Мини — проект на тему Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС
Курсы повышения квалификации
«ФГОС НОО и предметное содержание образовательного процесса в начальной школе» (72 часа)
Попова Любовь Васильевна
E-mail lyubov.popova.1988@mail.ruМини – проект на тему:
«Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»
2016 г.
Краткая аннотация
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:
необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных;
новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Учителю тем самым предстоит реализовать эти существенные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности.
В связи с изменением требований к уроку, учителя столкнулись с рядом проблем:
какой должна быть деятельность учителя на уроке, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС,
как включить в деятельность ученика, чтобы он самостоятельно добывал знания, работая с информацией,
какие приёмы, методы и формы работы способствуют формированию УУД на уроке и др.
Как же построить современный урок?
Всё выше перечисленное говорит о необходимости грамотного проектирования урока. Педагогическое проектирование урока - это деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии с поставленной целью. Педагогическое проектирование урока осуществляется в 3 этапа:
моделирование;
проектирование;
конструирование.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность.
Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока или в технологической карте.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Её основные характеристики:
она имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их составные части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
обозначены технологические режимы;
рассчитано время;
определён квалификационный статус исполнителей.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты
позволяет организовать эффективный учебный процесс,
обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,
существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Нетрадиционные формы урока
Содержание (теория в практике, общее в частном, целое в части, от задачи к проблеме, от проблемы к знанию)
Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые, фронтальные; академические, досуговые, интерактивные)
Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностно-ориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии).Технологическая карта явилась результатом понимания того, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:
что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.
Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать таблица — замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Структура урока имеет как статичные моменты, так и динамические, которые могут изменяться в зависимости от типа урока, темы и цели.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Преимущества технологической карты:
использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
освобождается время для творчества учителя;
обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля
Циклограмма урока
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-
зационный этап 1-2 минуты).2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Методы и формы современного урока:
метод проектов;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии (интеграция);
портфолио.
Метод проектов хорошо прижился в начальной школе.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Место и роль темы в курсе (предмета).
В федеральном базисном плане на курс русского языка в 1 классе начальной школы отводится 5 часа в неделю, всего -164 часа.
Данный урок соответствует требованиям программы: по тематическому плану это второй урок по теме " Строчная буква ё" раздела " Букварный период" курса русского языка (обучение письму в период обучения грамоте) в 1 классе по программе «Школа России». Тема рассчитана на два урока. В основу урока легло исследование(наблюдение) за ролью в слове и особенностью буквы ё.
Дидактический анализ и содержание материала.
Тема урока: « Строчная буква «ё»».
Цель урока: создать условия для формирования каллиграфического навыка письма, формировать умение безошибочно писать слова с гласной «ё».
Задачи урока:
Предметные: развивать зрительное восприятие, уметь перекодировать звуко-буквенную форму в буквенную, писать слова и слоги с изученными буквами.Метапредметные:
Личностные:
- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе,
- положительное отношение к изучению родного языка.
Регулятивные:
- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
- понимать учебную задачу урока, анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Познавательные:
- проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации)
- находить разные основания для классификации
- проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядно или по представлению).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная
Коммуникативные:
-уметь давать адекватную самооценку
-анализировать работу товарища
- осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку
- уметь работать в парах
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- воспринимать различные точки зрения,
-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, которые бы инициировали деятельность обучающихся.
Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: пропись №4, презентация
1.3 Технологическая карта урока по теме.
Технологическая карта урока письма
Тема урока: « Строчная буква «ё»».
Цель урока: создать условия для формирования каллиграфического навыка письма, формировать умение безошибочно писать слова с гласной «ё».
Задачи урока:
Предметные: развивать зрительное восприятие, уметь перекодировать звуко-буквенную форму в буквенную, писать слова и слоги с изученными буквами.Метапредметные:
Личностные:
- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе,
- положительное отношение к изучению родного языка.
Регулятивные:
- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
- понимать учебную задачу урока, анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Познавательные:
- проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации)
- находить разные основания для классификации
- проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядно или по представлению).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная
Коммуникативные:
-уметь давать адекватную самооценку
-анализировать работу товарища
- осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку
- уметь работать в парах
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- воспринимать различные точки зрения,
-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, которые бы инициировали деятельность обучающихся.
Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: пропись №4, презентация
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУниверсальные учебные действия
I.Организационный момент.
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, настраивает на продуктивную работу.
Раз, два, три, четыре, пять –Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесьИ тихонечко садитесь.
Проверь, дружок, Ты готов начать урок?Все на месте, все в порядке:Книги, ручки и тетрадки? Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Сообщение темы цели урока.
- Прогнозирование оценивания работы на уроке по шкале
-Кто-нибудь из вас видел памятники? А зачем сооружают памятники? Вспомните, какие памятники есть в нашем городе? Чему они посвящены?
Слайд 2
- Посмотрите на слайд. Кто догадался, чему установлен этот памятник? Как вы думаете, почему именно букве –ё- поставлен памятник?
Слайд 3
-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока письма?
- Как можно подтвердить или опровергнуть тему урока?
-Как вы узнали, что тема урока – буква «ё»?
-Исходя из темы урока, какие цели мы можем себе поставить? Выражают свои мнения, рассказывают, какие памятники есть в нашем городе.
Выражают свои мысли, строят догадки, совместно с учителем делают вывод, что это последняя буква, которую придумали в русской грамматике.
Называют тему урока и подтверждают, рассматривая 11 страницу прописей
Называют цели урока. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Регулятивные умения:
-целеполагание, т.е. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
уметь формулировать высказывание
Личностные: адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
- Отметьте, на каком уровне вы бы хотели оценить свою работу на уроке!
На доске проводится прогноз по шкале оценивания несколькими обучающимися (каждый ребёнок прогнозирует оценку своей деятельности в тетради).
Регулятивные: прогнозирование.
Познавательные УУД:
1.-самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием
III. Актуализация знаний. - В чём особенность буквы «ё»?
- Согласны ли вы с утверждением, что буква «ё» всегда обозначает 2 звука? Утверждают, что буква «ё» обозначает два звука только после гласной или в начале слова, выполняя задание на слайде 4, самостоятельно составляя схему сочетаний звуков.
Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, использование знако-символических средств.
IV. Открытие новых знаний.
Пальчиковая гимнастика.
Слайд 5
-Найдите лишнее слово!
-Что общего?
-Найти ударный гласный в словах!
-Что заметили? Всегда ли ударение в словах падает на букву-ё-?
-Какой сделаем вывод?
-Асейчас послушайте сказку «Почему буква Ё всегда ударная».
-Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. Вот, оказывается , почему буква ё всегда ударная.
Называют лишние слова: «Лёня» - так как написано с большой буквы – это имя, оканчивается на гласный, другие – на согласный, начинается на согласный, другие – на гласный; ёршик – так как это неживой предмет и отвечает на вопрос «что?». другие слова – на вопрос «кто?»
Называют общий признак – букву «ё» в словах;
2 слога в каждом слове.
Читают слова, выделяя ударный слог.
Делают открытие, что буква «ё» -
всегда ударная.
-Один ученик рассказывает.
Предметные: уметь классифицировать слова по определённому признаку. Включение компетенции школьника «Я МОГУ применять свои знания!»
Сцепим пальчики в замок,
Чтоб никто войти не смог.
Пустим только ёжика,
Пустим только зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика. Дети выполняют движения сцепленными кистями рук вправо и влево.
Встают девочки.
Встают мальчики. Регулятивные: усилием воли выполнять задание в соответствии с требованиями.
Личностные: установка на здоровый образ жизни
V.Восприятие и усвоение учащимся нового учебного материала.
(Самостоятельная работа)
-Сейчас нам с вами предстоит сделать памятник букве «ё» в тетрадях. Как мы сможем это сделать? Высказывают своё мнение, как можно «создать» памятник букве. Прописывают строчку с буквой «ё» в прописи на странице 11 и наиболее правильно написанную выделяют точкой зелёного цвета под буквой. Регулятивные: идёт управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно, обучающиеся контролируют свои действия.
VI. Применение учащимся знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков
(Работа в парах)
Физминутка- Раскрасить схему слогов ТО, ТЁ!
- Выполните взаимопроверку и взаимооценку по шкале оценивания!
Раскрашивают схемы слогов
проводят само-и-взаимопроверку. Коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- адекватно оценивать и воспринимать оценку одноклассников
- Следим глазами за предметами, не двигая при этом головой!
По щелчку начинается движение солнышка, грибов и ёжиков под музыкальное сопровождение (приложение 2).
Слайд 6 Следят глазами за предметами под музыкальное сопровождение, не двигая при этом головой. Коммуникативные: уметь владеть определенными вербальными и невербальными средствами общения.
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
VII. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений
- Самостоятельная работа.
1. запись подходящего по смыслу слова
2. запись названия животного по схеме слова/
3. списывание предложения 1. - У каждого из нас есть мама. Как вы думаете, у животных бывают мамы?
- Самостоятельно запишите, как зовут маму утёнка!
слайд 7
2. - Подумайте, как надо выполнить это задание и выберите решение для его выполнения!
Слайд 8
3. Спишите предложение!
У ёлки иголки колки. (Пропись 4, стр.11).
-Как вы думаете, что нам понадобится для того, чтобы правильно выполнить задание? 1.Высказывают своё мнение и самостоятельно выполняют запись:
2.Определяют план выполнения работы и записывают самостоятельно название животного.
3. Рассуждают, что для правильного выполнения задания нужно стараться быть внимательным, писать каллиграфически правильно и без ошибок.
Личностные: ценностная и морально-этическая ориентация.
Предметные: знать названия животных.
Регулятивные: идёт управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно.
VIII. Рефлексия. - Какие новые знания вы открыли на уроке? Что помогло добиться поставленных целей?
- Как мы оценим свою работу на уроке? У кого совпадают шкалы оценивания? Кто оценил свою работу выше? Ниже?
слайд 9
–У кого сейчас такое настроение? (по щелчку мышью появляется смайлик без улыбки).
-У кого настроение соответствует этому смайлику? (по щелчку мышью появляется улыбающийся смайлик)
- Что нужно делать, чтобы в конце урока у всех было только хорошее настроение? (по щелчку мышью на слайде остаётся только улыбающийся смайлик). слайд 10
Называют «открытие»: звук «ё» - всегда ударный.
Обучающиеся на доске по шкале оценивания ставят отметку, анализируют, почему именно так оценили. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. степень их соответствия.
Намечают перспективу последующей работы. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Личностные: адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
1.4 Самоанализ урока.
САМОАНАЛИЗ
открытого урока письма в 1 классе
по теме "Строчная буква ё" ("Школа России")
Тема: строчная буква «ё.» Это второй урок по теме изучения написания буквы ё и слов с ней.
Цель урока: создать условия для формирования каллиграфического навыка письма, формировать умение безошибочно писать слова с гласной «ё».
Реализация целей прослеживалась через весь урок.
Так как по типу урок - комбинированный, то была выбрана такая структура, которая соответствует содержанию и поставленной цели:
I. Организационный.Цель этапа: включение обучающихся в социальную практику и переходный мостик к определению темы и целей урока.
II. Сообщение темы цели урока.– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
III. Актуализация знаний – осуществляются четыре ключевые компетенции школьника: я знаю, я умею, я создаю, я стремлюсь. Одной из ключевых компетенций является: я знаю, когда гласная «ё» обозначает 1 звук и когда 2 звука.
Слайд Ёл Лё –
Познавательные УУД- работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, использование знако-символических средств. Работа над классификацией слов. Слайд «Лишнее слово». Цель этапа – включение компетенции школьника «Я МОГУ применять свои знания»
На этом этапе происходит включение выполнения логических операций сравнения, анализа, обобщения, а также соотнесение того, что уже известно о букве «ё» с тем, что ещё обучающимся не было известно, а именно – ударение всегда падает на букву «ё».
IV. Восприятие и усвоение учащимся нового учебного материала. Включаются регулятивные УУД: идёт управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно, обучающиеся контролируют свои действия.
V. Применение учащимся знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков. Регулятивные: идёт управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно, обучающиеся контролируют свои действия. (Прописывают строчку с буквой «ё» в прописи на странице 11 и наиболее правильно написанную выделяют точкой зелёного цвета под буквой).
VI. Применение учащимся знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (Работа в парах - раскрашивают схемы слогов, проводят само-и-взаимопроверку.VII. Отличительная особенность ФГОС нового поколения – самостоятельная деятельность обучающихся. Этому посвящены следующий этап урока -творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений
1. запись подходящего по смыслу слова - «Утёнок – утка» ставит не только цель каллиграфически правильного написания, но и связан с нравственным воспитанием обучающихся, бережным отношением к природе., т.е. включаются личностные планируемые результаты, а именно ценностная и морально-этическая ориентация.
2. – выбор нужного слова на основе ранее приобретённых знаний и перекодировка печатных букв в письменные.
Также – просматривается самостоятельная деятельность, само-и-взаимопроверка.
3. Запись предложения - на этом этапе идёт планирование последовательности действий для достижения конечного результата, а также контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, нахождение отличий и отклонений для адекватной самооценки.
VIII. Этап рефлексии – подведение итогов работы, адекватная самооценка.
Я считаю, что урок соответствовал требованиям ФГОС. В процессе обучения формировала следующие блоки УУД:
1. Предметные: развитие зрительного восприятия, умения перекодировать звукобуквенную форму в буквенную, писать слова и слоги с изученными буквами. 2. Метапредметные
-регулятивные: понимание учебной задачи урока, анализ и осуществление решения учебной задачи под руководством учителя.
3.Коммуникативные: научатся давать адекватную самооценку, анализировать работу товарища, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку, уметь работать в парах, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
На уроке использовались:
методы обучения:
Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, оценивали сами себя и товарища, тем самым формировали осознанные прочные знания.
технологии:
- здоровьесберегающая - в течение урока соблюдались санитарно- гигиенические нормы:
работа с экраном не превышали нормы;
проведены пальчиковая гимнастика, физминутка;
смена видов деятельности и их рациональное сочетание; соблюдение рабочей позы учащихся.
- ИКТ
Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Планируемый объём учебного материала и сложность информации учтены с возрастными особенностями первоклассников и учебными возможностями учащихся данного класса.
Данный урок соответствовал требованиям программы: по тематическому плану это второй урок по теме " Строчная буква ё" раздела " Букварный период" курса русского языка (обучение письму в период обучения грамоте) в 1 классе по программе «Школа России». Тема рассчитана на два урока. В основу урока легло исследование(наблюдение) за ролью в слове и особенностью буквы ё. Использована связь с практикой. Например, дети отвечают на вопросы:- Как вы думаете, почему именно букве –ё- поставлен памятник? - В чём особенность буквы «ё»? и т.д. Задание -запись названия животных - выполнялось с целью развития у детей самостоятельность, задание " Найдите лишнее слово! , сказка «Почему буква Ё всегда ударная» - познавательность. Обеспечена межпредметная связь - с окружающим миром, музыкой, связь с пройденным материалом - с темой "Ударение".
Активизация была представлена через систему вопросов -Кто-нибудь из вас видел памятники? А зачем сооружают памятники?
Самостоятельная работа учащихся на уроке была построена по следующей схеме: продвижение от репродуктивного типа деятельности к творческому типу. Нап.: - Вспомните, какие памятники есть в нашем городе? Включены задания поискового характера: - Объясните, почему именно букве –ё- поставлен памятник?
Целесообразно использовала следующие средства обучения: пропись № 4, речь, музыка, презентация в соответствии с темой и типом урока. Наглядный материал - смайлики настроения - для эмоциональной поддержки, для снятия физического напряжения - электронная физминутка. Мне кажется, наглядный материал был достаточен.
С целью формирования навыков самоконтроля и самооценки учащиеся сначала прогнозировали, а затем и оценивали себя сами по шкале оценивания, а также проводили взаимопроверку.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На уроке развивалось следующие качества: внимание, память, речь, воображение, мышление. Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялась наиболее ярко в ходе диалога с детьми, где был сделан упор на региональный компонент (памятники в городе), на знание название животных.
Я старалась обеспечить на уроке смену одного вида деятельности другим, использовала различные виды работы: индивидуальную, фронтальную, самостоятельную работу, которые сочетались между собой дополняя друг друга. Для усвоения глубины материала использовалась творческая работа учащихся - дети определили план выполнения работы и самостоятельно записали название животного.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать определенный стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке. Время на уроке было распределено рационально. По моему мнению урок цели достиг. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении русского языка.
ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «Школы России», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС, и которые я спланировала на своем уроке.
Список использованной литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
2.Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
3.О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
4.Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
5.Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
6.Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.
7.М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 19
8.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.