Сценарий мероприятия «Читать и мыслить на карамзинском языке»


Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Ульяновский педагогический колледж»
Сценарий мероприятия «Читать и мыслить на карамзинском языке»
Выполнила: преподаватель
русского языка и литературы
Кряжева А.В.
Ульяновск 2016
Цель мероприятия: подвести итоги работы студенческой творческой лаборатории в рамках юбилея Н. М. Карамзина.
Задачи:
Предметные:
1. Актуализировать знания о творчестве Н. М. Карамзина, вспомнить о его знаменитых произведениях.
2. Сформировать представление о Н. М. Карамзине как о прозаике, поэте, путешественнике.
Метапредметные:
1. Формировать исследовательские навыки.
2. Формировать навыки использования ИКТ в исследовательской деятельности.
3. Формировать умение работать в команде.
4. Формировать умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
Личностные:
1. Воспитывать бережное отношение к наследию предков.
2. Вызывать чувство гордости за наш край и знаменитых людей, которые с ним связаны.
Оборудование: ноутбук, проектор, флэшка
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы собрались в честь юбилейной даты: в этом году исполняется 250 лет Николаю Михайловичу Карамзину, поэту, писателю, историку и уроженцу нашей Симбирской земли. Это человек особый. Особый потому, что не только сам был деятельным и творческим человеком, но и спустя много лет после своей смерти вдохновлял и продолжает вдохновлять других. Открыть наше мероприятие хочется стихотворением Николая Марянина.
Чтец1
Над Симбирском звезда в золотом ореоле
этой полночью вспыхнула ярче всего,
и история корчилась дико от боли,
в адских муках рождая творца своего…
В государстве Российском открыл он истоки,
и суровой эпохе воздвиг пьедестал,
а в мятежной души бесконечном потоке
дух высокой поэзии дерзко витал!
В мерных звуках его неземного аккорда
партитура веков поднялась из руин,
и на все времена человечество гордо
написало в скрижалях своих:
КАРАМЗИН. (Николай Марянин, поэт и краевед).
И, действительно, звезда Николая Карамзина не гаснет. Он увековечил себя огромным фундаментальным трудом – «Историей государства Российского». Писал необыкновенные стихи. И, конечно же, каждый из нас помнит его со школьной скамьи, как автора сентиментальной повести «Бедная Лиза».
По мнению Сергея Павловича Залыгина, русского советского писателя, академика РАН с 1991 года, главного редактора журнала «Новый мир», обществу во все времена были необходимы такие писатели, которые наряду с тем, что они сами создают высокие произведения мировой культуры, ещё и определяют пути развития, черты и качества литературы своего народа. Помимо того, что Н. М. Карамзин был талантливым прозаиком, он ещё создал совершенно особую поэзию, о которой Пётр Андреевич Вяземский, русский поэт, литературный критик XIX века, историк, переводчик, публицист, написал: «Карамзин явился в самый разгар поэзии Державина. Поэзия Державина была жаркий летний полдень. Всё сияло, всё горело ярким блеском. Много было очарования для воображения и глаз; но сердце оставалось в стороне. С Карамзиным наступила поэзия летнего сумрака. И здесь, как при ясном закате дня, тихая него, свежее благоухание, те же умеренные краски в картинах. Поэзия утратила свой редкий и ослепительный блеск: в ней есть что – то более успокаивающее и чарующее глаза миловидными и разнообразными оттенками». И это совершенно особые краски, особые формы и скромная, спокойная красота… «Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка» - писал Валерий Брюсов. И эти тонкие связи смог почувствовать наш великий земляк. Вашему вниманию представляем результат исследовательского проекта на тему «Символика цвета и цветов в лирике Н. М. Карамзина» Исмагиловой Фирузы Фаритовны, студентки 203 группы специальности «Начальное образование». Научный руководитель Цухлова Светлана Ивановна.
Показателем величия Н. М. Карамзина является то, что он, учитывая опыт предыдущих поколений, определил закономерности развития языка на много десятилетий вперёд. Филолог XIX века, Яков Карлович Грот, отмечал, что только под пером Карамзина «возникла в первый раз в русском языке проза ровная, чистая, блестящая и музыкальная» и что «Карамзин дал русскому литературному языку решительное направление, в котором он еще и ныне продолжает развиваться». Коснёмся подробнее этого вопроса и послушаем выступление на тему ««Использование риторических приемов и фигур в повестях Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза» Кустовой Алёны Андреевны и Царёвой Александры Викторовны. Руководитель – Цухлова С. И.
Внутренний мир Николая Михайловича Карамзина виден и в богатом эпистолярном наследии, которое оставил классик. По справедливому замечанию Любови Александровны Сапченко, доктора филологических наук, доцента, профессора кафедры литературы, «в 18 – 19 веках письмо было связующим звеном между родственными душами, часто оно заменяло исповедь, жизненный итог, служило завещанием, способствовало самораскрытию. Переписка превращалась в диалог единомышленников, сочувственников, в дружескую беседу». И через свои письма Н. М. Карамзин доносит до нас крупицы мудрости, жизненной истины. Вот что он пишет И. С. Тургеневу в 1815 году: «Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душою к его источнику; всё другое…есть шелуха…Делайте что и как можете: только любите добро, а что есть добро, спрашивайте у совести».
Венцом эпистолярного творчества Н. М. Карамзина стали «Письма русского путешественника». Им и посвящено исследование «Письма русского путешественника: традиции и перспективы развития эпистолярного текста» Коротаевой Софии и Коршиковой Анастасии, студенток 23 группы специальности «Преподавание в начальных классах». Научный руководитель – Пономарёва Елена Николаевна.
Произведение «Бедная Лиза», эта сентиментальная повесть Н. М. Карамзина, осталось в нашей памяти и сердце не только за счёт красивого и богатого языка, но и за счёт неподкупной простоты и жизненной силы, заключённой в нём. Немудреная история о том, как барин соблазняет и бросает провинциальную девочку, которая затем от неразделенной любви и стыда прощается с жизнью, стала хрестоматийной. Художники тоже вдохновились повестью «Бедная Лиза». Герои этого произведения были изображены на портретах, гравюрах. «Образы героев Н. М. Карамзина в изобразительном искусстве» студенток Данченко Марии Николаевны, Михлюковой Раисы Сергеевны и Шилиной Дианы. Научный руководитель Кряжева Аксана Васильевна.
Но повесть эта затронула и представителей театра, кино. По ней сняты сотни фильмов, написаны тысячи книг и поставлены десятки спектаклей. Подробно об этом мы с вами узнаем из выступления «Интерпретация повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в других видах искусства» студенток Царёвой Екатерины Максимовны и Паксюаткиной Елизаветы Сергеевны. Научные руководители – Толстых Людмила Анатольевна и Лоснова Галина Викторовна.
Память о Николае Михайловиче Карамзине будет жить. Она останется до тех пор, по ка стоит Карамзинская общественная библиотека, пока цветет поздней весной Карамзинский сад, и пока муза Клио, обращенная лицом к оживленной центральной улице Ульяновска, держит скрижаль истории в своих руках. И завершить защиту проектов хотелось бы стихами Валентина Цветкова.
Чтец 2
Я сюда ненадолго приду
Помолчать, избежать славословия –
В Карамзинском саду, в Карамзинском саду
Отдыхает История.
Здесь былого манящая сила
И приют поэтических строчек,
Растревоженной юности, юности символ
И Отечества милый кусочек.
Наша память немного устала,
Наша вера пусть нас не покинет!
Приводите детей, приводите детей к пьедесталу
Перед светлые очи богини.
И далёкое прошлое нас
Приласкает, а может, осудит –
Всё равно в этот час, всё равно в этот час
Вы мудрей и счастливее будете. 
Валентин Цветков. Из книги "С любовью трепетной", 2005 г.Библиография
Дягилева Л. «Письма Карамзина служили и исповедью, и завещанием…» - Симбирский курьер, № 139, 2012.
Марянин Н. «Над симбирском звезда в золотом ореоле» Эл. ресурс: [ HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1030.rJ9djZQSQEqjpoWpZ6fmJ8evT_m40VO0i9reQuzIrOMgYaO0sTTzHh7g8lHBn9uS_JolK8TVkRdDxdLS_uRf_bYLW3qxPwnrCZ4X7bcOVG141M9KvByRlLOVjZuys8yK.819209eb6a9280ba1cd97f0a3effd0c5cd6e187f&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtNlVVIL6S3yQb4iND2fUWLGvv-j8lMFOwWQCPV_EQqt8&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbHJxaUtORlI3d0JwLVBCQUlfWmNPU2oyb21qb0FTTjF6ZGtfZy1qZ2lReXEzTGZOV2lpelBYczY0UEpoeENhelBwWEFMSmdxbkVI&b64e=2&sign=71ab7384a02cd68c57a11f20c3314768&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFGgJhxxAdAopPqAlAnccJo2qSMD6DQm-6mi1GrzuAyC2Xvl7C2Q-ZoG2LpmF9ex16kd5BCjMt9Pz7roX58Yp3TbcSkK5-hyBp_aN3pxCYZ2xG08lbIsfYtRd5_9_PGE2dVda5NdbujN5xHI2KHg0BpChBv9iFHiw5b6GvLUY8lHibEiULVxJZymfLKOBwlyFuPLh8qYoGCPqz5H35bCA7IhguZGezXAW_RrBj74mouAcnVFnC09DW4zOrVFlvr-aCkbCcuYKUILv3X3fyoJBBiHUiIXgd_ldlzUiTpJeSkfCbkKqkI5g9dJyZ5Vwx08TZlHNH15ZdsnsBgsFW8dF_TjH0VkQTBbJriSb3t8dvNqwV4eaLpca_RrFytBG-rVUGS2OHEjHo8-m2f8xv5gSRybgsH7s0yjbnAJhCxav64TMROapepqU9D3h8W7QTY3XrYfr3UuRZ0RCAKK0tWRVpwWYD1-z9MPA5v4T-udk7fU2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kp5lOT3L5mTl9bZiPhBAC4RCS6AinO9UUVusOPn-joH0gLjc7s2UfZODam7SeLNnTIcmkiuobJujBV17hZ9X-GRhHV--kjIEId4fQBhzJcIdXDjkkbOKva5fOHAaiLw5V3mv4katooAutohOpa_1aNsuefyhUPVt4Cig7O81J08I0s4GAtwMpmaY90yfWha3AhKzuF7ZXgW1hKr0qNwDDEkOLWVlu4-GacPNz45AhdkZPrxRQFxptNlfukCY0JznlaO-BDiho9snHYFXoGFSJRtLPOBRg-QhhPKBIYm3G0Ph96Sd4nvRuz6-fjtN5kT45_rkepbBgvcXBR4tNbb3uRhyxjQFFBb7nszDbQl5dKxLMAPFWVfirt_22Hud0JryvOv-rSSCgU5yyPI0Q8UKfMG7YdH6WScKZY3QqJlZEa5OBi1fn2POm1qbjr-QJ8q2ypi3dArjH07gAC1kt7KLwpe-IU0hwVmT4Fm0XjV4AynkRienhO_P7hiHQ7Ygce1dK9Lc0s28QhjRmjV0e4yeaFG5rh4KXffP1jLkQ0FEBuYnqi74x3Z_3bV6AEYnEoObQRlLccKDqttNrlt4U18jryj4YlYwdsb6xnQA7QAE9g_oMYa1xQnYELG1JNDt49WYKy8JxeoOL6mPTE2NC7jsil_PIVNnnp6TBu3zPE_8iWX-TdtbwQhic_44zn7Y0ODSzRThvsKEw9C6QW-ssafjXd6qhymgvbmXqXCPhydglA_HHgQLrHkHPezdqmYm9QMJuhuBm-b39xSMo&l10n=ru&cts=1461177773681&mc=4.743693251467118" \t "_blank" stihi.ru›avtor/nmkaramzin]
Сапченко Л. А. Карамзин. Pro et contra: личность и творчество Н. М. Карамзина - СПб, Академия, 2006.
Цветков В. Карамзинский вальс. Эл. ресурс: [ HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1030.rJ9djZQSQEqjpoWpZ6fmJ8evT_m40VO0i9reQuzIrOMgYaO0sTTzHh7g8lHBn9uS_JolK8TVkRdDxdLS_uRf_bYLW3qxPwnrCZ4X7bcOVG141M9KvByRlLOVjZuys8yK.819209eb6a9280ba1cd97f0a3effd0c5cd6e187f&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtNlVVIL6S3yQb4iND2fUWLGvv-j8lMFOwWQCPV_EQqt8&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbHJxaUtORlI3d0JwLVBCQUlfWmNPU2oyb21qb0FTTjF6ZGtfZy1qZ2lReXEzTGZOV2lpelBYczY0UEpoeENhelBwWEFMSmdxbkVI&b64e=2&sign=71ab7384a02cd68c57a11f20c3314768&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFGgJhxxAdAopPqAlAnccJo2qSMD6DQm-6mi1GrzuAyC2Xvl7C2Q-ZoG2LpmF9ex16kd5BCjMt9Pz7roX58Yp3TbcSkK5-hyBp_aN3pxCYZ2xG08lbIsfYtRd5_9_PGE2dVda5NdbujN5xHI2KHg0BpChBv9iFHiw5b6GvLUY8lHibEiULVxJZymfLKOBwlyFuPLh8qYoGCPqz5H35bCA7IhguZGezXAW_RrBj74mouAcnVFnC09DW4zOrVFlvr-aCkbCcuYKUILv3X3fyoJBBiHUiIXgd_ldlzUiTpJeSkfCbkKqkI5g9dJyZ5Vwx08TZlHNH15ZdsnsBgsFW8dF_TjH0VkQTBbJriSb3t8dvNqwV4eaLpca_RrFytBG-rVUGS2OHEjHo8-m2f8xv5gSRybgsH7s0yjbnAJhCxav64TMROapepqU9D3h8W7QTY3XrYfr3UuRZ0RCAKK0tWRVpwWYD1-z9MPA5v4T-udk7fU2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kp5lOT3L5mTl9bZiPhBAC4RCS6AinO9UUVusOPn-joH0gLjc7s2UfZODam7SeLNnTIcmkiuobJujBV17hZ9X-GRhHV--kjIEId4fQBhzJcIdXDjkkbOKva5fOHAaiLw5V3mv4katooAutohOpa_1aNsuefyhUPVt4Cig7O81J08I0s4GAtwMpmaY90yfWha3AhKzuF7ZXgW1hKr0qNwDDEkOLWVlu4-GacPNz45AhdkZPrxRQFxptNlfukCY0JznlaO-BDiho9snHYFXoGFSJRtLPOBRg-QhhPKBIYm3G0Ph96Sd4nvRuz6-fjtN5kT45_rkepbBgvcXBR4tNbb3uRhyxjQFFBb7nszDbQl5dKxLMAPFWVfirt_22Hud0JryvOv-rSSCgU5yyPI0Q8UKfMG7YdH6WScKZY3QqJlZEa5OBi1fn2POm1qbjr-QJ8q2ypi3dArjH07gAC1kt7KLwpe-IU0hwVmT4Fm0XjV4AynkRienhO_P7hiHQ7Ygce1dK9Lc0s28QhjRmjV0e4yeaFG5rh4KXffP1jLkQ0FEBuYnqi74x3Z_3bV6AEYnEoObQRlLccKDqttNrlt4U18jryj4YlYwdsb6xnQA7QAE9g_oMYa1xQnYELG1JNDt49WYKy8JxeoOL6mPTE2NC7jsil_PIVNnnp6TBu3zPE_8iWX-TdtbwQhic_44zn7Y0ODSzRThvsKEw9C6QW-ssafjXd6qhymgvbmXqXCPhydglA_HHgQLrHkHPezdqmYm9QMJuhuBm-b39xSMo&l10n=ru&cts=1461177773681&mc=4.743693251467118" \t "_blank" stihi.ru›avtor/nmkaramzin]
Шмидт О.С., Куценко А. А. Венок Карамзину – М.: ACADEMIA, 1992 г.