Сообщение к заседанию кафедры учителей «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Сообщение к заседанию кафедры учителей «Технология проблемного обучения на уроках математики»
Подготовила учитель математики МОУ « Аксеновская СОШ» Янгличева А.Д.
Слайд 1
Одна из серьезных проблем современной школы - нежелание большинства учащихся учиться. Такое состояние порождает ряд других не менее катастрофических проблем:
      усиливается репрессивная, принудительная составляющая учебного процесса, что вызывает еще большее отторжение учения;       подавляются творческие начала, разрушаются личностные качества учащихся.
Все эти негативные последствия влияют и на личность учителя, его труд становится безрадостным, вызывая зачастую отчаяние и безысходность.
Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а сзагадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Слайд 2
Главным девизом работы по проблемному обучению можно взять слова:
«Ум без догадки гроша не стоит»
В системе школьного образования до последнего времени остаются неиспользованными потенциальные возможности проблемного метода обучения.
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проблемного обучения на своих уроках.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике
Слайд 3 Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: - 10% от того, что они читают; - 26% от того, что они слышат; - 30% от того, что они видят; - 50% от того, что они видят и слышат; - 70% от того, что они обсуждают с другими; - 80% от того, что основано на личном опыте; - 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; - 95% от того, чему они обучаются сами.  Слайд 4
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей .
Слайд 5. Функции проблемного обучения
развитие творческих способностей учащихся
развитие практических навыков использования знаний
повышение уровня освоения учебного материала
Слайд 6 Методы проблемного обучения
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее),
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися),
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно),
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).
Слайд 7. Проблемное изложение –
вовлечение учащихся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда преподаватель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом  мысли преподавателя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения
Слайд 8. Проблемные ситуации- постановка таких вопросов и задач, которые дают учащимся почувствовать удивления, любопытство.
Новизна опыта состоит в конструировании содержания и организации, разработке технологического подхода к решению заявленной темы как средства творческого саморазвития личности школьника в учебно–познавательной деятельности. Новизна реализуется в постоянной вариативности компонентов создаваемых ситуаций, в условиях обучения, заданиях и приемах их выполнения, в постоянной смене проблем, способов их доказательств и выводов
Слайд 9. Способы создания проблемных ситуаций
подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение;
столкновение противоречия практической деятельности;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
предложение рассмотреть явление с различных позиций;
побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.
Слайд 10. Дидактические правила постановки проблемных задач
- отделения неизвестного от известного,
- локализации (ограничения) неизвестного,
- наличия в формулировке проблемы неопределенности, определения возможных условий для успешного решения и т.д.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Слайд 11.
Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов: – оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания; – отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни; – учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах; – личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
В практике работы использую самые различные методы, приемы и средства проблемного обучения, которые различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при решении учебных проблем, Например: проблемное изложение знаний; привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения и закрепления знаний; исследовательский метод. Формы реализации проблемного обучения зависят и от других факторов, таких как возраст учащихся, уровень знаний.

Слайд 12. Понятие центрального угла

Обратить внимание учащихся на вершины данных углов. Угол 1 является центральным. Ученики сами вводят понятие центрального угла. Обратить внимание, что кроме угла 1 есть угол 4 он тоже центральный.
Слайд 13 Задания к уроку математики в 6-м классе по теме "Основное свойство пропорции"
Какой знак действия надо подставить вместо *, чтобы получилось верное равенство: Слайд 14

Слайд 15 Решите устно задачу. Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 30г, слон – 5т. “Составляем отношение: 30/5, - сказал клоун. – Мышка в 6 раз тяжелее слона!” Публика смеялась: все видели, что клоун использовал разные единицы массы. Составьте правильное отношение и найдите, какую часть массы слона составляет масса мышки.
Слайд 16 Задания к уроку по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня»
Слайд 17 Сравните устно выражения
Слайд 18 Выполните деление:
а)41,58:5,4;
б)49,44:4,8;
в)36:2,25;
г)1:0,8;
д)0,7 :0,16;
е)7,7:0,07.
Слайд 19 Если вы выполнили задание правильно, то найдете ответы среди этих чисел :
16; 110 ; 7,7; 10,3; 4,375
Современная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы.
15