят крылатые слова. Научный клуб школьников
9 Фильм, фильм, фильм… Ролевые игры, просмотр фильма
10 Путешествие в мир пушкинских сказок. Игры, загадки, кроссворды
11 И снова нас ждет мир пушкинских сказок. Литературные игры
12 Приветствуем зиму. Исследовательская работа
13 Пернатые друзья. Исследовательская работа
14 Олимпийские игры древности. Интеллектуальные игры
15 Олимпийские игры современности. Викторина, игры
16 Я расскажу тебе о цирке. Ролевые игры
17 Калейдоскоп головоломок. Игры и задания на смекалку
18 Музыкальная шкатулка. Занимательные игры
19 Что мы знаем о памяти. Исследовательская работа
20 Приди, Масленица, с радостью!.. Занимательные задания
21 Золушка. Ролевые игры
22 Клуб любителей русского языка. Исследовательская работа
23 Да здравствует абракадабра! Занимательные игры
24 Собранье пестрых дел. Викторина
25 Поговорим, друзья, о книге. Мини - проекты
26 Эх, яблочко!.. Занимательные задания и игры
27 Шутка – минутка, а заряжает на час. Занимательные задания и игры
28 О времени и о часах. Мини - проекты
29 Еще раз о времени и о часах. Игры со словами
30 Праздник Ивана Купалы. Игры, викторины
31 Клуб любителей головоломок. Игры, викторины и задания на смекалку
32 Как делают бумагу. Разнообразие игр на основе загадок
33 История плюшевого мишки. Интеллектуальные и логические игры
34 Букет увлекательных задач. Урок-соревнование в смекалке
Итого 34