Патриотическая работа в казачьем классе и её воздействие на повышение дисциплины учащихся и на мотивацию к улучшению учёбы.
В.А.Фадеев
Патриотическая работа в казачьем классе и её воздействие на повышение дисциплины учащихся и на мотивацию к улучшению учёбы.
Целью всякого патриотического воспитания является воспитание у учащихся важнейших духовно-нравственных и гражданских ценностей, формирование в подростках таких качеств и умений - как готовность к высокой ответственности и дисциплинированности, любви к своей Родине,
формированию у них высокого патриотического сознания.
Для выяснения, какие патриотические чувства испытывают учащиеся 7-А класса, было проведено анкетирование, где мальчики отвечали на следующие поставленные вопросы:
1. Мне нравятся военно-патриотические фильмы.
Ответы: да – 79%. Нет – 10,5%, не очень – 10,5%
2. Как вы считаете, «Армия – это школа жизни»?;
Ответы: да – 100%. нет, сомневаюсь
Я хочу служить в Вооруженных Силах России;
Ответы: да – 84,5% . нет – 10,5%, сомневаюсь – 5%
Российские вооруженные силы на сегодня - самые сильные в мире?;
Ответы: да – 95%. нет – 5%, сомневаюсь
Я считаю себя патриотом своей страны:
Ответы: да – 90%. нет – 5%, сомневаюсь -5%;
Я уверен, у России великое будущее;
Ответы: да – 100%. нет, сомневаюсь
Я хотел бы проживать в другой стране;
Ответы: да – 10%. нет – 90%, сомневаюсь
Я с оружием в руках стал бы защищать свою Родину;
Ответы: да – 95%. нет – 5%, сомневаюсь.
Военно-спортивные соревнования нужны для подростков?
Ответы: да – 95%. нет, сомневаюсь – 5%
Я в дальнейшем планирую связать свою жизнь с армией.
Ответы: да – 37%. Нет – 47%, сомневаюсь – 16%
Анализируя ответы анкетирования можно сказать, что патриотом считают себя 9 из 10-ти мальчишек, почти все бы они встали на защиту Родины с оружием в руках, подавляющее большинство хотели бы служить в Вооруженных силах России. Почти 40% казачат хотели бы в дальнейшем связать свою жизнь с армией.
Составной частью патриотического воспитания являются задачи направленные на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется пониманием подростка своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственности за выполнение требований военной службы. Только 1 из 10 мальчишек не желал бы служить в армии, а 40% ребят видят себя в профессии военного.
Чрезвычайно важным звеном в воспитательном патриотическом процессе является занятие физической культурой и спортом. И спорт в казачьем классе особо популярен, многие мальчики в классе увлекаются гиревым спортом. Поспособствовало этому интересу то, что в классе постоянно находятся несколько гирь весом в 16 кг. и 24 кг. Первыми стали поднимать гири уже в 6-м классе подростки, которые по своему физическому развитию были более сильными. Они начали поднимать гирю 16 кг с азартом и увлечением. За ними потянулись учащиеся со средними физическим развитием, тоже желавшие показать, что и они могут сделать подобный силовой подъём гири. Всего в классе из 20-ти мальчишек интерес к гиревому спорту проявляют 14 человек. В результате постоянных тренировок и ежемесячных соревнований, в нынешнем учебном году учащиеся класса Исаев Алексей, Захаров Феодор, Шашков Денис были включены в состав сборной команды гиревиков от школы и выступили на районных соревнованиях силачей. Там Захаров Ф. занял призовое 3 место в своей весовой категории, и школа в целом тоже заняла 3 место. Состязательности мальчиков класса способствовало и то обстоятельство, что была сделана на ватмане таблица с ежедневными результатами, куда они сами могли записывать количество своих подъёмов гири и видеть улучшение своих достижений.
Часть мальчишек увлеклась новым для школы спортом – это регби. Этот спорт для сильных духом, крепких физически и устремленных достичь определенных целей. Команда регбистов неоднократно выезжала на соревнования в город Краснодар.
Патриотическое воспитание включает цели и задачи, их нацеленность на достижение высоких результатов, способность эффективно и увлеченно выполнять спортивные и учебные обязанности и достигать конкретные цели.
Строй, подтянутость, военно-патриотическая песня, элементы военной формы одежды в которой ходят ученики, часть в казачьей форме, часть в камуфляже, что способствуют формированию эстетических чувств, приучения к порядку и дисциплинированности. Перед началом занятий атаман класса или дежурный подают команду «Встать! Равняйсь! Смирно!» и докладывают учителю о готовности к уроку. Нравится казачатам строевые занятия на плацу и исполнение строевой песни. В классе принято находиться на занятиях в казачьей или камуфляжной форме. Деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир (атаман или два его заместителя), он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение.
Учащиеся класса в феврале в ходе военно-патриотического месячника участвовали в автомотопробеге по местам жительства ветеранов войны и тружеников тыла нашего поселения. Ветераны получили поздравления с праздником Защитника Отечества. В ходе месячника оборонно-массовой работы, проводились районные соревнования по настольному теннису в средних классах. Сборную школы составили все 3 девочки 7 класса и 2 мальчика 7 класса. Команда и мальчиков и девочек заняла 2 место на этих районных соревнованиях.
Учащиеся класса принимали участие в районных конкурсах и занимали там призовые места. Очень популярны среди учащихся игры в футбол и волейбол.
Какие качества стремимся прививать с помощью родителей ученикам? Это в первую очередь любовь к своим родителям. Любовь и уважение к старшему поколению и к другим людям. Стремление воспитать в ребятах честность, чтобы они не врали не обманывали. Через «Заповеди казака», юные мужчины стараются постигать данные истины в повседневной жизни.
В классе силами учащихся были сделаны макеты погон с воинскими званиями и городов-героев. Учащиеся ищут города-герои на карте, знакомясь с российскими регионами, соприкасаясь с героической историей великой отечественной войны. Мальчикам нравится разбираться в воинских званиях и они часто соревнуются в знании военных чинов. Тот кто может назвать без ошибок все звания пользуется мальчишеским авторитетом.
Воспитывать в подростках ловкость и храбрость. Они достигаются в различных состязаниях. Встречи со своими ровесниками в военно-спортивных играх создают благоприятные условия для воспитания у школьников дисциплинированности. Ребята убеждаются на практике в том, что успех каждой игры во многом зависит от слаженности ее участников. Встреча команды класса с одногодками из соседней днепровской школы показала, что наши казачата в большинстве видов соперничества были лучшими, а в гирях им не было вообще равных.
Дисциплина - основное условие всех военно-спортивных игр. Нарушение дисциплины в игре отдельными участниками снижает интерес у ребят к игре, а иногда приводит и к ее срыву. Это обстоятельство нередко заставляет самих играющих активно бороться за хорошую дисциплину в игре. Хорошую слаженность ученики класса показывали и при проведении соревнований «Антинарко» в Краснодаре, где участвовали команды из всех районов края. В команде ребята перед состязанием предупреждают друг друга о необходимости строго соблюдать дисциплину. Подводя итоги игры они сами осуждают нарушивших дисциплину. Это помогает подросткам исправлять свое поведение.
Товарищеская взаимопомощь воспитывается с детства, со школьной скамьи. Когда подросток вырастает, то ему легче будет адаптироваться в новом учебном заведении, трудовом коллективе, при службе в армии. Можно говорить о сформированности патриотического сознания молодого человека лишь тогда, когда полученные опыт и знания помогают ему определить свою жизненную позицию.
Ответственность и дисциплина вытекает из качеств человека, которое ему прививается в семье и в школьном коллективе. Только через взаимодействие семьи и школы можно воспитать добросовестного и ответственного гражданина. связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению трудовых качеств в интересах успешного выполнения обязанностей и поставленных задач. Очень сплачивают ребят совместные поездки. Родители организовали познавательную и увлекательную поездку детей к почитаемому источнику «Святая ручка» в Крымском районе. Для учащихся были организованы поездки в воинскую часть. Школьники с удовольствием ознакомились с музеем, боевой техникой и оружием, службой и бытом военнослужащих.
Если со стороны родителей нет достаточного контроля за поведением и учебой ребенка, то с уверенность можно сказать, что и учеба и дисциплина у подростка начинает ухудшаться.
Большой популярностью у мальчиков пользуется игра в шашки и шахматы. В них они играют до начала занятий, на переменах и в другое свободное время. 2 мальчика класса представляли сборную школы по шахматам и шашкам на районных состязаниях
Огромным воспитательным началом патриотизма является посещение и ознакомление со школьным музеем, посвященного 417-й стрелковой дивизии, освобождавшей наш посёлок и район в феврале 1943 года. На таких мероприятиях и учебных уроках познается героическая история России, её место и роль в мире, организация защиты от врагов, понимание особенностей обычаев и традиций народов, живущих в России, их доблестного прошлого, боровшихся за независимость страны. Два ученика казачьего класса входят в состав группы «Поиск» при школьном музее.
Постоянно в классе находится макет автомата Калашникова, и мальчики ежедневно состязаются в неполной разборке и сборке АКМ. Также мальчикам нравится снаряжать гильзами магазин от автомата Калашникова.
Казаки нашего класса являются постоянными участниками торжественных мероприятий и церемоний, связанных с военно-патриотическим воспитанием. Там, они принимают активное участие, и через, увиденное и услышанное, впитывают любовь к своей родине. У них утверждается в сознании и чувствах патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России.
Очень большой популярностью у ребят пользуется игра в пейнтбол. В ней они учатся передвигаться в составе отрядов, веси разведку, ориентироваться, проводить разведку, наступать на противника, преодолевать естественные препятствия.
Ежегодно в районе проводятся очень популярные детско-юношеские казачьи игры на базе летнего лагеря отдыха в станице Роговской. Строевые смотры с песней, марш-броски на несколько километров, полоса препятствий, переправа через реку, подтягивание и стрельба из пневматической винтовки, выставление караула и дневальных, игра в пейнтбол, метание ножа в цель. Все это делает их интересными и привлекательными для мальчиков и даже девчат. Стремление попасть на трехдневные казачьи игры дисциплинирует и повышает ответственность кандидатов, в команду представляющая школу.
Патриотическое воспитание подростков подразумевает преданность своему Отечеству, гордость за свою великую Родину, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Для улучшения состояния учебы на очередном родительском собрании класса было предложено использовать следующую систему поощрения их собственных детей со стороны самих родителей. Немного взрослых восприняли данное новшество, но ряд родителей заинтересовались предложением. У каждого ученика в дневнике была вклеена такая таблица. Поощрение ребенка в условных единицах за улучшение учёбы было предложено собравшимся определить самим индивидуально.
№ Положительные баллы в у.е. Итоговые баллы в у.е.
1. Оценка 3(три) –Подтверждение в дневнике Плюс Три (3) балла у.е (условные единицы)
2. Оценка 4(четыре) –Подтверждение в дневнике Плюс Шесть (6) баллов у.е3. Оценка 5(пять) –Подтверждение в дневнике Плюс Десять (10) баллов у.е4. Контрольная работа - дневник Оценка 4- 10 баллов, оценка 5 – 15 - баллов
5. Участие в районных конкурсах Плюс 7 баллов у.е.
6. Победа в районном конкурсе Плюс 15 баллов у.е.
7. Разработка собств. творческ. презентации Плюс 15 баллов у.е.
8. Улучшение четвертной оценки Плюс 50 баллов у.е.
№ Отрицательные баллы в у.е. Итоговые баллы в у.е.
1. Оценка 2 (два) Минус 10 баллов у.е.
2 Ухудшение четвертной оценки Минус 50 баллов у.е.
3. Замечание на уроке Минус 5 баллов у.е.
4. Отсут-ие на уроке книги, тетради, дневника Минус 5 баллов у.е. за каждый предмет
5. Опоздание на урок Минус 4 баллов у.е.
6. Отсутствие на 1 (одном) уроке Минус 5 баллов у.е.
7. Отсутствие 1 день по записке родителей Минус 10 баллов у.е.
8. Пропуск 1 дня учёбы без уважит. причины Минус 30 баллов у.е.
9. Отказ от дежурства в т.ч. по забывчивости Минус 15 баллов у.е.
10. Нарушение дисциплины в школе Минус 10 баллов у.е.
11. Несвоевременное заполнение дневника Первый раз минус 5 баллов у.е., второй – минус 10 баллов у.е., третий – минус 15 у.е.
Не всё получилось, как было задумано. Но в конце III-четверти в ходе эксперимента и других методов воздействия на школьников класса, улучшились оценки по предметам на «4» и «5» у учащегося Ульянова Богдана по 8 предметам(ему родители обещали финансовую поддержку), у 2-х учащихся по 3-м предметам, у 5-ти семиклассников по 2-м предметам и у 5-ти детей по одному предмету.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
2 Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
3 Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
4 Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
5 Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.
6 Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
7 Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
8 Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
9 Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978 г.
10 Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971 г.
11 Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975 г.
12 Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
13 Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
14 Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
15 Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
16 «Патриот отечества» №9,2004 г.
17 Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
18 Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,2007г.
19 Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2,2003 г.
20 Справочник руководителя Образовательного учреждения №08 август 2005г.
21 Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ №11,2006 г.
22 Стрельников В. Исторический опыт патритического воспитания. ОБЖ №1,2006 г.