«Благовещенье Пресвятой Богородицы» в казачьем классе
Цель:
- воспитание чувства патриотизма у детей, любви к Отечеству, к вере православной, духовное обогащение личности ребёнка.
Задачи:
- отразить неразрывность истории русского народа и истории русской Православной церкви;
- расширить словарь школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- показать образ Богородицы, как начало святости и материнства.
Предварительная работа:
За день до мероприятия девочки под руководством воспитателя пекут из постного теста жаворонков; зал украшен голубыми воздушными шарами, к которым прикреплены белые, бумажные голуби. В центре зала большой белый голубь – символ праздника; на экране изображение иконы «Благовещение»; составлена и подготовлена презентация «Благовещение»; фильм «Благовещение Пресвятой Богородицы» закон Божий ч.98;анимационный фильм «В праздник Благовещения» православные истории для детей, клетка с голубями.
Приглашённые гости: представитель храма Рождества Христова Иерей Владислав Елисеев , учитель основ православной культуры - Асачёва Т.В.
Ход мероприятия
Звучит песня «С Благовещением»
Вед. «Казак без веры не казак». Любое доброе дело казаки всегда начинали с молитвы.
(все присутствующие на мероприятии встают и читают хором «Отче Наш»)
Вед.7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Учащиеся 6 класса провели исследовательскую работу на тему «Жизнь Девы Марии» и подготовили презентацию «Благовещение» (рассказ идёт на фоне презентации)
Ученик 1 Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
Ученик 2 до 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Ученик 3то событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа, а потому и говорят о Чуде.
Выступление Иерея Владислава Елисеева
Показ фильма «Благовещение Пресвятой Богородицы» закон Божий ч.98;
Вопросы учащихся:
- Почему именно 7 апреля празднуется Благовещение?
-Почему архангел Гавриил ей сказал «радуйся Благодатная!»?
- Почему матерью сына Божия была выбрана именно Дева Мария?
- Почему символом Благовещения считается голубь?
Показ анимационного фильма «В праздник Благовещения» православные истории для детей.
Ученик 1 В Благовещенье было принято оставить всякую работу – ни пахать, не сеять, не начинать новых дел. Считалось, что в этот день Богородица сама засевает земные нивы, разбрасывая с небес семена всех трав и цветов, и никому, пока она трудится, не положено выполнять какую-либо работу. В день Благовещения старались даже не зажигать огонь в очаге или печи, лишь сжигали немного соли. С этим днем связано и поверье о кукушке, которая, как известно, не вьет своего гнезда, подкидывая свои яйца в гнезда других птиц. Оказывается, однажды она принялась вить гнездо в Благовещенье, за что была наказана Богом. Тогда кукушка решила отложить сое яйцо в гнездо снегиря. Однако снегирю это вовсе не пришлось по нраву, он вступил в бой с кукушкой-самцом и убил его, запачкав перышки на груди кровью соперника. Кукушка осталась вдовой, подбрасывающей яйца в чужие гнезда, а снегирь так и носит красную отметину .Поэтому говорят:" В Благовещение девица косу не плетет, птица гнезда не вьет".
Ученик 2 с Благовещением связана добрая традиция: выпускать птиц на волю (обычно перезимовавших в доме в клетках скворцов, щеглов, перепелов и жаворонков), как символ прихода весны. В этот день было принято надевать обновки, чтобы долго носились. В Благовещенскую ночь жгли костры, чтобы согреть весну, сжигая в них старую обувь, одежду и мусор, чтобы в новом году в доме была чистота.
Ученик 3 Солнечная погода – к урожаю пшеницы, дождливая – к грибной осени и хорошей рыбалке, гроза к теплому лету и урожаю орехов, морозная ночь - к урожаю огурцов.
Благовещение – день добра и милосердия. В этот день принято было навещать детские приюты, больных в лечебницах и заключенных. В царской России в этот день в Государевых палатах устраивались "обеды для бедных". И сегодня в этот день можно найти тех, кому нужно ваше милосердие – это старики в домах престарелых, дети в детских домах и приютах, бездомные и нищие. На Благовещение можно подать милостыню нуждающемуся, помочь одиноким престарелым людям по соседству. Принесите любое добро другим людям – будь это вещь, сочувствие или простая улыбка.
Ученик 1 Считается, что в этот день, как и на Пасху, солнце «играет, и грешников в аду не мучают.С наступлением утра угощаются печеньем в форме жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывали весну. Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу. Обычай напоминал о евангельской истории – о том, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя всего мира.
Ученик 2 Об обычае выпускать птиц на Благовещение мы можем прочитать в одном из писем А. С. Пушкина: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму, адресованному Гнедичу, поэт приложил свое стихотворение:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Вед. Ребята мы приглашаем вас на школьный двор, чтобы выпустить голубей.
Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.
церковный праздник
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.
Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».
История
Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.
Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.
Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.
С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и
Рождества св. Иоанна Предтечи.
День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому («гражданскому») календарю).Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.
Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор ГригорАшаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.
Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.
На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в LiberPontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.
Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. «день приветствия», «возвещение» или «день/праздник Благовещения»; лат. «annuntiatioangeliadbeatamMariamVirginem» (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), «Mariaesalutatio» (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название AnnuntiatiobeataeMariaeVirginis — Благовещение Блаженной Девы Марии).
Смысл праздника
Митрополит Сурожский Антоний:
«Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…
Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь»
Источник: http://nicstyle.ru/prazdniki/blagoveshhenie-presvyatoj-bogorodicy.html. Просьба оставлять ссылку на источник, nicstyle.ru