Конспект урока по литературному чтениюТема урока: «Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка«Снегурочка» (СРО Л.В.Занкова, 2 класс)

Тема урока: «Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка» (СРО Л.В.Занкова, 2 класс)
Цели урока:
Образовательная. - Познакомить учащихся с отражением древних обрядов в народной сказке (тесная связь человека с Природой).
- Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера).
Развивающая. - Работать над языком сказки для раскрытия ее жанровых особенностей и идейно-художественного смысла (сюжет, композиция, стиль).
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательная. – Воспитывать интерес к чтению, обогащать читательский опыт.

Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового восприятия художественных текстов;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование:
компьютер,
проектор,
презентация,
индивидуальные карточки,
учебник Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», Самара, 2003


Ход урока

Оргмомент.
1.Психологическая гимнастика.
Здравствуйте. Меня зовут Наталья Каспаровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Какое время года наступило?
Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. А чтобы хорошо поработать нам нужно выяснить, чем мы сегодня с вами будем заниматься.
2. Целеполагание.

- Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку. но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения?

(На слайде расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать 100 метров. Дети объясняют, что на этом уроке мы будем делать)

3. Речевая разминка
Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд )
Жили-были...
Не по дням, а по часам
Запоёт заслушаешься...
Души не чаяли...
Сказка ложь, да в ней...
Кто запомнил выражения? Что это за выражения? Как вы их понимаете? (Они все, кроме последнего, относятся к сказке , а к какой мы с вами выясним немного позже. Последнее выражение принадлежит А.С. Пушкину.)
Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина? (слайд )
Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.
4. Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.
( слайд) Рассказать о характерах, поступках, мыслях, чувствах людей и оценить их (что хорошо, что плохо).

- Какие типы сказок вы знаете?
- Назовите задачи каждого типа сказок.
( слайд) Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.
О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.
Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

- Какие сказки древнее? Почему?
Древнее сказки волшебные, т.к. люди в древности верили в силу природы, поклонялись разным богам, верили в то, что часть предмета может обладать силой целого, верили в различные превращения.



У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега!

Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.
Н. Рыленков
Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. А как оно называется мы с вами должны отгадать.
- У вас на партах конверты с буквами. Надо из букв составить слово. Работать будете в парах. Не забудьте правило «Поднятой руки».
- Произведение , с которым мы будем сегодня работать – русская народная сказка «Снегурочка».
Подберите однокоренные слова к слову Снегурочка (снег, снеговик, снежок)
Речевая разминка Работа над выразительностью речи.
- Прочитать, выделяя логическим ударением разные слова:
Плакала Снегурочка, зиму провожая.
III. Работа по изучению нового материала.
1. Ну, а сейчас я предлагаю, вслушаться в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка». Чтение сказки с. 22-25
2. Словарная работа: - Объясните значение слов и словосочетаний. - Подберите синонимы.
(слайд ) расти не по дням, а по часам – очень быстро
души не чаяли – очень любили
студеный ручей - холодный
дитятко - ребенок
хворост – сухие ветки
боязно – страшно
- Что хотите сказать? Поделитесь своими мыслями.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

3. Постановка проблемы.
О ком сказка? А о чём она?
Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.
Исследование сказки.
- Докажите, ребята, что это сказка.
Преддействие. Жили-были
Сюжет построен по законам сказочной композиции: завязка, кульминация, развязка.
Использование слов с уменьшительно ласкательным значением;
- Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?
- Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?
Встречается разговорная лексика.
- К какому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?
Волшебн0бытовая, т.к. выражает радостное удивление умом и находчивостью героев Ивана и Марьи, также произошло чудо, волшебство, из снега появилась живая девочка.
- Докажите текстом выбранный тип сказки.
Стр. 22
5. . Работа в группах: – Найдите и прочитайте отрывки из сказки, в которых рассказывается:
1-ая: как Иван да Марья слепили Снегурочку
2-ая: как она постепенно оживала,
3-я: какая стала.
4-ая: Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?
5-ая: Когда вам было радостно за Ивана и Марью, а когда стало их жалко?
6-ая: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте.

- Каково происхождение этой сказки? Эта сказка древняя или современная?
Древняя - доказательство на стр. 24-25 (явление природы – испарение снега).
IV. Закрепление изученного материала.
- Наши ребята, во время подготовки чтения по ролям, заинтересовались этой сказкой и решили узнать о её происхождении и дальнейшей судьбе.

Родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. «Снегурочка» так раньше и называли костромскую девушку.

Образ этой милой девушки вдохновил серьезного автора-прозаика Александр Николаевич Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым.

А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение.

А прекрасные декорации создает художник, хорошо известный нам по картинам «Аленушка», «Три богатыря» - Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

V. Практическая работа
-Я предлагаю вам тоже побывать в роли художников и нарисовать как постепенно оживлялась Снегурочка. Возьмите листы с изображением Снегурочки.
-Поможет нам оживить Снегурочку стихотворение и музыкальное вступление из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Снегурочка».

Жили-были Иван да Марья вдвоем.
Вот однажды на озябший лужок
Выпал свежий, молодой, густой снежок.
Иван да Марья, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.
Наводим брови черным угольком,
Натираем щеки докрасна снежком.
Были косы из пушинок из седых,
А глаза из льдинок светло-голубых.
Вдруг красавица взглянула, расцвела,
Тонкой бровью удивленно повела.
Иван да Марья не одни теперь живут,
Дочку ласково Снегурочкой зовут.

- Предлагаю продолжить исследование.
- Что скрывает от нас эта сказка?
В тексте сказки спрятался миф о происхождении цветов.
- Найдите и прочитайте его. (стр. 25)
(слайд ) – Слышали о таком цветке – Иван-да-Марья?
V. Рефлексия.
- Предлагаю проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Снегурочка». Выполните Т е с т.
1. Из чего старики сделали Снегурочку?
а) из теста;
б) из снега;
в) из соломы.
2. От чего пряталась Снегурочка?
а) от дождя;
б) от ветра;
в) от солнца.
3. Чему была рада Снегурочка?
а) дождю;
б) граду;
в) снегу.
4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?
а) на полянку;
б) в рощу;
в) на луг.
5. Во что превратилась Снегурочка?
а) в облачко;
б) в росу;
в) в туман.

Самооценка.
- А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите утверждение.
я всё хорошо запомнил.
мне было интересно, но я работал медленно
вопросы для меня оказались трудными
На столах у вас лежат снежинки.
- Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:
- всё получилось, доволен своей работой
- не всё получилось, но могу работать лучше
- ещё есть затруднения в работе

VI. Итог урока.
- Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
- Вам многим была знакома эта сказка. А кому удалось сделать для себя на уроке новое открытие и какое?

(слайд ) Домашнее задание (по выбору учащихся):
Стр. 22-25, научиться рассказывать эту сказку.
2. Подобрать легенду о происхождении какого-либо цветка.
3. Если тебе жалко Снегурочку, Ивана да Марью, придумай свое продолжение сказки.





Рисунок 16всё знаю, могу помочь15