Мини-проект на тему: «Развернутый план урока в соответствии с ФГОС»
ФГОС НОО и предметное содержание образовательного процесса в начальной школе.
(72 часа)
Пальшина Татьяна Владимировна
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мини-проект на тему: «Развернутый план урока в соответствии с ФГОС»
Актуальность
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов. Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели меня к тому, чтобы разработать урок на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Мой урок направлен на развитие активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением нестандартных учебных задач. На уроке предусмотрены групповая работа, использование ИКТ-технологии.
Структура урока открытия нового знания.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Главная задача этого этапа создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
«хочу» вызываем интерес к уроку, к деятельности;
«надо» подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
«могу» определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
3.Этап выявления места и причины затруднений
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» это место затруднения.
Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно.
Важно выделить какого именно знания или умения не хватает это причина затруднений.
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
Способ дополнения требует введения новых практик и умений.
Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
5. Реализация построенного проекта.
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.
Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя создать ситуацию успеха для каждого ученика.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.
В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:
уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы.
При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.
Данный план урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС в виде технологической карты. Позволяет эффективно спланировать основные этапы урока, проследить насколько результативно и продуктивно в ходе урока решаются поставленные задачи, а главное проанализировать качество усвоения нового материала через систему формируемых УУД обучающихся.
Тип урока: Урок введения нового знания.
Цель: Ввести понятие «этюд»,учить составлять словесные зарисовки.
Задачи:
1.Формировать умение составлять художественное описание,иллюстрировать своё настроение,вызванное картинками природы.
2.Развитие фантазии, воображения, умения выражать их, а также свои мысли при помощи слов,деятельностные способности.
Создать благоприятные санитарно-гигиенические и психолого- педагогические условия для обучения с целью сохранения здоровья школьника.
3.Учить воспринимать красоту природы и эмоционально на нее откликаться.
Оборудование: Учебник « К тайнам нашего языка» ( авт.М.С.Соловейчик, 3 класс,ч. 2) компьютерная презентация; набор для рисования;сигнальные карточки.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Самоопределение к деятельности. Орг.момент.
Слайд 1.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Запись числа и классной работы.
- Настроимся на работу и подумаем, что нам пригодиться для успешной работы(ответы детей)
Проверяют готовность к уроку.
- Для успешной работы на уроке нам необходимы внимание,активное участие на уроке и дисциплина.
Личностные: умение собраться, подготовиться к деятельности.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Сегодня на уроке,я бы хотела пригласить вас в творческую мастерскую,потому что мы будем рисовать словесные картины.А вот о чём будут наши картины, отгадайте:
В небе синем три овечки,
Шёрстка скручена в колечки.
Беленькие, как дымок. Гонит вдаль их ветерок.
Тень подарят нам с тобою, Солнышко, закрыв собою.
Шлют привет нам свысока, Проплывая...
- С чем сравниваются облака в загадке? Почему?
- Запишите слово «облако» (слайд3), поставьте ударение,
произнесите,подчеркните безударную гласную букву.
- Можно ли проверить букву «а»?
Это словарное слово,нужно запомнить его написание.
Образуйте однокоренные слова,
запишите ,выделите корень слова. ( слайд 4)
Облако,облачко,облачный.
- С каким произведением про облако мы знакомились на прошлом уроке?
- Это облака.
Уч-ся работают со словарем Ожегова.
- Облака сравнивают с овечками.
Записывают слово «облако», отмечают в нем орфограмму.
Записывают слова, выделяют корень.
- Сказка Г. Скребицкого про облако, на котором прилетела весна.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез как составление целого из частей;
подведение под понятие на основе распознования объектов,выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,учет разных мнений.
3.Постановка учебной задачи.
-Я предлагаю вам составить этюд про облака.
Сможете справиться с этим заданием?Какой возникает вопрос?
Чему предстоит учиться на уроке?
Будем составлять этюды на основе наблюдений за облаками ( тема урока)
- Мы не умеем составлять этюды.
-Как составить этюд?
- На уроке нам предстоит составлять этюд.
Регулятивные:умение принимать и сохранять учебную задачу;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: сравнение,обобщение;осознанное и произвольное построение речевоо высказывания.
Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение планировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и слушать мнение одноклассников.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Открытие нового знания.
Этюд это небольшое сочинение, словесная зарисовка о природе.
- Как составляют этюды?
- Какие будут предложения?
- Понаблюдать за природой и написать текст.
Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и слушать мнение одноклассников.
5.Первичное закрепление.
« Учимся у писателей»
- Откройте учебник на с.73, выполним упр.535.
План написания этюда. ( слайд 6)
1.Наблюдение.
2.Сравнение.
3.Настроение.
Физкультминутка
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)Устремилось облакоВыше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)Ветер это облакоЗацепил за кручу.Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
2) Музыкальная гимнастика для глаз ( слайд 7)
Учащиеся знакомятся с планом написания этюда.
Учащиеся выполняют физкультминутку
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своей деятельности; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Личностные:
установка на ЗОЖ.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
« Писатели»
Учебник, с.74 упр.536 (самостоятельное выполнение)
- Проверьте,правильно ли вы написали слова ( слайд 8)
- Оцените свою работу
( сигнальными карточками)
Опираясь на рисунок учебника, учащиеся вставляют пропущенные слова в тексте.
Осуществляют самооценку.
Регулятивные: оценивать ( сравнивать с эталоном) результаты деятельности ( своей, чужой)
7.Включение нового задания в систему заданий и повторение
«Художники»
- Давайте немного пофантазируем.
На что ( на кого) похожи облака?
( слайды 9-13)
Изобразите на бумаге своё необычное облако.
- Когда художник собирается писать картину, он заготавливает краски, из которых будет выбирать нужные.
- Как вы думаете, какого цвета они будут?
( выполняют рисунок)
- Поработайте в парах.Расскажите друг другу о своих нарисованных облаках.
Выборочная демонстрация рисунков с устной словесной зарисовкой.
Учащиеся рассматривают облака на слайдах и предполагают , на что они похожи.
Выполняют рисунок облака белой гуашью на синем фоне бумаги.
Обсуждают в парах нарисованные облака.
Рассказывают у доски о своих облаках.
Белые.
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов.
8. Рефлексия деятельности( итог)
- Подходит к концу наш урок в
« творческой мастерской». Сегодня мы побывали в роли писателей и художников.
- Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
-Удалось её выполнить? Каким образом?
- Где могут пригодиться полученные знания?
- Оцените свою работу на уроке
( сигнальными карточками)
Оценивание класса учителем ( в устной форме)
- Научиться составлять этюд.
- Удалось.
- Знания могут пригодиться при написании сочинений о природе.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Регулятивные:адекватно реагировать на оценку учителя.
Личностные: адекватное понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия.
9. Домашнее задание.
- Сочинить этюд в стихотворной форме. ( слайд 14)
- Урок окончен. Спасибо,
Учащиеся записывают домашнее задание
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
умение задавать вопросы.
Самоанализ урока
Тема урока: « Наблюдаем за облаками.»
Цель урока:
Ввести понятие «этюд»,учить составлять словесные зарисовки.
Уяснив новые термины и правила, ученик на этом уроке реализует эти знания, применит их на практике.
Задачи:
1.Формировать умение составлять художественное описание,иллюстрировать своё настроение,вызванное картинками природы.
2.Развитие фантазии, воображения, умения выражать их, а также свои мысли при помощи слов,деятельностные способности.
Создать благоприятные санитарно-гигиенические и психолого- педагогические условия для обучения с целью сохранения здоровья школьника.
3.Учить воспринимать красоту природы и эмоционально на нее откликаться.
В процессе обучения формирую следующие УУД:
Личностные:
собраться, подготовиться к деятельности.
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
умение планировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
извлечение необходимой информации из текстов;
установка на ЗОЖ.
адекватное понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,учет разных мнений.
умение высказывать свое мнение и слушать мнение одноклассников.
умение задавать вопросы.
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез как составление целого из частей;
подведение под понятие на основе распознования объектов,выделения существенных признаков и их синтеза.
сравнение,обобщение;осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
извлечение необходимой информации из текстов; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
осуществлять пошаговый контроль своей деятельности;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
оценивать ( сравнивать с эталоном) результаты деятельности ( своей, чужой)
адекватно реагировать на оценку учителя.
принимать и сохранять учебную задачу.
Структура соответствует выбранному типу урока – открытия нового знания.
Межпредметные связи: Изо, русский язык.
Технологии:
-технологияЗОЖ
-технология ИКТ (показ слайдов, физминутка);
-личностно-ориентированная технология (разноуровневые задания);
На уроке реализуется системно-деятельностный подход.
Общая цель обучения – формирование и совершенствование коммуникативных умений учащихся. Согласно ФГОС начального общего образования коммуникативные действия (речевая деятельность, навыки сотрудничества) – неотъемлемая часть УУД ученика в учебной деятельности.
Приемы и формы работы, используемые на разных этапах, помогают решать задачи урока.
В рамках здоровьесбережения на уроке проводится физкультминутка с музыкальным сопровождением.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку, что служит дальнейшим стимулом познавательной деятельности детей.
Я считаю, что цель урока достигнута. Большинство учащихся активно включились в работу.
Использованная литература:
1.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп., М.: ООО «А ТЕМР», – 2006.
2. Соловейчик М.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 3 класс, – Ассоциация XXI век, – 2007.
Заголовок 215