Практические работы по географии начального курса для 6 класса


Практические работы по начальному курсу географии
6 класс
УМК: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс
Оборудование: географический атлас 6 класс, учебник, линейка, метеорологические данные (дневник погоды), калькулятор
Темы практических работ
Определение расстояний, направлений и географических координат на карте полушарий и карте России, обучение оформлению контурной карты
Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей
Определение по карте географического положения и глубин морей, географического положения проливов, островов и полуостровов, рек и озер. Обозначение и надписывание на контурной карте географических объектов
Наблюдение погоды и обработка собранных материалов: составление графика температуры, диаграмм облачности и осадков, «розы ветров», описание погоды за день, месяц..
Определение положения государства на материке, нанесение на контурную карту границ государства, столицы и определение ее географических координат
№ 1 Определение расстояний, направлений и географических координат
на карте полушарий и карте России
1 вариант
Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по карте. Формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.
В каком направлении от вашего населенного пункта (города) расположены географические объекты:
- Москва- Владивосток
По физической карте России определите расстояние и направление от Москвы до географических объектов.
Географический объект Расстояние Направление
Санкт-Петербург По физической карте мира определите расстояние и направление от Лондона до географических объектов.
Географический объект Расстояние Направление
остров Кергелен (Индийский океан) Пользуясь картами, определите абсолютную высоту (глубину) географических объектов.
Географический объект Абсолютная высота (глубина)
г. Народная (Уральские горы) г. Эльбрус (Кавказские горы) Черное море Определите, в каком направлении будет плыть теплоход, и в каком направлении он будет возвращаться обратно.
Маршрут туда обратно
Из Волгограда в Астрахань Из Тобольска в Ханты-Мансийск Разделите известные вам материки на три группы.
Расположенные к северу от экватора Пересекаемые
экватором Расположенные в западном полушарии
Определите географические координаты объектов.
Объект географическая широта географическая долгота
Бразилиа остров Кергелен г. Народная По географическим координатам определите объекты.
Объект географическая широта географическая долгота
город …..? 300 с. ш. 310 в. д.
острова…..? 550 с. ш. 1660 в. д.
Есть ли на земном шаре места с такими координатами?
Ответьте да или нет.
00 ш. и 00 д. ______________________
1800 ш. и 1800 д. __________________
500 ю. ш. и 750 з. д. _________________
Географический диктант:
Самое южное место на Земле ____________________________
Параллели наименьшей длины находятся
ближе к _____________________________________________
Географическая широта экватора составляет ______________
180 меридиан пересекает океаны_________________________
Нулевой меридиан проходит через город __________________
2 вариант
Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по карте. Формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.
В каком направлении от вашего населенного пункта (города) расположены географические объекты:
- Екатеринбург- Берингов пролив
По физической карте России определите расстояние и направление от Москвы до географических объектов.
Географический объект Расстояние Направление
Мурманск По физической карте мира определите расстояние и направление от Лондона до географических объектов.
Географический объект Расстояние Направление
вулкан Камерун (Африка) Пользуясь картами, определите абсолютную высоту (глубину) географических объектов.
Географический объект Абсолютная высота (глубина)
г. Джомолунгма (Эверест) г. Белуха (Алтай) Марианский желоб (Тихий океан) Определите, в каком направлении будет плыть теплоход, и в каком направлении он будет возвращаться обратно.
Маршрут туда обратно
Из Дакара (Африка) к острову Куба Из Иркутска в Братск Разделите известные вам материки на три группы.
Расположенные к югу от экватора Пересекаемые
нулевым меридианом Расположенные в восточном полушарии
Определите географические координаты объектов.
Объект географическая широта географическая долгота
Мехико остров Тасмания вулкан Камерун (Африка) По географическим координатам определите объекты.
Объект географическая широта географическая долгота
озеро …..? 140 с.ш. 130 в.д.
острова…..? 20 ю.ш. 920 з.д.
Есть ли на земном шаре места с такими координатами? Ответьте да или нет.
100 ш. и 2500 д. ______________________
800 ш. и 1800 д. ______________________
1900 ш. и 750 з.д. _____________________
Географический диктант:
Самое северное место на Земле ____________________________
Параллели наибольшей длины находятся ближе
к ______________________________________________________
Географическая широта экватора составляет _________________
00 меридиан пересекает океаны _____________________________
Двигаясь только на юг можно ли совершить кругосветное путешествие ____________________________________________
№ 2 Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей
Цель работы: формирование умений определять изменения глубин и объяснять причины изменений.
Вспомни понятия: материковая отмель (шельфовая зона), материковый склон, ложе океана, океанический хребет.
Работа выполняется на контурной карте. Используется физическая карта полушарий ил физическая карта океанов.
Последовательность выполнения работы:
Определить территорию (между экватором и 20-й параллелью Южного полушария), расположенную между материками Африка и Австралия и ограничивающую часть Индийского океана, на которой предполагается провести анализ изменения глубин.
Различной окраской (от светло-голубой до синей) отметить различную глубину в пределах выделенной территории. Определить среднюю, наибольшую и наименьшую глубины.
Штриховкой отметить шельфовую зону (материковую отмель) вдоль побережья Африки и Австралии.
Выделить и подписать названия океанических хребтов.
Записать в тетрадь краткий вывод об изменениях глубин Индийского океана с запада на восток в пределах выделенной на контурной карте территории. Данные занести в таблицу.
В последней колонке указать, где материковая отмель (шельфовая зона), материковый склон, ложе океана, океанический хребет.
Зона Изменение долготы (восточная) Средняя глубина, м Цвет окраски на физической карте полушарий
Вывод (также указать среднюю глубину, наибольшую глубину и наименьшую глубину):
№ 3 Определение по карте географического положения и глубин морей, географического положения проливов, островов и полуостровов, рек и озер.
1 вариант
Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых объектов.
При выполнении практической работы учащиеся используют карту полушарий, карту России и карту океанов. Практическая работа выполняется на контурной карте России. Заполните таблицу в тетради.
По физической карте определить географическое положение и среднюю глубину Берингово и Черного морей.
План характеристики географического положения моря Краткие ответы
Название Географическое положение:
в мировом океане
относительно других объектов Глубина На контурную карту России нанести проливы, заливы и наиболее крупные острова, полуострова Северного Ледовитого океана.
На контурную карту России нанести наиболее крупные реки и озера нашей страны.
2 вариант
Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых объектов.
При выполнении практической работы учащиеся используют карту полушарий, карту России и карту океанов. Практическая работа выполняется на контурной карте России. Заполните таблицу в тетради.
По физической карте определить географическое положение и среднюю глубину Охотского и Карского морей.
План характеристики географического положения моря Краткие ответы
Название Географическое положение:
в мировом океане
относительно других объектов Глубина На контурную карту России нанести проливы, заливы и наиболее крупные острова, полуострова Северного Ледовитого океана.
На контурную карту России нанести наиболее крупные реки и озера нашей страны.
№4 Наблюдение погоды и обработка материалов:
составление графика температуры, диаграммы осадков, «розы ветров»,
описание погоды за день.
Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описание погоды.
Оборудование: дневники погоды, калькулятор.
Составить график изменения температур за месяц:

дни месяца
положительные температуры – красной линией
отрицательные температуры – синей линией
После построение графика вычислить среднюю температуру месяца, используя статистические данные.
Составить диаграмму осадков по сезонам года по количеству осадков за различные месяца года:
месяц количество осадков, мм месяц количество осадков, мм
январь 43 июль 93
февраль 36 август 74
март 34 сентябрь 64
апрель 42 октябрь 59
май 52 ноябрь 57
июнь 76 декабрь 54
осадки, мм

месяцы
Высчитать общее количество осадков по сезонам года и общее за год. Сделать вывод, на какие месяца года и сезон года приходится наибольшее количество осадков.
Построение «розы ветров» по направлению ветра.
Сделать вывод, ветер какого направления преобладал в течение месяца.
Описание погоды за 10 день месяца по плану:
- наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за день;
- осадки, вид осадков;
- атмосферное давление, изменение по сравнению с предыдущим днем;
- влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
№ 5 Определение положения государства на материке;
нанесение на контурную карту границ государств, столиц и определение их географических координат.
1 вариант
Цель работы: формирование умений работать с политической картой мира, определять положение государств; развитие умений определять географические координаты.
При работе используйте физическую и политическую карту мира.
Составьте сравнительную характеристику физической и политической карт мира.
Тип карты Что изображается Каким способом Для каких целей используется
Физическая карта мира Политическая карта мира Составьте классификацию и приведите примеры стран по предполагаемым признакам.
По численности населения По площади По географическому положению
Используя политическую карту мира, определить географическое положение, дать краткое описание следующих стран: Россия, США, Бразилия. Нанести на контурную карту границы государства и обозначить столицу.
План описания географического положения страны:
На каком материке находится.
С какими странами граничит.
Какими океанами и морями омывается.
Столица государства и ее географические координаты.
С каждого материка выписать по две самые большие по площади страны.
2 вариант
Цель работы: формирование умений работать с политической картой мира, определять положение государств; развитие умений определять географические координаты.
При работе используйте физическую и политическую карту мира.
Составьте сравнительную характеристику физической и политической карт мира.
Тип карты Что изображается Каким способом Для каких целей используется
Физическая карта мира Политическая карта мира Составьте классификацию и приведите примеры стран по предполагаемым признакам.
По численности населения По площади По географическому положению
Используя политическую карту мира, определить географическое положение и дать краткое описание следующих стран: Китай, Нигерия, Мексика. Нанести на контурную карту границы государства и обозначить столицу.
План описания географического положения страны:
На каком материке находится.
С какими странами граничит.
Какими океанами и морями омывается.
Столица государства и ее географические координаты.
С каждого материка выписать по две самые большие по площади страны.