Мини — проект на тему Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС 
Курсы повышения квалификации
«ФГОС НОО и предметное содержание образовательного процесса в начальной школе» (72 часа)
Суторихина  Светлана Витальевна
E-mail sveta_5567@mail.ruМини – проект на тему:
«Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»
2016 г. 
Краткая аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо строчной буквы р», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Перспективная начальная школа», с учетом требований ФГОС НОО. 
Актуальность.
Урок – основной компонент школьного обучения, содержание которого определено целями образования. Введённый ФГОС НОО требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов.
 Новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову. 
      Тема «Письмо строчной буквы р» связана с ранее изученными темами и предваряет последующие. 
Основная часть.
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся. 
                Задачи проекта:
                1) изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
2) определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК  «Перспективна начальная школа» по тетради по письму 1 класс под редакцией Н.Г Агарковой, Ю.А.Агаркова.;
                3) разработать дидактический материал для проведения урока.
                Циклограмма урока 
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап). 
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 
         3. Постановка учебной задачи.
 Анализ и конструирование буквы.  
Упражнение в письме.  
Отработка написаний слогов. 
Звуковой анализ слова. Запись слова.  
Закрепление изученного на уроке. 
Логические задания на развитие умения рассуждать и анализировать
Рефлексия учебной деятельности (итог урока). 
Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.
 Ресурсы:
- книгопечатная продукция- - рабочая тетрадь по письму № 2 ;- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
-  дидактический материал – карточки.
Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 
научатся: анализировать образ буквы и воспроизводить моторную программу изображения  строчной буквы р; 
получат возможность научиться: наглядно-образному мышлению  посредством использования моделей (звук, слог, слово), использовать фонематический слух;.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): 
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
 Место и роль темы в курсе.
На изучение русского языка в 1 класса отводится 165 часов в год.
Данный урок соответствует требованиям программы: по тематическому плану это первичный урок по теме "Письмо строчной буквы р" раздела "Основной (звукобуквенной)период. Согласные сонорные звуки " курса русского языка (обучение письму в период обучения грамоте) в 1 классе по программе «Перспективна начальная школа»
1.2 Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Стихотворение на постановку учебной задачи. 
Формируются УУД  - Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о постановке ударения в словах; 
логические – осуществляют поиск необходимой информации. 
Задание 2.   Работа по ленте букв.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 3. Работа в группах. Игра «В гостях у буквы «р».  
Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение находить нужное. 
Задание 4:  Работа в прописи. Конструирование.
 
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Задание 5. Составление алгоритма по выбору написания  строчной буквы р.
  .
Формируются УУД – Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Задание 6:  Письмо буквы «р» в соединении с другими буквами.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 7:  Речеязыковое задание.
Формируются УУД - Личностные: ценностная и  морально-этическая ориентация.
Предметные: расширение словарного запаса.
Регулятивные: идёт  управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 8. Беседа по вопросам.
Формируются УУД – Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: уважать мнение собеседника
Задание 9. Дифференцированная работа  по выбору букв .
Формируются УУД – Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Задание 10. Проверка и оценка знаний.
Формируются УУД – Регулятивные: умение анализировать и делать выводы; Познавательные: умение видеть результат учебного труда в соответствии с целью.
Коммуникативные: умение оценивать действия партнера.
  Тип урока – урок изучения нового материала.
Технологическая карта урока по теме «Письмо строчной буквы р»
N
п/п Этап урока
и вид деятельности Ресурсы Деятельность
обучающихся Форма организации
учебной деятельности Содержание материала Формируемые УУД
1
2 Орг.моментМотивационный этап 
Мотивация познавательной деятельности 
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии  Стихотворение
Лента букв Слушание стихотворения, анализ, формулировка вывода.
Анализ, классификация изученных звуков и букв, соотнесение печатных и письменных букв.  Коллективная
Фронтальная
Задание 1. Слушание стихотворения,  с целью организованного начала урока, создания эмоционального настроя.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы?  Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
- Определите, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Выберите нужный смайлик.
Задание 2. Работа по ленте букв.
 -Чем отличаются гласные звуки от согласных?
-Чем отличаются звуки от букв?
-Какие согласные звуки и буквы мы изучили?
- О какой букве идёт речь?
Дрожу от страха
До сих пор!
Воскликнуло полено,-
Похожа буква на топор!
Расколет непременно! 
- На что похожа буква р? 
- Как рычит собака?
Выслушиваются ответы детей. 
- Сегодня на уроке будем учиться писать строчную букву «р», которая нужна нам для обозначения звуков [р],[р'].
Вывод - Появилось затруднение в написании строчной буквы р. Познавательные:
общеучебные 
– осознанно строят речевое высказывание в устной форме о постановке ударения в словах; 
логические – осуществляют поиск необходимой информации
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
3
4
5
6
7 Постановка учебной задачи.
Повторение звуков [р,][р'],изученных на уроке чтения
Анализ и конструирование буквы
Формирование зрительного образа строчной буквы «р»в памяти учащихся
Упражнение в письме
Формирование зрительно – двигательного образа буквы в памяти учащихся
Физкультминутка
(пальчиковая)
Отработка  написаний слогов.
Письмо в тетради двигательных элементов и строчной буквы «р»
Физкультминутка 
(музыкальная подвижная)
Звуковой анализ слова. Запись слова
Выполнение речеязыкового задания
Пропись №2, 
с 9
Пропись № 2.
с.9
Пропись №2, с.9
Пропись №2, с.9
Высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют учебную задачу
Взаимопроверка.
 
Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез.
Выполнение задания на отработку написания буквы «р», взаимопроверка
Коллективная, в группах
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
Задание 3. Работа в группах. Игра «В гостях у буквы «р» Называют слова, в которых есть буква «Р» и определяют , какой звук обозначает буква «р»
1гр. Назовите овощи
2гр. Назовите цветы
3гр. Назовите грибы
Задание 4.
 Работа с прописью. Конструирование
- Из каких элементов состоит печатная  строчная буква р?  
-Чем они похожи? Чем отличаются?
-Выполните конструирование строчной буквы «р» на столе. 
Проверьте правильность выполнениия.
Вывод – Буква р состоит из 2-х элементов: наклонная палочка и наклонная палочка с закруглениями с двух сторон.
Задание 5.
Составление алгоритма по выбору написания  строчной буквы р
 Работа в прописи после полного, а затем краткого объясненияучителем образца начертания строчной буквы р на доске
- Обведите в прописи букву р на 1 и 2 строках.
- Вывод – Чтобы правильно писать букву р, надо уметь верно писать элементы букв.
Задание 6. 
 Письмо буквы «р» в соединении с другими буквами.
- Какие виды соединении здесь используются?
 
Вывод – Верхнее соединение – ор, ур, нижнее – ра.
Задание 7. Речеязыковое задание.
- Объясните , что обозначает слово «рулон»?
Проанализируйте звукобуквенную схему слова «рулон»
- Сколько звуков? 
-  Слогов?
- Ударный слог? 
  -Охарактеризуйте звук[р] в этом слове.
Перекодируйте звуки в письменные буквы.
Составьте предложение с этим словом, запишите схему этого предложения.
Вывод – Звук [р]может быть в слове твердым или мягким звуком. Познавательные: общеучебные– извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение находить нужное. 
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Личностные: ценностная и  морально-этическая ориентация.
Предметные: расширение словарного запаса.
Регулятивные: идёт  управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
8
9
10  Закрепление изученного на уроке.
Логические задания на развитие умения рассуждать и анализировать
Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Оценивание Раздаточный материал
Смайлики на каждого уч. 
Анализ по содержанию урока.
Самопроверка
 
 Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная Задание 8. Беседа по вопросам.
- С какой буквой познакомились на уроке?
-Какой звук обозначает буква р?
-Из каких элементов состоит буква р?
Вывод – Запомнить написание строчной буквы р.
Задание 9. Дифференцированная работа  по выбору букв .
1 вариант
 -Догадайтесь, какая буква пропущена, вставьте её.
2 вариант
 -Прочитай предложения, подчеркни в словах букву «р».
3 вариант
-Найдите и прочитайте в предложениях имена детей.
4 вариант
Возьми любой цветной карандаш и закрасьте части       рисунка, в которых ты видишь буквы  «р»
Вывод- нужно быть внимательными.
Задание 10. Проверка и оценка знаний.
- Выберите  тот смайлик, который соответствует вашему пониманию пройденного материала.
Вывод- оценивание смайликами работы на уроке, понимания темы. Регулятивные:
-умение анализировать и делать выводы; Познавательные:
-умение видеть результат учебного труда в соответствии с целью.
Коммуникативные:
-умение оценивать действия партнера.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Регулятивные:
-умение анализировать и делать выводы; Познавательные:
-умение видеть результат учебного труда в соответствии с целью.
Коммуникативные:
-умение оценивать действия партнера.
САМОАНАЛИЗ
 открытого урока письма в 1 классе
по теме "Письмо строчной буквы «р»" ("ПНШ")
 
 Тема: письмо строчной буквы «р». Это первый урок по теме изучения написания буквы «р» и слов с ней.
Цель  Формирование четкого зрительного образа строчной буквы р.
Задачи  Создать условия для:
- написания строчной буквы р по двигательным элементам и в заданной последовательности, буквосочетаний и слов  со строчной буквой; 
- развития пространственных представлений;
- развития  мелкой моторики руки;
- формирования правильной посадки при письме. 
 Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства: тетрадь по письму Н.В. Агарковой, карточки, раздаточный материал.
         Реализация целей прослеживалась через весь урок.    
I.   Организационный.
Цель этапа: включение обучающихся в социальную практику и переходный мостик к определению темы и целей урока.
           II. Сообщение темы цели урока.–  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 
    III. Актуализация  знаний –  осуществляются четыре ключевые  компетенции  школьника: я знаю, я умею, я создаю, я стремлюсь.  
Познавательные  УУД-  работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, использование знако-символических  средств.  Цель этапа – включение компетенции   школьника  «Я МОГУ  применять свои знания»
 IV.  Восприятие и усвоение учащимся нового учебного материала. Включаются регулятивные УУД: идёт управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно, обучающиеся  контролируют свои действия.  
V.    Применение учащимся знаний и действий в стандартных  условиях с целью усвоения навыков. Регулятивные: идёт управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно, обучающиеся  контролируют свои действия.  (Прописывают строчку с буквой «р»  и  наиболее правильно написанную выделяют подчёркиванием).
VI.  Применение учащимся знаний и действий в стандартных  условиях с целью усвоения навыков (Работа в парах, группах, проводят само-и-взаимопроверку.)
VII.  Отличительная особенность ФГОС  нового поколения – это системно – деятельностный подход. Этому посвящены следующие этапы урока 4,5,6,7.   Обучать  деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. 
 VIII. Этап рефлексии – подведение итогов работы, адекватная самооценка.
Я считаю, что урок соответствовал требованиям ФГОС. В процессе обучения формировала следующие блоки УУД:
 1. Предметные:  развитие  зрительного восприятия,  умения перекодировать звукобуквенную форму в буквенную, писать слова и слоги с изученными буквами. 
2. Метапредметные 
-регулятивные: понимание учебной задачи урока,  анализ и осуществление  решения учебной задачи под руководством учителя.
3.Коммуникативные: научатся давать адекватную самооценку,  анализировать работу товарища, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку, уметь работать в парах, участвовать в коллективном обсуждении проблем. 
             На уроке использовались:
методы обучения:
 Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под   руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, оценивали сами себя и товарища, тем самым формировали осознанные прочные знания.     
технологии:
          -    здоровьесберегающая - в течение урока соблюдались санитарно- гигиенические нормы: 
работа с  экраном не превышали нормы;
проведены  пальчиковая гимнастика, физминутка;
смена видов деятельности и их рациональное сочетание; соблюдение рабочей позы учащихся.
 
- ИКТ
 
Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Планируемый объём учебного материала и сложность информации учтены с возрастными особенностями первоклассников и учебными возможностями учащихся данного класса.  
 Данный урок соответствовал требованиям программы: по тематическому плану  это первый урок по теме   "Письмо строчной буквы «р» " раздела " Букварный период"  курса русского  языка (обучение письму в период обучения грамоте) в 1 классе по программе «ПНШ». Тема  рассчитана один урок.             
          Самостоятельная работа учащихся на уроке была построена по следующей схеме: продвижение от репродуктивного типа деятельности к творческому типу. 
          Целесообразно  использовала следующие средства обучения: пропись № 2,  речь, музыка, презентация в соответствии с темой и типом урока. Наглядный материал -   смайлики настроения - для эмоциональной поддержки, для  снятия физического напряжения - электронная физминутка. Мне кажется,  наглядный материал был достаточен.
            С целью формирования навыков самоконтроля и самооценки   учащиеся сначала прогнозировали, а затем и  оценивали себя сами  по шкале оценивания, а также проводили взаимопроверку. 
          Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
       На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли  ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 
  На уроке развивалось следующие качества: внимание, память, речь, воображение, мышление. Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялась наиболее ярко в ходе диалога с детьми, где был сделан упор на региональный компонент (памятники в городе), на знание название животных.
              Я старалась обеспечить на уроке смену одного вида деятельности другим, использовала различные виды работы: индивидуальную, фронтальную, самостоятельную работу, которые сочетались между собой дополняя друг друга.
           Активность класса можно оценить как высокую.
Считаю, что мне удалось выдержать определенный стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке. Время на уроке было распределено рационально.  По моему мнению урок цели достиг. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении  русского языка.
           ВЫВОД: Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
Для решения поставленных задач и реализации цели урока  проводились следующие виды работ: звуко-буквенный анализ , тренировочные упражнения в написании элементов букв, использование дидактического материала для развития внимания, взаимопроверка, работа в паре как способ осуществления совместной деятельности.