Игра-путешествие в страну мастериц

ГКС(К)ОУ «Специальная школа-интернат № 17 VIII»

















ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 6 классе
Тема: «Игра-путешествие в «Страну мастериц».




Подготовила:
учитель трудового обучения
Волкова С.Н.












СВЕТЛОГРАД, 2012 г.

ТЕМА: Игра-путешествие в «Страну мастериц».
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: Технология обработки ткани.
ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний и умений.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Игра-путешествие.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ: Систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу «Технология обработки ткани».
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ: Способствовать коррекции речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, критично оценивать свою работу, способствовать формированию и развитию самостоятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда, точности и аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.

НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Швейные машины, приспособления, материалы, инструменты.
Инструкционная карта, карточки контроля знаний, образцы машинных швов, образец изделия, крой изделий, плакаты «Карта-путешествия».

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: дидактические игры-соревнования, инструктаж, практическая работа.



ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 – 5 мин)
Мини-цель: Подготовка учащихся к работе на уроке.
Приветствие.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности к уроку (наличие формы, необходимых инструментов и приспособлений для работы).
Настрой учащихся на работу.
- Сегодняшний урок – это игра-путешествие в «Страну мастериц» (вешается плакат). Этот необыкновенный урок мы проведём вместе в виде соревнования: команда девочек 6А класса и команда девочек 6Б класса.
- Вам было дано задание придумать название команды и девиз. Итак:
команда девочек 6А класса называется «ИГОЛОЧКИ». Ваш девиз: «Больше дела, меньше слов».
команда девочек 6Б класса называется «НИТОЧКИ». Ваш девиз: «Рабочие руки не знают скуки». (выдать эмблемы)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (40 – 45 мин).
Мини-цель: установить осознанность ранее изученного материала.
- Итак, начинаем путешествие в «Страну мастериц». Первая остановка путешествия – станция «ХРАБРЫЙ ПОРТНЯЖКА». В доме Храброго портняжки видим, что на столе у него лежат различные инструменты, какие именно узнаем отгадав загадки. За правильный ответ команда получает цветок «ромашка», та команда, которая получит больше ромашек, будет считаться победительницей.

Загадка 1:
Маленького роста я, тонкая и острая.
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.
(Иголка)
Загадка 2:
Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру нужна. (Игла)
Загадка 3:
На всём теле только одно ухо. (Игла)

(Повторение правил Т.Б. при работе с иглой).

Загадка 4:
Инструмент бывалый, не большой не малый.
У него полно забот, он и режет и стрижёт.
(Ножницы)
Загадка 5:
Я ими платьице крою, узоры вырезаю,
сама и штопаю и шью и маме помогаю.
Для дочек, бабушек и мам – хорошие помощницы,
наверное, знакомы вам. Это – чудо
(Ножницы)
(Повторение правил Т.Б. при работе с ножницами).

Загадка 6:
То назад, то вперёд ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявишь море.
(Утюг).
(Повторение правил Т.Б. при работе с утюгом).

- Работая, Храбрый портняжка использует различные ткани. А что вы знаете о тканях?

Что собой представляет ткань? (длинная, широкая лента, полученная переплетением нитей основы и утка)

На плакате дано схематичное изображение структуры ткани.
- Что обозначает позиция 1 на данном изображении? (кромка)
- позиция 2? (нить основы)
- позиция 3? (нить утка)

Как называют нити, идущие поперёк кромки?

Как определить долевую нить ткани? (1 – по кромке – долевая нить идёт вдоль кромки; 2 – по степени растяжения – растягивается меньше, чем поперечная; 3 – по звуку – при растяжении издаёт звонкий звук; 4 – по виду нити – нить тонкая, гладкая).

Карточки контроля знаний:
Ширина ткани – это
Долевая нить при растяжении
Ткань, окрашенная в один цвет, называется
К операциям предварительной отделки тканей относятся:
При раскрое ткани пользуются ножницами
Стрелка на листе выкроек означает

- Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию «МАСТЕР САМОДЕЛКИН». В его доме есть разные машины и, конечно же, швейные. Сейчас мы и узнаем, что вы знаете о швейных машинах.

Какие бывают швейные машины? (с ножным приводом, с ручным, с электроприводом)

При помощи какого устройства швейная машина приводится в движение? (привода)

С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине? (с левой стороны или спереди)

С какой стороны машинной иглы вдевают нитку? (со стороны нитенаправителя и длинного желобка)

Рассмотрите рисунок машинной иглы и определите, какие части иглы не названы.

Карточки контроля знаний:
Чем больше номер машинной иглы, тем сама игла
После выполнения машинной строчки концы ниток

- Следующая остановка – станция «ПОЛЯНА ЧУДЕС». На ней растут цветы – не простые, а волшебные. Сейчас вы с ними поработаете:
На лепестках цветка нужно найти лишнее слово и убрать его.
Обозначьте одним словом эти предметы на середине цветика.

Дополнительный материал (по времени).

- Закончите пословицу:
Сделал дело (гуляй смело)
Дело мастера (боится)
Делу время - (потехе час)
Терпенье и труд (всё перетрут)
Поспешишь – людей (насмешишь)
Семь раз отмерь (один раз отрежь)
Лес рубят (щепки летят)

- Впереди у нас станция «ДОМ БЕЛОШВЕЙКИ». Белошвейками в старину называли мастериц, которые шили красивое бельё. Посмотрим, кто из вас мог бы посоревноваться с белошвейкой.

На карточках изображены машинные швы. Разложите их в соответствии с последовательностью выполнения каждого шва.

При пошиве каких изделий применяется стачной шов?

При пошиве каких изделий применяется шов вподгибку с закрытым срезом?

- Мы прибываем на конечную станцию нашего путешествия – станцию «АТЕЛЬЕ ДЮЙМОВОЧКИ». Давайте представим себе, что наша швейная мастерская это «Ателье Дюймовочки».

- Какие изделия вы шили в этом году?
- Для чего служит фартук?
- Чем отличается обычный фартук от нарядного?
- Какой фартук у Олеси? И т.д.
- Какой фартук называют цельнокроеным?

(Подведение итога путешествия).

- На уроках и на кружковых занятиях вы выполняли различные изделия, которые применяют на кухне. А теперь мы выполняем салфетку, которую можно превратить в сухарницу.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Сегодня на уроке вы выполните заключительные работы по выполнению «сухарницы». Я вам покажу, как соединить завязки с основной деталью, а срезы обработать косой обтачкой.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Мини-цель: Дать конкретное представление об изучаемом материале. (Обтачки)
Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный метод проблемного объяснения. Показ учителем последовательности и места соединения завязок и обработки изделия косой бейкой (на образце).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Мини-цель: Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Мини-цель: Дать информацию о предстоящей практической работе; выделение объекта труда, способов выполнения практической работы.
Формы и методы: Беседа, иллюстративно-объяснительный метод.
Объект труда:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- инструктаж по И.К.;
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Мини-цель: Выполнение практической работы учащимися согласно И.К.
Формы и методы: Метод устного контроля, самоконтроль уч-ся.

Приколоть булавками ленточки-завязки.
Обработать срезы косой бейкой, одновременно втачивая ленточки-завязки:
- вложить срез между сгибами косой обтачки;
- приметать;
- притачать;
- снять намётку.
3. Отутюжить готовое изделие.
4. Завязать ленточки-завязки.

ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.
- Следить за соблюдением последовательности выполнения работы учащимися.
- Следить за соблюдением Т.Б.
- Помочь более слабым учащимся в выполнении задания.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Мини-цель: Проверка качества усвоения учебного материала, выполнения практической работы учащимися и оценка деятельности коллективов в ходе урока.

Соблюдение последовательности выполнения работы учащимися.
Соблюдение правил Т.Б. во время практической работы.
Объём и качество выполненной работы.
Выставление оценок
Уборка рабочих мест.




15