Урок ФГОС по литературе в 5 классе «Несчастный мальчик» по повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение)
Урок литературы в 5 классе «Несчастный мальчик» по повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение)
Организационный момент. – Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Перед нами рабочий оценочный лист, с которым мы будем работать.
Вступительное слово учителя
Сегодня к уроку мы прочитали повесть Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Какое бы определение дали мальчику. Это несчастный мальчик.
Слайд. - Тема урока. Несчастный мальчик (записываем в тетрадь)
- Какую цель поставим перед собой? (Проанализировать произведение, которое поможет понять участь обездоленных детей 19 века.)
Слайд. ПЛАН УРОКА:
Познакомиться с автором повести.
Анализировать текст.
Работать со словарём.
Искать информацию в тексте.
Читать отрывки из повести.
Составить характеристику героев.
Слайд.
- Послушайте стихотворение «Берег детства» автора Павла Кашаева.
У каждого есть в жизни “Берег детства”,
Где море сказок и волшебных снов.
На эту красоту не наглядеться…
Так хочется вернуться вновь и вновь…
Туда, где легкокрылые мечтанья
Летят искать в тумане острова,
Где рыбок чуть заметное мельканье,
Где спряталась подводная трава…
Где в брызгах солнца радужных купаясь
Плывет, уходит в голубую даль
Такой знакомый белый-белый парус…
И расставаться с ним… немного… жаль
- Прекрасные строчки, для многих из нас – берег детства содержит море сказок и волшебных снов, но мог герой прочитанной нами повести так сказать? Разберёмся!
Слайд. Сначала о писателе.
Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич (19 (31) марта 1822 — 22 декабря 1899 (3 января 1900) — русский писатель, автор известных повестей «Деревня», «Антон Горемыка», в 1883 году пишет повесть «Гуттапречевый мальчик».
- Что такое повесть (По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. )- К Какому роду относится. (К эпосу).
- Начиная с названия рассказа, разберёмся со значением слова. (Ищут в словаре).
Слайд. Гуттаперчевый - упругое, сходное с каучуком и с кожей органическое вещество. Происходит от малайск. getah percha букв. «смола перчи (название растения)»; слово HYPERLINK "https://ru.wiktionary.org/wiki/getah" \o "getah" getah «смола, камедь» было сближено с лат. gutta «капля».
Оцените себя.
II. Анализ прочитанного.
Слайд. - Композиция повести (7 глав)
-Где происходят действия повести? ( в Петербурге)
-Назовите героев произведения. (Клоун Эдвардс, Карл Богданович Беккер, Петя, прачка Варвара, Зизи, Вера, Паф)
- В первой главе автор описывает цирк. Каждый из нас бывал в цирке. Какие ощущения от этого удивительного искусства? (Много света. Музыки, радости, смеха, красоты. Сильные люди вершат чудеса)- Но совсем другим мы видим цирк в повести.
Слайд. -Расскажите о клоуне Эдвардсе глава 1, стр. 3. (Эдвардс был в труппе первым сюжетом, первым любимцем публики, первым потешником, изобретавшим чуть ли не каждое представление что-нибудь новое, заставлявшее зрителей смеяться до упаду и хлопать до неистовства. Словом, он был душою цирка, главным его украшением, главной приманкой .Боже мой, что мог бы сказать Эдвардс в ответ товарищам, часто хваставшим перед ним тем, что их знала публика и что они бывали в столицах Европы! Не было цирка в любом большом городе от Парижа до Константинополя, от Копенгагена до Палермо, где бы не хлопали Эдвардсу, где бы не печатали на афишах его изображение в костюме с бабочками! Он один мог заменять целую труппу: был отличным наездником, эквилибристом, гимнастом, жонглером, мастером дрессировать ученых лошадей, собак, обезьян, голубей, а как клоун, как потешник — не знал себе соперника.)-Режиссёр стал замечать у Эдвардса признаки надвигающейся тоски. Почему. Глава 1. Стр. 4 (Кстати, вы что-то хотели сказать мне о гуттаперчевом мальчике, — подхватил он, очевидно более с целью развлечь Эдвардса, так как ему было известно, что клоун в последнее время выражал особенную заботливость к мальчику, что служило также знаком приближавшейся болезни, — вы говорили, он стал как будто слабее работать... Мудреного нет: мальчик в руках такого болвана, такого олуха, который может только его испортить!)Слайд. - Опишите уборную Беккера. Глава 1. Стр. 4 (Вошел в крошечную низкую комнату, расположенную под первой галереей для зрителей; нестерпимо было в ней от духоты и жары; к конюшенному воздуху, разогретому газом, присоединялся запах табачного дыма, помады и пива; с одной стороны красовалось зеркальце в деревянной раме, обсыпанной пудрой; подле, на стене, оклеенной обоями, лопнувшими по всем щелям, висело трико, имевшее вид содранной человеческой кожи)Слайд. - В этом описании есть деталь, которая заставляет содрогнуться. Что такое деталь? Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) —Трико, которое имеет вид содранной кожи, эта деталь указывает на жестокость хозяина.
Слайд. -Опишите Беккера Глава 1, стр. 5 (Беккер — совершенное подобие Голиафа. Физическая сила сказывалась в каждом его мускуле, толстой перевязке костей, коротенькой шее с надутыми венами, маленькой круглой голове, завитой вкрутую и густо напомаженной. Он казался не столько отлитым в форму, сколько вырубленным из грубого материала, и притом грубым инструментом; хотя ему было на вид лет под сорок, — он казался тяжеловесным и неповоротливым) Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста, уроженцем города HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%84" \o "Геф" Гефа. -Опишите мальчика. Глава1, стр. 5 (На другом стуле помещался тоже завитой, но совершенно голый, белокурый и худощавый мальчик лет восьми. Он не успел еще простыть после представления; на тоненьких его руках и ногах и впадине посреди груди местами виднелся еще лоск от испарины; голубая ленточка, перевязывавшая ему лоб и державшая его волосы, была совершенно мокрая; большие влажные пятна пота покрывали трико, лежавшее у него на коленях. Мальчик сидел неподвижно, робко, точно наказанный или ожидающий наказания). - На что указывает деталь в этом отрывке: Когда оба были готовы, акробат взял со стола хлыст, свистнул им по воздуху, крикнул: марш! и, пропустив вперед воспитанника, зашагал по коридору. (Беккер обращается с мальчиком как с животным).
- Мы заявили в теме, что мальчик несчастный. Поработаем со словарём. Словарь: НЕСЧА́СТНЫЙ (1 значение в словаре)
Испытавший или испытывающий несчастье.
Слайд. Этимология слова.ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.
Работа в парах: Несчастный мальчик. Докажем это.
История мальчика Пети ( глава 2)(Возраст, мать, как жил)
Первая встреча с Беккером (глава 3, СТР. 9)
Тренировки Пети (глава 3, СТР. 11)
Отношение Беккера к Пете (ГЛАВА 3, СТР. 12) ( в чем ходил Петя, что Беккер сделал с собачкой).
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.
ВИДЕО
- Мы доказали, что мальчик Петя был несчастным.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
- Но неужели все дети в то время жили так? (ВИДЕО) Нет. В повести есть семья Листомировых, где к детям относятся совсем по-другому. Автор использует прием антитезы при создании образов.
Слайд. Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление»)
Социальное положение.
Петя
Гуттаперчевый мальчик во время похорон матери одет в случайно подобранную одежду («случайны были сапоги, в которых ноги его болтались», «случайным был кафтанишко», «случайной была шапка, выпрошенная у дворника»). В уборной Беккера мы находим его вообще без одежды («голый, белокурый мальчик», «на коленях лежало трико»). Кроме концертного костюма, у Пети было две рубашки, от которых «остались одни лохмотья», были еще сапоги, «которые просили каши».
ЛистомировыОбразы контрастны по своему социальному положению, это подчеркивает одежда героев. В противоположность ему одеты дети графа. Верочка одета в «голубую стеганую шляпку», «голубую мантилию». Зизи была одета так же, как сестра.
Портретная характеристика.
Беккер характеризуется физической силой, «толстой перевязкой костей», «коротенькой шеей», «маленькой круглой головой». Автор изображает акробата тяжеловесным, как будто «вырубленным из грубого материала».
В противоположность ему изображается Петя, «худощавый мальчик лет восьми», «тоненькие члены», «впадина посреди груди».
Слайд. Вывод: Использование антитезы в композиционном плане позволяет читателю пережить различные чувства. Жалость и сострадание по отношению к Пете, мальчику, у которого в детстве не было детства. Радость за детей графа Листомирова, у которых самое настоящее детство;
Наконец, в 6 главе (стр. 21.)Веру, Зизи и Пафа привозят в цирк. Впереди всех был клоун с большими бабочками на груди и на спине камзола. Зрители узнали в нем тотчас же любимца Эдвардса.— Браво, Эдвардс! Браво! Браво! — раздалось со всех сторон. Но Эдвардс на этот раз обманул ожидания. Он не сделал никакой особенной штуки; кувыркнувшись раз-другой через голову и пройдясь вокруг арены, балансируя павлиньим пером на носу, он быстро скрылся. Сколько потом ему ни хлопали и ни вызывали его, он не являлся.
- Почему Эдвардс так более и не появился на арене? ( предчувствовал беду)
- Во время выступления Пети и Беккера некоторые кричали : «Довольно»? Почему? (Это был опасный номер).Посмотрим видео.
- Смерть Пети – случайность? (Нет, жестокость Беккера по отношении к Пете могла привести только к гибели мальчика).
Самостоятельная работа: представим, что в нашей власти исправить 7 главу, сочинить другой конец повести. Допишите несколько предложений, начиная со слов « А на следующий день…»
Дети читают. Оценивают себя.
- Оцените свою работу на уроке.
- У кого «5», «4», я соберу ваши тетради после урока, проверю и на следующем уроке мы проанализируем.
- Вернёмся к плану нашей работы. Всё ли мы сделали?
Слайд. ПЛАН УРОКА:
Познакомились с автором повести.
Проанализировали текст.
Нашли информацию в словаре.
Прочитали отрывки из повести.
Составили характеристику героев.
Сочинили концовку.
- Перед началом урока мы поставили цель. Достигли её?
Слайд. Вывод: Л.Н.Толстой говорил: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Но такая счастливая пора, к сожалению, уготована не всем детям. Д.В.Григорович хотел показать обездоленное детство мальчика Пети, оставшегося сиротой, немилосердное отношение к нему со стороны взрослых. Автор провозглашает, что детство обязательно должно быть счастливым. Ваше детство счастливое. И пусть будет так и ныне, и присно, и вовеки веков.
Слайд. Д.з. Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче».
По желанию: Написать фанфик.