План-конспект урока элективного курса по теме «САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ» (6 класс)

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
МОУ «НЛИ им. Г.С. Лебедева города Чебоксары»







План-конспект
Урока элективного курса
для учащихся 6-го класса

«САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ».









Учителя высшей категории Вазюковой З.Е.











Чебоксары 2011

Тема 1. Введение

Урок 1. Вводный урок

План урока:
Цели и задачи курса.
Инструктаж по технике безопасности.
Правила и приемы оформления контурных карт.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: Урок состоит из отдельных элементов различных форм уроков (урок – лекция, урок – практическая работа).

Цель урока: усвоение знаний, формирование навыков и умений и применение их учащимися при выполнении практических работ на контурных картах.

Задачи урока:
Дать учащимся представление о роли карт и планов при изучении географии, и формировать навыки оформления контурных карт.
Развить учебно-познавательный интерес учащихся к изучению географии через выполнение самостоятельный практических работ на контурных картах.
Сформировать чувство ответственного отношения к технике безопасности при выполнении работ.


Оборудование:
географический атлас 6 – го класса с набором контурных карт;
простой карандаш и ластик;
набор цветных карандашей;
ручка с черной пастой;
ИКТ (компьютер, мультипроектор, интердоска).




Источники информации:
Герасимова Т.П. и др. Физическая география. Начальный курс 6 класс – М.: Просвещение 1994.
Гожих В.Н. Методы обучения географии. Учебное пособие. ЧГУ, Чебоксары-2001.
Лаврентьев В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения (методические рекомендации).//Завуч. №1-2005
Соловьева А. И., Карпов Г. В. Словарь – справочник по физической географии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
Томилин А. Как люди открывали свою землю. Научно - худож. книга,- М.: Детская литература, 1981.
Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии начальный курс 6-й класс – М.: Дрофа 2010.


Структура урока:
Организационный момент (3 ин.).
Раскрытие темы (10 мин.).
цели и задачи курса;
инструктаж по технике безопасности;
требования, правила, приемы, оформления контурных карт, при выполнении практических работ.
Выполнение практической работы (30 мин.)
Анализ урока (1мин.)
Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:
Подготовительный этап – учащиеся заранее были предупреждены о том, что они должны прийти на урок с необходимым оборудованием (контурными картами, атласами и т.д.).
Учитель до начала урока пишет дату и тему урока на доске, вывешивает необходимые для урока карты (физическая карта полушарий или Мира, при наличии ИКТ можно воспользоваться ими).

Организационный момент. Взаимоприветствие. Доклад дежурных об отсутствующих, с последующей отметкой их в журнале класса.
Учитель зачитывает тему и план урока. После вместе с учащимся формулирует задачи урока – научить ребят оформлять контурные карты, что впоследствии им поможет в чтении карты и в развитии познавательного интереса к предмету географии.
Раскрытие темы:
Учитель рассказывает о роли и значении карт в изучении географии.
В географии все начинается с карты и картой заканчивается. Карта – это законная «шпаргалка» ученика и если ученик умеет считывать информацию с карты, то можно считать, что он знает предмет на «хорошую» оценку.
Для того чтобы научиться пользоваться картой нужно знать все о карте: как она составляется, что означают условные знаки, какую дополнительную информацию несёт карта и какие предположения и догадки можно сделать, читая карту. Самой простой картой является план местности. Карта применяется не только в географии, но и в истории, экономике, природоведении и т. д. По- этому сегодня научимся оформлять «легенду» карты. Туда входит название карты, масштаб карты, условные знаки и данные о составителе карты. Наша первая работа будет посвящена материкам и океанам Земли, а так же на этой карте мы обозначим путешествие великих мореплавателей Ф. Магеллана и Х. Колумба.
Знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми в оформлении карт.
Все надписи на контурных картах делаются печатными буквами, простым карандашом или черной пастой.
б) Каждая работа надписывается (номер и тема работы) и подписывается (кем выполнена работа).
в) оформляются условные знаки (цветовая гамма, географические объекты, шкала глубин и высот и т.д.).
Проводит инструктаж по технике безопасности, после чего ребята расписываются в журнале регистрации инструктажа.
Для того чтобы при выполнении практических работ с вами не произошло ничего плохого с целью сохранения вашего здоровья на первом уроке этого курса проводиться инструктаж по технике безопасности.
Первое о чем вы должны знать это то, что все находящиеся предметы в кабинете географии используются строго по назначению (карандаши для оформления, линейки для черчения и измерения).
Во-вторых, пользоваться розетками только с разрешения учителя.
В-третьих, чужим оборудованием пользоваться только с разрешения владельца.
Далее, следует работать так, чтобы никому не мешать, по непонятным вопросам обращаться к учителю.
Приступают к выполнению практической работы №1 «Материки и океаны Земли, маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба».

Выполнение практической работы.
Работа начинается с оформления контурной карты: сверху на контурной карте печатными буквами пишется номер работы и ее название. Внизу на карте пишется фамилия и имя ученика, выполнившего работу. Затем разными цветными карандашами разукрашиваются материки, после чего они подписываются (печатными буквами и черной пастой). Далее подписываются все океаны Земли, а так же подписываются вдоль линий указанных маршрутов имена великих путешественников и первооткрывателей.

Учитель вместе с учащимися делает вывод и анализ урока.
И так, ребята, сегодня мы с вами узнали какую роль, играет карта в изучении географии, как правильно необходимо ее оформлять и попытались с вами создать вашу первую карту.

Домашнее задание – закончить оформление практической работы на контурной карте.










13PAGE 15


13PAGE 14615




15