Доклад по теме: «Создание и использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства»
Районное методическое объединение учителей предметников образовательной области «Искусство»
МБОУ «Смородинская средняя общеобразовательная школа»
Доклад по теме:
«Создание и использование мультимедийных презентаций
на уроках изобразительного искусства»
Выполнила: учитель
изобразительного искусства
Шелихова Наталья Леонидовна
Грайворон 201
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия жизни диктуют необходимость использования в образовании и воспитании ребенка всех существующих средств обучения, как на печатной основе, так и на аудиовизуальных и интерактивных носителях.
Сегодня их применение на уроке не экзотика. Однако техническое оснащение школ в целом и кабинетов трудового обучения в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идёт не о недостатке выпущенных дисков, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности на уроке.
В данной работе я хочу рассказать о создании и использовании на уроках мультимедийных электронных презентаций. Под электронной презентацией я понимаю логически связанную последовательность слайдов, объединенных одной темой и общими принципами оформления.
Мультимедийную электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе. Электронную презентацию можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия самостоятельные средства обучения, а презентация вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.
Создание и применение на уроке электронных презентаций сегодня весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Я хотела бы проанализировать возможности использования электронных презентаций на уроке и выделю некоторые общие правила их сознания. В качестве примера возьму занятия по изобразительному искусству с учётом особенности этого предмета.
Использование современного оборудования усиливает интерес к предмету, позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки.
Как средство представления учебного материала, компьютер может быть использован преподавателями в школьном классе и лекционной аудитории, а также школьниками в тематических докладах, при защите рефератов и творческих работ.
Кроме того, компьютерные презентации учебного материала могут обеспечить более эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями в целях обмена опытом, а также при подготовке и повышении квалификации педагогического состава образовательных учреждений.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
Преимущество развития компьютерного образования.
Причина первая: экономия места. Компьютер вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всего класса).
Причина вторая: экономия времени. Экономит время при компьютерном обучении не только учитель (становится излишним рисование на доске сложных схем, чертежей и моделей, облегчается процесс подготовки к урокам), но и школьник. Учащиеся быстрее переключаться от одной формы обучения к другой (например, вслед за объяснением материала попытаются самостоятельно смоделировать график роста доходов, при изучении раздела «Основы предпринимательства»), что позволит объяснить на уроке больше материала.
Причина третья: оперативность информации. Что в школе считается новым учебником? Это книга, вышедшая в текущем или прошедшем году, сданная в печать год-два назад, работу над которой авторский коллектив завершил еще на полгода - год ранее. Тем более что часто учебники имеют фактические ошибки, которые замечают даже учащиеся, при практическом изучении нового материала Мультимедийные учебники обновляются значительно быстрее. Используя выход в Интернет, можно облегчить доступ к новой информации и технологиям.
Причина четвертая: возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Все мультимедийные средства обучения содержат проверочные или тестовые задания для школьников. Разгадывать компьютерные задачи намного интереснее, чем писать контрольные работы на бумаге. Анимация, графика и звук позволяют превратить неизбежную прежде карательную процедуру в интересную игру. Проверка заданий при компьютерном обучении проводится автоматически, что, во-первых, экономит время учителя, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.
Причина пятая: имидж «продвинутого» учителя. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаст вам славу человека передового и прогрессивного. Школьники будут ставить вас в пример «скучным» учителям, а в глазах коллег по работе авторитет становится значительно выше.
Причина шестая: повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам. Использование компьютерных и электронных средств обучения на уроках позволяет увеличить число своих сторонников среди школьников всех возрастов. Такая форма обучения ведь намного интереснее нудных вопросов в конце параграфа. Появляются больше добровольных помощников, силы и энтузиазм которых можно использовать при подготовке занятий и создании мультимедийных презентаций. Эти помощники вполне заслуживают доверия: дети школьного возраста, как правило, на «ты» с компьютером, они быстро обучаются им пользоваться.
Причина седьмая: просвещенческая. Не секрет, что роль компьютера в современной жизни постоянно возрастает. Уже появилось поколение людей, предпочитающих набор на клавиатуре письму ручкой по бумаге. Умение пользоваться компьютером в современной жизни можно поставить на одну доску с умениями читать и писать. Самостоятельное создание учащимися презентаций для защиты творческих проектов, при выполнении других творческих заданий способствуют развитию их информационно – коммуникационным компетентностям.
Причина восьмая: воспитательная. Если школьники не будут знакомиться с технологиями использования компьютера на уроках, они все равно получат «компьютерные» знания, но при этом полученная ими информация не всегда будет радовать родителей и учителей. Интерес и энергию школьников лучше направить в нужное русло. Например: новые виртуальные картинные галереи гораздо интереснее и полезнее цветных картинок с порнографических сайтов, а решение исследовательской задачи намного ценнее без толку потраченного за монитором времени за собиранием очередного карточного пасьянса.
Причина девятая: исследовательская и творческая. Когда ученик является субъектом в процессе обучения, непосредственным участником создания мультимедийных презентаций, то такой подход к образованию мобилизуют и творческие ресурсы, скрытые в каждом без исключения ребенке. Ученики могут самостоятельно подготовить с помощью компьютерных средств обучения урок по новой теме, рассказать о тех или иных страничках в Интернете, создать свою собственную страницу в Сети, на которой могла бы вестись и научная работа.
Основные принципы разработки презентации.
Сегодня существуют два основных подхода к подготовке и проведению презентации.
Первый представляет собой традиционную демонстрацию набора слайдов, подготовленных на компьютере и распечатанных на прозрачной пленке. Компьютер здесь выступает в роли вспомогательного средства при подготовке слайдов, а сама технология презентации остается классической.
Второй подход заключается в использовании компьютера непосредственно в демонстрации презентационных материалов. Естественно, что набор технических возможностей во втором случае гораздо шире.
Компьютер влияет на искусство современной презентации, и не только как средство, дающее большую свободу творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики.
Весь урок, по нашему мнению, не должен быть завязан на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создания проблемной ситуации на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Целями использования презентации на уроке могут быть:
актуализация знаний;
сопровождение объяснения нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробно.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно дополнить слайдами, но не в виде простого текста. Они могут быть представлены как небольшой видеоряд, рисунки из учебника, требующие комментария и т. д. для того чтобы учащиеся лучше вспомнили изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причём их оформление не стоит резко менять под новый фон так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, так как при этом теряются эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдёт в русле угадай следующий слайд (ответ).
При объяснении нового материала возможности самой презентации и её оформления наиболее обширны. Последовательность показа и логика построения слайдов зависят от содержания изучаемого материала, особенностей его восприятия учащимися данного класса, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношениями учителя и учащихся, но некоторые общие правила всё-таки можно выделить.
Во-первых, желательно не перегружать слайды текстом. Лучше разместить на них даты, имена, термины, которые учащиеся часто просят повторить при записи материала, для уменьшения текста можно убрать вводные слова и оставить лишь краткие тезисы. Во- вторых, используемые на слайдах иллюстрации должны быть реалистичными, а небольшие объекты (например: машинную иглу, выполнение стежков и швов) можно сопровождать их фотографиями в увеличенном масштабе.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, целесообразно выделять ярче, оригинальнее, это позволяет включить ассоциативную зрительную память учащихся. Учителя знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме, даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить в виде фотографии, видеофрагмента, схемы, в данном случае слайды презентации незаменимы. Не обязательно всё объяснение должно сопровождаться слайдами презентации.
Первичное закрепление материала обычно проводят в виде беседы или выполнения заданий. В первом случае материал, предъявляемый для вопросов, может быть оформлен на слайдах презентации. Кроме него и самих вопросов уместно также предложить некий обобщённый материал по ответам учащихся. Можно предложить школьникам для повторения и дальнейшего самостоятельного комментирования несколько слайдов презентации, использовавшейся во время объяснения нового материала, но это должен быть наиболее значимый материал. Во втором случае предпочтительнее использовать индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение.
Если презентация предусмотрена на всех этапах урока, то части её лучше выделить различным фоном, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не сделать его монотонным и однообразным.
Презентация, используемая на уроке обобщения, не обязательно должна отличаться стройной логикой, она может представлять собой отдельные наборы слайдов, которые применялись на предыдущих уроках. В этом случае можно использовать различные фоны и элементы анимации, так как данная электронная презентация не является единым целым и включается в урок с перерывами.
Обобщая опыт составления и применен презентаций на уроках, можно выделять а некоторые рекомендации, которые предостерегут учителей от ряда неудач.
Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т. д.
Стихи лучше декламировать, чем записывать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение хорошо воспринимается учащимися в презентации.
Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий
Перечисляя условия, позволяющие добиваться эффективности педагогической деятельности, Л.С.Выготский писал, что успех преподавания и обучения зависит от того, насколько учитель способен “рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основным законам деятельности внимания”, то есть обеспечить:
соответствие материала приспособительным реакциям ученика;
соответствие ритмической установки: на подъем “волны внимания” должны приходиться наиболее важные, на спад - наименее важные фрагменты материала;
выполнение требования связности и логичности материала;
выполнение требования воспитания осознанности, осмысленности учебной деятельности, благодаря которым из непроизвольного развивается произвольное внимание: “основным педагогическим требованием делается требование того, чтобы весь решительно учебный и воспитательный материал был насквозь пронизан и пропитан целевой установкой”.
Если вы являетесь преподавателем, то, естественно, хотите, чтобы ваши школьники не просто слушали вас, но и понимали, а также могли эффективно применять полученные знания на практике. Интерактивные мультимедийные обучающие презентации один из способов реализации такого подхода. Творческое сочетание в учебном процессе мультимедийных презентаций и изучения на практике обычно дает прекрасные результаты.
При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:
Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.
Постановка учебной цели. Школьник самого начала работы должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.
Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.
Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея.
Оценка. В ходе работы школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций "школьник - учитель - школьник". Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.
При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.
Изучение трудов классиков показали, что преподавателям - разработчикам
3.1.Типы презентаций
Со сценарием. Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории. Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.
Интерактивные. В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.
Самовыполняющиеся. Законченные информационные продукты. Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт - или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьником в ходе урока или дома.
Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.
Создание и использование тематических компьютерных презентаций, учебных мультимедиа презентаций
Компьютерные презентации эффективный метод представления и изучения любого материала, При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели, процессы.
Составные части презентации:
Введение. Определить тему, цели, основные разделы, общие сведения.
Основная часть. Содержание материала, иллюстрации, схемы, диаграммы, таблицы.
Заключение. Результаты работы, тесты, анализ проделанной работы.
Элементы, дополняющие содержание презентации.
.Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа « картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики, таблицы, диаграммы, фильмы, видеоролики.
Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.
Анимационный ряд. Картинки с движением, фигурки, «оживающие» схемы и растущие диаграммы.
Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.
Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно обычные без лишней затейливости. Чем больше различных шрифтов используется, тем труднее воспринимаются слайды.
Специальные эффекты. С возможностями спецэффектов можно познакомиться, войдя в программу PowerPoint. Важно, чтобы они не отвлекали на себя внимание, а усиливали главное.
Этапы работы над презентацией.
Подготовка.
Изучить теоретический материал подаваемой технологии - ознакомиться с работой
программы PowerPoint.
Определить содержание презентации, тематику, целевое и зрительное назначение.
Определить условия, которые помогут обеспечить работу над презентацией.
Разработать структуру и модель будущей презентации.
Определить механизм работы над презентацией.
Создание.
2.1. Выстроить модель презентации на электронном носителе (технический процесс).
2.2. Подобрать элементы, дополняющие содержание презентации.
3. Редактирование получившейся презентации.
Редактирование может происходить практически при каждом новом обращении к презентации, так как одинаковых учеников и классов нет, поэтому коррективы просто необходимы, чтобы добиться наилучшего результата.
3.3. Применение презентаций со сценарием на уроках
При использовании мультимедийных обучающих презентаций даже самые сложные темы можно преподнести так, что учащиеся будут осваивать материал без труда и с интересом. Мультимедийная презентация со сценарием, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала, - это идеальный способ организовать процесс представления информации на уроке в школе. Эту методику можно применять в любой сфере обучения. Профессионально выполненная мультимедийная обучающая презентация позволит вам произвести эффект на обучаемых и добиться желаемого результата. Но, наверное, самое популярное и любимое занятие – это создание тематических презентаций. Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, а ученикам изучать этот материал и обеспечивать прочное усвоение учащимися знаний, повышать интерес к предмету.
Так, например, при составлении пояснительной записки к творческому проекту мои ученицы руководствуются презентацией “ Рекомендации по составлению пояснительной записки”. Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного выполнения пояснительной записки и наглядно показывают ученицам все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов. Показ слайд - фильма сопровождается пояснениями только ученицам 5 класса. Ученицы 6 класса (приобщённые к проектному методу) и старше уже сами могут давать пояснения демонстрируемого материала. В презентации используются гиперссылки, которые на любом этапе, позволяет учителю вернуться к любому слайду презентации. Презентация содержит теоретический материал по составлению пояснительной записки и вопросы по закреплению знаний.
Создавая творческий проект, с использованием мультимедиа учащиеся осваивали новые задачи, ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, создания анимации и гиперссылок. Это групповая работа, которая дала возможность объединиться по интересам, позволила проявить коммуникативные способности каждой ученице. Таким образом, выполняя творческую работу, ученицы продолжали пополнять свои знания и формировали умения, необходимые для выполнения работы. При выполнении работы над проектом учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Изюминкой данной работы является то, что частично вставлен звук в презентацию на отдельные слайды и сделаны эффектные музыкальные паузы по окончании каждого раздела презентации. Работа эта большая, сложная, интересная, и учитель, в данной учебной ситуации, как инициатор и партнер должен идти на шаг вперёд, координируя действия, пополняя свои знания по тематике проектов и разумно направляя учениц в совместной работе. Таким образом, в учебном процессе, создаются и используются новые проекты и дидактические средства обучения с помощью компьютерных технологий.
3.4. Методы использования мультимедийных презентаций.
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При закреплении новой темы
Для проверки знаний Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану
Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами - стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.
Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.
«Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусам, доступное осязанию – осязанием. Если же какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу нескольким чувствам преподносятся.»
Ян Амос Каменский «Великая дидактика»
При опытной проверке эффективности запоминания учебного текста было установлено, что при использовании слухового канала восприятия информации усваивается в среднем 15% материала, при использовании зрительного канала - 25%, а в комплексе - 65% информации.
Использование наглядности на уроках приветствовалось педагогами всегда. Наглядность, возведенная в правило в 17 веке, получила ценнейшее развитие и широкую интерпретацию в педагогике, и с тех пор является важнейшим дидактическим принципом.
Требования к применению:
Соответствие содержания фрагмента изучаемому материалу и возрасту учащихся
Показ фрагмента в соответствующий момент урока
Учитывать, чтобы всем хорошо было видно
Детально продумывать пояснения перед просмотром
Формулировать и разъяснять цель просмотра
Привлекать учащихся к нахождению (обнаружению) желаемой информации при просмотре
Обеспечивать точность и ясность восприятия.
4. Средства создания презентаций.
Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Далее будет идти речь об одной из самых известных в мире программ в области создания компьютерных презентаций - MS PowerPoint .
Презентация - это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле.
Слайд - логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране монтора, листе бумаги или на листе цветной пленки в виде единой композиции
В составе слайда могут присутствовать следующие объекты:
заголовок и подзаголовок
графические изображения (рисунки)
таблицы
диаграммы
организационные диаграммы
тексты
звуки
маркированные списки
фон
колонтитул
номер слайда
дата
различные внешние объекты
Совокупность слайдов, собранных в одном файле образуют презентацию.
Информатизация школы не может быть результативной без успешной социальной адаптации учителей, то есть без активного включения в освоение информационно-компьютерных технологий. Адаптация взрослых людей к информатизации аналогична принятию культуры другой страны, когда нормы, стереотипы затрудняют освоение нового. Важнейший фактор успешной адаптации - «инновационная предрасположенность» или готовность изменяться, а отсутствие у некоторых учителей совершенствовать свои компетентности, в конечном результате ограничивает обучающие возможности в школе.
Хотелось бы ещё раз вернуться к словам Низамовой Альбины Фаниловны: «Быть с веком наравне» - это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе – и образованию. Мало того, школа способна и опережать время. Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно – урочной системы».
И это средство есть в наших руках, так давайте же не лениться узнавать больше, совершенствовать свои знания в области создания и использования мультимедийных презентаций, ведь в результате выиграем мы все!
Литература.
1. Алгоритм создания презентаций для проведения уроков, лабораторных и практических работ. Методические рекомендации. Автор Клюева Т.А.
2. Александр Глебко “Компьютер сводит с ума” www.medmedia.ru/printarticle.html?715591
3. А.В. Овчаров “Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий”.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
4. О. П. Окопелов “Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве”. Информатика и образование, 2001. №3
5. Ж. Школьные технологии. № 1. 2005г., № 4.2006г
6. Кирмайер Г. Мультимедиа. - М.: Малип, 1994
7. А.В. Осин Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва Агентство Издательский сервис, 2004 г.
8. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании(теоретические основы и методика использования)Красноярск, КрГУ, 2003
9. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М,:ИИД Филинъ,2003
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 2 -15
"$&(*,0уђЗаголовок 115