Конспект урока по окружающему миру по теме Животные (2 класс)
Урок «Окружающий мир» по программе развивающего обучения Л.В.Занкова 2 класс.
Автор: Сочнева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, БОУ «Гимназия № 75» г. Омск –декабрь 2008г.
Раздел: «Живая природа».
Тема: «Животные: моллюски, насекомые, паукообразные».
Цель урока: расширить знания учащихся о классах животных.
Задачи урока:
Выявить, уточнить, расширить представления и знания детей о животных и группах (формирование информационной компетентности).
Развитие интереса к познанию нового; развитие навыков умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения (формирование познавательной компетентности).
Формирование умения работать в парах; внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих (формирование коммуникативной компетентности).
Оборудование:
мультимедийный проектор,
презентация слайдов к уроку,
иллюстрации, фотографии животных
учебник Н.Я.Дмитриевой «Мы и окружающий мир» 2 класс.
рабочая тетрадь к учебнику
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 2 По щелчку появляются вопросы и ответы.
- Для чего служат растения? Выслушиваются ответы.. Появляется запись
(Растения - главные поставщики кислорода на Земле. Растения - это пища для животных.)
- Нужны ли животные растениям? Выслушиваются ответы. Появляется запись
(Животные выделяют углекислый газ, который поглощают растения. Животные помогают растениям расселяться, перенося семена на шерсти.))
II. Формирование новых знаний.
(Слайд 3 ) По щелчку появляются вопрос
-Как называется наука о животных?
Выслушиваются ответы детей.
По щелчку появляется надпись ответ.
(Зоология)
«ЗООН»-животное, живое существо, «ЛОГОС»- учение. Наука о животных.
(Слайд 4) По щелчку появляются животные и задание. Узнайте животных и назовите группу, к которой они относятся.
Появляются надписи по щелчку. (Рыбы, насекомые, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, моллюски.)
-Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
(Слайд 6. Моллюск)
Рассмотрите рисунки. Назовите моллюсков.
Названия моллюсков выезжают по щечку.(Осьминог, кальмар, гребешок, улитки, слизни.)
Каковы особенности моллюсков? Слушаются ответы детей
По щелчку выезжает запись (У моллюсков мускулистое мягкое тело, обычно защищено известковой раковиной - это тридакна, виноградная улитка, гребешок. Но некоторые бывают без раковин - это осьминоги, кальмары. Обитают в воде, но есть и сухопутные -улитки, слизни.)
Просматривается видиозапись: движение осьминога, движение морского гребешка (по гиперссылке).
Отгадайте насекомых Учитель читает загадки. Дети отгадывают и на Сладе 9 появляются насекомые
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка.)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)
Прыгает пружинка
-Зелёная спинка
-С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик.)
Я работаю в артели.
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно
-Больше плотника оно.
(Муравей.)
Не птица, а летает.
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
(Муха.)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(Оса.)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт
- Золотистые глаза.
Кто же это?.. (Стрекоза.)
- К какому классу мы отнесём это насекомое?
Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
(Слайд 11 появляются пауки
(Паук. Он относится к классу паукообразных.)
Паукообразные)
- Найдите и назовите существенные признаки, отличающие насекомых от паукообразных.
По щелчку появляется запись (У насекомых шесть ног, а у пауков - восемь, нет крыльев.)
Физкультминутка
«ПОКАЖИТЕ, КАК ...»
Учитель предлагает учащимся показать, как летает стрекоза, прыгает кузнечик, порхает бабочка, гудит при взлёте самолёт, скачет заяц, переваливается медведь и т. д.
Это же упражнение может проводиться в другом варианте: два-три ученика по выбору, предварительно договариваясь, показывают у доски сами движения каких-либо животных, дети класса повторяют и отгадывают, что изобразили водящие.
III. Закрепление изученного.
- Что вы знаете о некоторых насекомых и паукообразных?
Сообщения подготовленных учеников, показ иллюстраций, фотографий.
1-й ученик. Пауки.
Давным-давно жила девушка, которая очень любила ткать. Звали эту девушку Арахна. И такие красивые ткани научилась создавать Арахна, что отважилась вызвать на состязание по ткацкому искусству богиню Афину. Кто может осмелиться состязаться с богами? Но у Арахны получилось лучше, чем у богини. И тогда разгневанная Афина превратила девушку в паука, вечно ткущего свою красивую паутину. Так гласит древнегреческий миф. По-гречески «арахна» значит «паук». Вот и дали это имя - арахниды - всем паукам.
Пауки совсем не страшные и приносят пользу, уничтожая огромное количество без меры расплодившихся насекомых, особенно мух. Свою добычу паук ловит с помощью красивой ловчей сети. Он её ткёт, выделяя из паутинных бородавок тягучую ниточку, тут же застывающую на воздухе. Нить паутины по крепости не уступает шёлку, а красота этой пряжи намного превосходит известные ткани. Если сделать стальную проволоку такой же толщины, как паутинная нить, то окажется, что паутина крепче.
Разнообразны формы, размеры, окраска пауков: серые и жёлтые, зелёные и чёрные, с крапинками и полосками, узорами и каёмочками.
2-й ученик. Бабочки.
Вы видели мозаику: узор, выложенный разноцветными камешками, цветными стёклами. Природа создала один из своих шедевров - узоры на крыльях бабочек.
Материалом послужили мельчайшие, как пыльца, чешуйки, ярко и нежно окрашенные во всевозможные цвета. Эти чешуйки расположены на крыльях в строгом порядке и образуют незабываемый рисунок. По рисунку на крыльях получили своё название самые красивые из наших бабочек: павлиний глаз, перламутровка, траурница и другие.
Бабочка-адмирал издали заметна бархатисто-чёрной окраской с ярко-красными полосами и белыми пятнами. Как драгоценные камни, сверкают бирюзовые отметины. Когда бабочка складывает крылья, то становится виден узор на нижней стороне крыла. Словно с красивого камня - мрамора - скопирован рисунок этого узора.
У одной из самых распространенных бабочек - перламутровки - нижняя сторона крыла красивее, чем верхняя. Сверху крыло из чешуек желтовато-рыжего цвета, среди них узором расположились чёрные крапинки. А снизу красиво сверкают на солнце перламутрово-серебристые пятна на серовато-зелёном фоне крыла.
Бабочка-павлиний глаз получила своё название за великолепные пятна на крыльях. Чешуйки жёлтого, бурого, чёрного и синего цвета образуют кольца, напоминающие глаза. Эти «глаза» - отличная защита от врагов. Подлетит к насекомому птица, а бабочка широко распахнёт крылья, и птица вдруг увидит перед собой два больших глаза, глядящих на неё в упор! В первый момент птица пугается, а когда опомнится, бабочка уже улетела.
3-й ученик. Кузнечики.
Окраска кузнечиков делает их такими незаметными в траве, что чаще всего узнаёшь о присутствии кузнечика по его необычайной стрекочущей песне. Но голоса у кузнечика нет, а звуки он издаёт специальным звуковым аппаратом. На правом надкрылье находится перепонка, выполняющая роль струны, а на левом - толстая жилка с мелкими зубчиками - это смычок кузнечика. Когда он играет на своей скрипке, правое надкрылье лежит спокойно, а левое -дрожит; и смычок зубчиками трётся о струну, которая и издаёт знакомый стрекочущий звук. У кузнечика длинные ноги, служащие ему для прыганья, а усы длиннее чела. По усам кузнечика отличают от похожих на него кобылок и саранчи, у которых усики короткие. Окраска тела саранчи зеленоватая или бурая; покрытая мелкими пятнами.
Близкий родственник саранчи - кобылка. Её отличают тусклая, бурая окраска тела и более короткие, чем у кузнечика ноги. Кобылка предпочитает перелетать с места на место с помощью крыльев. Л когда крылья раскрываются, то в воздухе мелькают яркие красные, розовые или голубые с черной оторочкой задние крылья. Неожиданное и красивое зрелище.
4-й ученик. Божья коровка.
Коровка - это жук, имеющий сильно выпуклые, яркие, блестящие крылья с чёрными точками. Чем же этот жук похож на корову? За это получил такое имя? Дело в том, что в случае опасности жук выделяет капельку ядовитой бело-жёлтой жидкости - «молочко». За это он и получил свое название. Коровки -одни из немногих насекомых, способных полностью уничтожить насекомых-вредителей. Они не раз приносили огромную пользу людям, сохраняя плантации чайных кустов, мандаринов, лимонов и других сельскохозяйственных культур. В наших краях коровка уничтожает тлей - мелких, но очень вредных для растений насекомых.
5-й ученик. Мухи.
Человеку муха приносит вред. Посещая свалки, грязные места, она становится переносчиком болезней. Но в природе роль мух велика. Уничтожая гниющие растительные остатки и навоз, отбросы, мухи проводят огромную санитарную работу. Без мух луга, поляны, леса были бы покрыты разлагающимися остатками погибших растений, насекомых, зверей. Но в городе о чистоте должен заботиться сам человек, а не мухи.
В природе живут тысячи видов различных мух. Среди них даже есть опылители растений не хуже пчел. Не менее интересно наблюдать за поведением мух. Они могут свободно ходить по потолку, для чего на лапках мух есть присоски. В полете мухи совершают самые неожиданные повороты. Оказывается, это насекомое может на лету выключать из работы то одно, то другое крыло. Ученым и инженерам муха дает богатый материал для изобретений.
Работа в тетради № 86,87.
IV. Итог урока.
Какие классы животных вы изучили? (Моллюски, насекомые, паукообразные.)
Назовите представителей каждого класса. (Моллюски -осьминог, кальмар, гребешок, виноградная улитка; насекомые -жуки, мухи, осы, бабочки; паукообразные - пауки.)
Чем паукообразные отличаются от насекомых? (8 ног, нет крыльев.)
V. Рефлексия.
У. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.
Заголовок 215