Конспект открытого урока по технологии в 5 классе Путешествие в Страну Мастериц


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа
Иркутская область, Заларинский район

Конспект открытого урока по технологии в 5 классе.
Игровые технологии на уроках обслуживающего труда.
Тема урока: Классификация одежды. Снятие мерок.

Путешествие в
Страну Мастериц

Учитель технологии:
Рудая Тамара Александровна








Конспект открытого урока по технологии в 5 классе.
Игровые технологии на уроках обслуживающего труда.
Тема урока: Классификация одежды. Снятие мерок.
Задачи:
Знакомство с историей создания одежды, с основными видами одежды;
Формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности к работе;
Обучение снятию мерок.
Цель: ознакомить учащихся с многообразием рабочей одежды, расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке, научить правильно выполнять снятие мерок с фигуры человека.
План урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Практическая работа
Итог урока

Изучение нового материала:
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас,
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
Здравствуйте девочки. Рада встрече с вами. Спасибо. Итак, начинаем
Сегодня мы с вами на уроке побываем в «Стране мастериц». В этом путешествии мы с вами заглянем в Мастерскую Золушки и там познакомимся с классификацией одежды, посетим озеро «Историческое», побываем в гостях у пчелки, которая научит нас снимать мерки с фигуры человека для построения чертежа фартука.
Первый этап нашего пути – «Мастерская Золушки».
Отгадайте загадки:
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх,
Думаешь, что вышел, А на самом деле вошёл.
(Рубашка)

Нашли ноги сразу две дороги.
(Брюки)
Зимой греет, весной тянет,
Летом умирает, осенью оживает.
(Шуба)

- О чем идет речь? (об одежде)
- Что такое одежда?
– Для чего нужна человеку одежда?

Одежда - это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции (определение записывается в тетрадь).
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную, спортивную и форменную.
(Изобразить схематически на доске, девочки зарисовывают в тетрадь).
Одежда

Бытовая

Производственная

Спортивная

Форменная

- повседневная
- торжественная
- домашняя
- рабочая одежда

- специальная
- одежда медиков, продавцов

- одежда для занятия спортом

- форма милиционеров, военных, железнодорожников и др.


(девочкам предлагается выбрать из предложенных вариантов рабочую одежду)
Вопросы:
Для чего предназначена рабочая одежда?
Что может входить в комплект рабочей одежды?
Что такое комплект одежды?
Комплект одежды – это одежда, состоящая из двух и более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.
Из этого можно сделать вывод, что комплект одежды, состоящий из фартука и головного убора, можно рассматривать как рабочую одежду (если ее надевают для выполнения работ в бытовых условиях).
А для чего служит фартук?
Фартук – для приготовления пищи должен полнее закрывать фигуру, чтобы предохранить платье от загрязнения.
Требования к рабочей одежде:
Одежда должна быть удобной для работы и соответствовать своему назначению.
Головной убор должен закрывать волосы.
Перед вами Золушка, на ней нарядное платье, она ждет гостей, но еще не все готово. Давайте поможем Золушке встретить гостей в чистом платье, а для этого нам необходимо выполнить макеты фартуков. (зарисовка фартука в тетрадь)
Следующий этап – Озеро «Историческое».
Фартук Что это? Каким он был, каким он стал?
Может быть, когда-нибудь в музеях,
Рядом с одеянием царей
Вывесят брезент и бумазею –
Мирные доспехи наших дней.
Ими завоевано по праву
Место в историческом ряду,
Ибо воздается честь и слава
В нашем веке фартуку.

(доклад ученицы 5 класса)

Третий этап – «Храбрая Портняжка»
Мы в гостях у храброй портняжки. И, что, мы видим, на столе у нее разбросаны различные инструменты. А для работы ей нужны только 3 инструмента. Мы должны ей помочь найти их, но для этого нужно отгадать загадки.
Отгадайте загадки:
Неграмотный, а весь век пишет. (карандаш)
Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит. (бумага, буквы)
Я люблю прямоту, Я сама прямая, Сделать ровную черту Всем я помогаю, Что - нибудь без меня Начертить сумей-ка, Угадайте-ка, друзья, Кто же я?... (линейка)
Молодцы, девочки! И как вы уже, наверное, догадались, что на этом этапе нам понадобиться карандаш, бумага и сантиметр. Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 году французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 2 см. На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа.
Четвертый этап – «В гостях у Пчелки»
Мы с вами отправляемся в мастерскую к пчелке. Она научит нас, как правильно снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования фартука.
Скажите, а что такое «мерка»?
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (определение записывается в тетрадь)
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды.
Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
На уровне середины колена проходит линия колен.








Обозначение мерок и прибавок:
Полуобхват талии – Ст
Полуобхват бедер – Сб
Длина изделия – Ди
Длина спины до талии – Дтс
Прибавка по линии талии – Пт (1 см)
Прибавка по линии бедер – Пб (1 см)
Мерки снимаются по определенным правилам.
                                                  Правила при снятии мерок
1.      Мерки снимаются по правой стороне фигуры.
2.      Талию предварительно опоясывают шнуром.
3.      При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
4.      Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
5.      Мерки длины записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фартука.
Физкультминутка
А теперь давайте посмотрим, какие мерки пчелка нам посоветует снять для построения чертежа фартука. Она приглашает нас в «Ателье Дюймовочка»
Есть волшебный мешочек, в котором спрятались загадочные пуговки. Каждая пуговка желает найти себе пару. Давайте мы им в этом поможем. (девочки разбиваются по парам)
Текущий инструктаж
Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
Практическая работа: “Снятие мерок”.
Во время практической работы звучит музыка релаксации Работа выполняется в виде игры “Ателье Дюймовочки” (заказчик и приемщик заказа).
Практическую работу по снятию мерок проводим по парам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика).
Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.














Наше путешествие подходит к концу, но нас ждет последний этап – «Ворота Знаний»
Закрепление полученных знаний – карточки с изображением цветка с шестью лепестками, на которых указаны обозначения мерок и прибавок. Лепестки изготовлены из односторонней цветной бумаги. На оборотной стороне каждого написана мерка или прибавка. Лепестки помещены в «карман», из которого их легко достать.
Цвета: Ст – желтый; Сб – красный; Дтс – коричневый; Ди – зеленый; Пт – оранжевый; Пб – синий.

Релаксация:
У каждой девочки на столе лежат по 3 картонных цветка – жетона.
Желтый цвет – на уроке все было понятно, работать было интересно, больших затруднений в целом не возникало;
Красный – не все удалось на уроке, где-то были затруднения, что-то было непонятно или не получалось;
Синий – на уроке было много непонятного, трудного, было не очень интересно.
Учащиеся выбирают жетон определённого цвета.
Выставление оценок за урок.
Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу.
Карта записи мерок фигуры человека
Наименование изделия:_________________________________________
Заказчик ___________________________________ Класс ____________
Закройщик _________________________________ Класс ____________

№ п/п
Наименование мерок
Условные обозначения
Измерительные данные, см




Закройщик
Учитель

1
Полуобхват талии
Ст



2
Полуобхват бедер
Сб



3
Длина изделия
Ди



4
Длина нагрудника
Дн



5
Длина спины до талии
Дтс



Оценка работы закройщика _____________________________
Подпись учителя _______________________/Калугина Е.В./



Њђ Заголовок 1Њђ Заголовок 2 Заголовок 3Њђ Заголовок 4Њђ Заголовок 5Њђ Заголовок 6Њђ Заголовок 7Њђ Заголовок 8Њђ Заголовок 915