Учебная подпрограмма хореографического воспитания в специализированном кадетском (казачьем) классе «Сыны Отечества»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МС Директор МБОУ «СОШ № 1 имени
Протокол № __ от «__» _________ Ярослава Василенко» п. Пурпе
______________ Л.А. Донцова _____________ Л.И. Гноевая
«____» __________________
Образовательная программа деятельности
творческого объединения
«Созвездие»
Учебная подпрограмма хореографического воспитания
в специализированном кадетском (казачьем) классе
«Сыны Отечества»
Составитель: педагог дополнительного образования
Томина Ольга Викторовна
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают физическую нагрузку равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в специализированных кадетских (казачьих) классах, которая предусматривает еженедельные занятия хореографией.
Танцевальный материал дается в элементах и движениях, разучивается по правилам школы народного и бального танцев. Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение, музыкальность и выразительность, благородство манеры исполнения, понимание выразительности отдельных элементов, чувство товарищества и взаимопомощи.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении хореографической культуры.
ЗАДАЧИ:
дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве;
использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей;
использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
Программа рассчитана на 3 года обучения и включает в себя следующие разделы:
- основы историко-бытового и бального танца;
- основы народного танца.
ФОРМЫ И РЕЖИМЫ ЗАНЯТИЙ.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Формы занятий классифицируются по признакам:
По педагогическим задачам:
Теоретическое занятие;
Обучающее занятие;
Тренировочное занятия.
По организации проведения:
Индивидуальное занятие;
Фронтальное занятие;
Групповое занятие;
Самостоятельное занятие.
Контрольное занятие
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.
После освоения программного материала воспитанники будут:
- знать основные исходные положения для корпуса, рук, ног, головы;
- знать правила исполнения поклона;
- знать направление движений;
- знать характер танцевальной музыки;
- знать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении;
- знать основные упражнения на середине зала и у станка;
- знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
- знать танцевальные движения и правила их исполнения;
- знать технику исполненных упражнений;
- знать навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
- знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
- знать основные движения русского танца;
- уметь согласовывать свои движения с музыкой;
- уметь ходить легко, ритмично, бегать быстро с высоким подъемом ног, скакать с ноги
на ногу, выполнять движения различного характера, пружинить на носках;
- уметь начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки
- уметь исполнять движение свободно, естественно без напряжения;
- уметь правильно занять исходное положение, следить за осанкой и координацией
движений рук и ног;
- уметь делать шаг на всю ступню на месте и при кружении;
- уметь двигаться в парах,
- иметь навыки актёрской выразительности;
- уметь выполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
- владеть основами хореографических упражнений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Заниматься детям следует в форме, которая должна отвечать эстетическим требованиям и не стеснять их движения.
В начале года из-за отсутствия отчетливых мышечно-двигательных ощущений ведущая роль принадлежит: методам зрительной и слуховой наглядности (демонстрация, зрительные ориентиры, объяснения), приемам и методам направленного изучения элементов и действий (фиксация и положение тела, принудительное ограничение движений), методу раздельного конструктивного упражнения.
Регламентация обучения:
Ограниченный объем повторений;
Раздельное исполнение сложных действий;
Пассивные интервалы, учитывающие психофизическое состояние воспитанников.
К середине года основой методики обучения являются методы целостного упражнения с избирательной отработкой деталей:
Первоначально постоянные условия выполнения (медленный темп);
С постепенной мобилизацией физических способностей (увеличение тепма) под контролем;
Прием «симметричного переключения»;
Применяется идеомоторная тренировка для уточнения движения;
Используется аналитические методы демонстрации для уточнения техники (видео, фото).
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ:
Создание предварительного представления о разучиваемом движении.
Углубленное разучивание.
Совершенствование.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Использование терминологически-точного наименования упражнения и действия.
Наглядный показ.
Объяснение.
Пробное исполнение.
Совершенствование наиболее трудоемкий этап. Работа над выразительностью, артистичностью, технически правильному исполнению требует творческого и скрупулезного отношения к возникающим проблемам.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Успешная реализация программы зависит от применения педагогами основных методов и приемов психолого-педагогического воздействия.
Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении знаний и навыков, это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.
Ребенку предъявляются ясные и четкие эталоны его действий. Результат освоения им программы сообщаются ему посредством развернутого оценочного суждения. На основе этого детям прививаются навыки самооценки и взаимооценки деятельности.
Занятия по хореографии должны проходить в специально оборудованном зале. Помещение или класс должен быть специально оборудован. Очень важно на одной из стен установить зеркало. Это поможет обучающемуся проверить правильность формы исполняемого движения постановки корпуса, позы, положения рук.
Дети должны заниматься в специальной форме, предназначенной для исполнения движений у станка и на середине зала. Внешний вид воспитывает аккуратность, подтянутость учащихся, дисциплинирует их на уроках. Помещение для занятий, хореографический класс должен быть чистым и хорошо проветриваться, так как во время исполнения движений приходится усиленная нагрузка на сердце и легкие.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы Количество часов Общее кол. часов
Теория Практика Вводное занятие. 1 - 1
Раздел основы историко-бытового и бального танца 3 14 17
Раздел основы народного танца 3 14 17
Итого 7 28 35
СОДЕРЖАНИЕ.
Вводное занятие (1 час).
Программа и режим занятий; правила поведения и техники безопасности. Мелодия и движение: темп – быстро, медленно, умеренность. Контрастность музыки: быстрая – медленная, веселая – грустная. Начало конец фразы, характер музыки, динамика, темп.
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО И БАЛЬНОГО ТАНЦА» (17 часов).
Поклон для мальчиков, реверанс для девочек. Танцевальный шаг. Pas balance. Pas de bourree. Pas glisse. Pas chasse. Pas eleve. Па галопа. Па польки. Падеграс (основное движение). Вальс: правый поворот (первая половина поворота, вторая половина поворота); правый поворот (первая половина поворота, вторая половина поворота); поворот в паре; дорожка променад; вальсовая дорожка; правая перемена; левая перемена; закрытая перемена; открытая перемена; правый спин-поворот; виск; синкопированное шассе; плетение из променадной позиции; связки и соединения танца.РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ НАРОДНОГО ТАНЦА» (17 часов).
Упражнения у станка.
Crand plie. Demi plie. Battement tendu «носок-каблук». Battement tendu jete с работой пятки опорной ноги. Rond de jambe par terre (demi rond, rond de jambe par terre). Флик-фляк (подготовительное движение - средний батман, мазки подушечкой стопы с акцентом «от себя»). Подготовка к верёвочке перевод ноги вперёд и назад. Battement fondu (носком в пол, на 45 градусов). Battement developpe. Дробные выстукивания (всей стопой по полу, в сочетании двух ритмов). Crand battement jete. Подготовка к штопору и штопор. Качалка.
Упражнения на середине.
Позиции ног. Позиции рук. Положения рук в русском танце. Подготовка к началу движений. Положения в парных танцах. Положения в массовых танцах (цепочка, круг, звёздочка, карусель). Открытие и закрытие рук. Поклоны. Притопы. Перетопы тройные. Бытовой шаг. Боковой шаг. Гармошка. Ёлочка. Припадание. Боковые перескоки с ноги на ногу. Перескоки на всю стопу. Бег на месте. Русский бег. Галоп. Подскоки. Ковырялочка (с двойным притопом, с тройным притопом). Ключ (простой). Хлопки и хлопушки (одинарные хлопки и удары, хлопки (удары кистями рук), удары по бедру, удары по голенищу сапога). Присядки (подготовка к присядке, покачивание на приседании по 1 прям. поз).
Вращение. Шене в русском характере; Разножка.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы Количество часов Общее кол. часов
Теория Практика Вводное занятие. 1 - 1
Раздел основы историко-бытового и бального танца 3 14 17
Раздел основы народного танца 3 14 17
Итого 7 28 35
Вводное занятие (1 час).
Программа и режим занятий; правила поведения и техники безопасности.
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО И БАЛЬНОГО ТАНЦА» (17 часов).
Полонез (шаг полонеза, композиция). Французская кадриль (поклоны, интродукция, галоп, pas chasse и переходы дам и кавалеров, pas chasse вперед, назад и поворот, галоп по кругу). Вальс-мазурка (голубец с шагом, шаг-ключ, поворот-ключ, композиция). Краковяк (па де баск, композиции). Гавот (композиция). Быстрый фокстрот (медленный шаг, шассе, правый поворот, композиция).
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ НАРОДНОГО ТАНЦА» (17 часов).
Упражнения у станка.
Battement tendu с подниманием пятки опорной ноги. Battement tendu jete с работой пятки опорной ноги. Rond de jambe par terre с плие на опорной ноге. Флик-фляк с акцентом «к себе». Дубль флик. Подготовка к верёвочке в сочетании с двумя ударами носком в пол. Battement fondu с перегибанием корпуса от ноги. Battement developpe с опусканием на колено. Дробные выстукивания с двойным ударом одной ногой. Crand battement jete с тоумбе.Упражнения на середине.
Простой шаг вперёд. Бытовой шаг с притопом. Шаркающий шаг. Переменный ход. Шаг с затяжкой. С проскальзыванием через 1 позицию. Ковырялочка (носком в пол, с подскоком). Моталочка. Верёвочка. Хлопки и хлопушки (скользящие хлопки и удары, хлопок и удар по бедру, по бедру к себе и от себя). Присядки (подскоки на двух ногах по 1 прям. поз. и свободной, с вынесением ноги на каблук вперёд и в сторону). Дробные движения (притоп, простая дробь). Вращения (на каблук, разножка - блинчики). Украинский танец (бигунец, тынок, приподание, веревочка, выхилясник, голубцы). Белорусский танец (основной ход вперед, назад; подскоки на двух ногах; тройной притоп; боковой ход с подбивкой; поочерёдное выбрасывание ног на каблук).
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы Количество часов Общее кол. часов
Теория Практика Вводное занятие. 1 - 1
Раздел основы историко-бытового и бального танца 3 14 17
Раздел основы народного танца 3 14 17
Итого 7 28 35
Вводное занятие (1 час).
Программа и режим занятий; правила поведения и техники безопасности.
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО И БАЛЬНОГО ТАНЦА» (17 часов).
Чарльстон (основное движение, чарльстон с точкой вперед и назад; чарльстон с продвижением в сторону, вперед, назад; чарльстон с поворотом). Джайв (основное движение, раскрытие, закрытие, правый поворот, левый поворот, волна, смена рук за спиной, спин-поворот). Менуэт (первый шаг менуэта, второй шаг менуэта, шаг менуэта и па де буре, шаг менуэта вправо и влево, balance-menuet).
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ НАРОДНОГО ТАНЦА» (17 часов).
Упражнения у станка.
Crand и demi plie (резкие plie, с переходом из позиции в позицию через каблук и подушечку стопы). Battement tendu с полуприседанием на опорной ноге. Каблучное упражнение вынесение рабочей ноги на ребро каблука от щиколотки рабочей ноги. Battement tendu jete с сокращением стопы. Rond de jambe par terre (с подворотом пятки опорной ноги, по полу с глубоким приседанием на опорной ноге). Флик-фляк с добавлением удара подушечкой стопы рабочей ноги в пол. Подготовка к верёвочке с подниманием на полупальцы опорноной ноги. Battement fondu с плавным движением рук. Дробные выстукивания «ключи». Battement developpe на полупальцах. Crand battement jete с опусканием на колено.
Упражнения на середине.
Ковырялочка на воздух. Верёвочка с переступанием. Дробные движения двойная дробь. Полуприсядки (с вынесением ноги на каблук, с выведением ноги вперёд). Присядки с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперёд и в сторону по 1 поз. Хлопки и хлопушки (по голенищу сапога спереди, сзади; фиксирующие и скользящие удары). Вращение с захлёстом на месте. Ключи (двойной ключ, тройной ключ). Прыжки с обеих ног. Тройной переменный шаг. Отход назад (или переменный). Лампасы. Падебаск. Хлопки с поворотом. Поворот с притопом. Боковая присядка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка».- М.: Владос, 2003г.
Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала».- М.: Владос, 2003г.
Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Этюды».- М.: Владос, 2003г.
Нуруллин Н. С. «Методические указания к ведению урока народного танца» - М.: 1979г.
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать».- М.: Владос,2003г.
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать».- М.: Владос,2003г.