Методическая разработка урока. Ремонт и оформление интерьера гостиной, дизайн окна и двери.


Методическая разработка урока.
«Ремонт и оформление интерьера гостиной,
дизайн окна и двери».
По разделу:
«Работа над проектом»
В курсе предметной области технологии
(Интерьер жилого дома – 7 класс).
Из опыта работы:
Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии.
Адаптивная система обучения.
Материал разработан
учителем технологии
Рыбаковой Н.Н.
для проведения
интегрального урока
с участием учителей
технологии:
Горбатовских Н.Л. и
ИЗО – Свиридовой О.П.
г.Оренбург.
Разработка урока.
Тема урока:
Работа над проектом. Ремонт и оформление интерьера гостиной, дизайн окна и двери.
Тип урока: Интегральный.
Форма проведения:
Методы: Исследовательский (репродуктивный), частично-поисковый, творческий
Цели урока:
Дать сведения об оформлении теоретической части проекта в соответствии с требованиями ЕСКД предъявляемыми к проектным работам.
Воспитать у учащихся способность решать технологические и экономические задачи профессионального характера в новых рыночных условиях на примере дома и семьи.
Экономически обосновать, сравнивать и раскрывать сущность своего проекта.
Оборудование и наглядные пособия:
Листы бумаги формата А – 4, карандаши простые и цветные, миллиметровая бумага, калька, ручка, проекты учащихся, макет интерьера гостиной с мебелью, макеты дизайна окна и двери. Творческие работы учащихся: эскизы и рисунки интерьера гостиной, дизайн окна и двери; плакаты и таблицы по теме урока; кинопроектор; проигрыватель; калькулятор; кусочки ткани; ручные инструменты; задания по решению задач; инструкции по технике безопасности труда; форма; учебная и специальная литература; фильм «Народное декоративно – прикладное искусство» - 2 части.
Ход урока:
1.Организационный момент.
МНУ
Поздороваться с коллегами и учащимися
Посадить детей, заполнить журнал, отметить отсутствующих.
подготовить рабочие места учащихся к занятию. Обеспечить необходимыми инструментами, пособиями, раздаточными материалами необходимыми на уроке.
Проверить исправность оборудования.
Инструктаж учащихся по применению таблиц, раздаточного материала, пособий и т.д.
2.МВУ.
Музыкальное исполнение.
Прислушайтесь к звукам мелодии. Представьте себе наши драгоценные друзья, мы стоим с вами на причале. На причале качается красавица яхта. Сходни спущены, яхта готова к отправлению. Раздавшийся гудок приглашает нас с вами подняться на борт. Мы отправляемся в путешествие в сказочную и изобильную страну знаний, творчества и исполнения желаний. Вы готовы? Путешествие далекое и оно потребует от вас настойчивости, смелости, веры, трудолюбия и оптимизма.
Пропуск на нашу яхту – обещание оставить все страхи, сомнения, беспокойства, тревоги, печали, зависть, грусть, отчаяние за бортом. Это больше не для нас. Команда путешественников отбирается строго. Ваше желание добывать знания, творить и созидать – самое главное условие для сказочного путешествия.
Если вы твердо решили оставить за бортом все негативные мысли и чувства – «Добро пожаловать!» Вам улыбается капитан в безукоризненной фуражке с кокардой, и мы команда учителей: Рыбакова Н.Н., Якушина Е.Г., Горбатовских Н.Л., Свиридова О.П. радостно встречаем вас у трапа.
Прошу вас располагайтесь, мест хватит для всех, ибо, как вы уже догадались, яхта у нас не простая, а волшебная. Ждут нас испытания и радости, знание и мудрость, сила и могущество, творческое созидание и успех. Не знаю, как вы, а мы испытываем волнующее чувство перед нашим путешествием. Чувство неизведанного, непредсказуемого, но ярко потрясающего приключения. В добрый путь, наши милые гости, и да прибудет с нами Удача!
Сейчас, когда все разместились по каютам, выбрали себе попутчиков, мы отчаливаем.
Крики чаек за бортом, нежданная грусть подкатывает…
Слишком много оставлено на берегу. Но впереди нас ожидает только радость. После легкого обеда собираемся в кают – компании для первого знакомства и первых наших долгих бесед.
Итак…
2.Вводный инструктаж.
Фронтальная работа.
а) Сообщение темы урока и целей.
Тема: Работа над проектом. Ремонт и оформление интерьера гостиной, дизайн окна и двери.
Цели:
Дать сведения об оформлении теоретической части проекта в соответствии с требованиями ЕСКД предъявленными к проектным работам.
Воспитывать у учащихся способность решать технологические и экономические задачи профессионального характера в новых рыночных условиях на примере дома и семьи.
Экономически обосновать, сравнить и раскрыть сущность своего проекта.
б). постановка учебных задач для учащихся:
Осознать нужды и проблемы семьи, учащихся, школы, города;
Исследовать и развить идею проекта;
Обосновать выбор дизайна окна, материалов, оборудования. Изготовить модель интерьера гостиной и дизайн окна и двери;
Составить технологическую последовательность;
Овладеть приемами выполнения экономических расчетов;
Соблюдать ТУ, правила безопасности работы;
2.Инструктаж перед просмотром фильма. Нацеливание учащихся на использование отдельных моментов фильма в проекте.
3.просмотр фильма «Народное декоративно-прикладное искусство».
3.Текущий инструктаж.
Текущий инструктаж совмещен с самостоятельной практической деятельностью учащихся
1.Инструктаж.
а) Задание для учащихся:
Провести исследование свойств, предложенных образцов тканей и заполнить таблицу: «Характеристика свойств тканей. Признаки определения вида ткани».
б) Задание для учащихся:
Решение задач.
в) Задание для учащихся:
Оформить интерьер гостиной.
г) Задание для учащихся:
Предложить учащимся – Жентарснеп Асе и Чурсиновой Маше выполнить роль корреспондента и по предложенной схеме оценить работу учащихся.
д) Задание для жюри.
Определить лучшую семью по «5» - бальной системе.
Учащиеся работают над содержанием проекта по предложенному алгоритму, образуя семьи.
4.Текущий инструктаж (продолжение).
Работа над первым разделом содержания
Обоснование проекта.
Семьи определяют проблему, развивают идеи, исследуют и анализируют их, выбирая одну для выполнения проекта. Вспоминают традиции семьи, историю появления интерьера.
(2)Планирование.
1.В этом разделе учащиеся планируют свою работу по выполнению ремонта, оформлению интерьера гостиной, дизайна окна и двери, придумывают освещение, мебелирование квартиры, используют картины, цветы и другие атрибуты интерьера. составляют схему, предлагают материалы и инструменты для ремонта помещения и изготовления творческого задания. Рекомендуют варианты интерьера гостиной. Корректируют работу над проектом.
Работа ведется под руководством учителей технологии: Рыбаковой Н.Н., Горбатовских Н.Л., учителя ИЗО – Свиридовой О.П.
Учащиеся в своей работе показывают умения пользоваться различной литературой, проектами других учащихся и другими раздаточными материалами.
Учителя направляют работу учащихся над проектом, дают необходимые рекомендации по применению учебной и специальной литературы. Обращают внимание учащихся на безопасную работу с инструментами, материалами, здоровый образ жизни.
2.Физминутка.
Комплекс упражнений (Приложение №6).
(3)Проектирование и изготовление изделия.
Под руководством учителя технологии – Рыбаковой Н.Н. учащиеся выполняют расчеты, строят чертеж, по которому изготовляют выкройки (лекала) штор. После раскроя деталей, они составляют технологическую последовательность, дают сведения о контроле качества.
(4) Экономические расчеты.
Учащимся предлагается решить ряд задач по определению расхода материалов для ремонта.
пользуясь рекомендациями учебника по семейной экономике, рассчитывают себестоимость материалов.
Учитель – Рыбакова Н.Н. наблюдает за работой учащихся, инструктирует с целью избежать ошибок.
(5) Разработка рекламного проспекта.
Школьницы предлагают варианты рекламы своей работы
(6) Оформление проекта.
Учащиеся информируются о том, как оформлять проект в соответствии с требованиями ЕСКД. Особое внимание уделяется работе с учебником по черчению, т.к. учащиеся этот предмет еще не изучали. Демонстрируются образцы титульного листа и оформления пояснительной записки. Учащиеся знакомятся со шрифтом, масштабом.
(7) Выводы.
Учащиеся анализируют свою работу, обращая внимание на межпредметные связи с основами школьных наук, выясняют, с какими профессиями связана их работа над проектом. Оценивают результат своей работы. Дают рекомендации по работе над проектом. Объясняют, как составляется библиография перечня литературы.
Учащиеся – Жентарснеп Ася и Чурсиова Маша оценивают работу учащихся.
В ходе текущего инструктажа учитель работает индивидуально с учащимися, консультирует их по проекту, дает рекомендации и советы по устранению и недопущению ошибок; следит за самостоятельной деятельностью учащихся, умением работать с литературой, соблюдением ТБТ.
5.Заключительный инструктаж.
а) подвести итоги занятия.
б) проанализировать ошибки.
в) сообщить, кто хорошо справился с работой, соблюдает дисциплину, экономит время, умеет работать с литературой.
г) выставить оценки в журнал и дневники.
д) дать рекомендации по выполнению проектов.
6.Домашнее задание.
1. Принести материалы, нитки, инструменты для выполнения вышивки.
2. Озадачить учащихся на выполнение индивидуальных проектов по теме: «Мой дом – семья – школа», «Изготовление картин и панно», в технике ручной вышивки для оформления интерьера школы.
7.Уборка рабочих мест.
Учащиеся приводят в порядок класс, проветривают помещение, делают влажную уборку. Убирают свои вещи в сумки.
Конкретная модель урока в 8 классе по теме:
«Ремонт и оформление интерьера гостиной, дизайн окна и двери».
учитель Учащиеся ≡≡≡≡≡≡≡ МНУ. Инструктаж.
≡≡≡≡≡≡≡ МВУ. Вводный инструктаж.
≡≡≡≡≡≡≡ Фронтальная работа.

З ≡≡≡≡≡ ВК Работа семьями
• • Работа парами
Алгоритм
СК ≡≡≡≡≡ ≡≡≡≡≡ ВК ≡≡≡≡≡ ЗК
Н ≡≡≡≡≡≡≡
Просмотр фильма
Обучение КН
Н ≡≡≡≡≡≡≡
Обучение
К ≡≡≡≡≡≡≡ Опрос
ИР СР ВК СК Обучение
Н ≡≡≡≡≡≡≡ Физминутка
ИР К
Н СР ВК СК Отвечают. Опрос.
Н ≡≡≡≡≡≡≡ Обучение.
Н ≡≡≡≡≡≡≡ Физминутка.
К СР Обучение.
≡≡≡≡≡≡≡ Итог урока.
ДСР ДЗ
≡≡≡≡≡≡≡ Игра. УРМ.
К – контроль СР – самостоятельная работа
ИР – индивидуальная работа ДСР – домашняя СР
ВК – взаимоконтроль СК – самоконтроль
КУ – контроль учителя З – задание
• • Статическая пара • • • • Динамическая пара
• • • •
Обучение
≡≡≡≡≡≡≡ Одновременная работа • • Такт 1.
• •
• • Такт 2.
• •

• • Такт 3.
≡≡≡≡≡
≡≡≡≡≡ Парная СР
• •
Хронометрическая карта.
8 класс.
Учитель: Рыбакова Н.Н.

этапа Вре
мя Дли
тель
ность Деятельность учителя Деятельность
учащихся Анализ деятельности
учитель Учащиеся
1 МНУ.
Инструктирует Слушают.Наблюдают.Выполняют. ≡≡≡≡≡≡≡
2 МВУ.Сообщает Слушают,вникают К ≡≡≡≡≡≡≡
3 Инструктирует Слушают.
Запоминают. К ≡≡≡≡≡≡≡
4 Сообщает
задание Слушают
выполняют ≡≡ ≡≡ вк
= = ск ≡
≡≡ вк
5 Демонстрация
фильма Смотрят
размышляют К
Н ≡≡≡≡≡≡≡
6 Обучает.
Контролирует.
Наблюдает. СР.Слушают,зааписывают,СК,ВК,
работают с литературой
К ≡ = =
ср ≡≡
≡ 7 Обучает.
Наблюдает Слушают,совещаются,СР,СК,ВК,
помощь К
Н
ИР ИР,СР ≡≡
≡≡≡≡ 8 Задает вопросы
контролирует Отвечают. СР. ВК.
КУ. ИР. К
= = Н
ИР = =ИР≡≡≡≡
СР ≡≡≡≡
≡≡≡ 9 Обучает.
Контролирует Слушают.
Отвкчают. СР.
ИР. СК. ВК. К
= = Н
ИР = = ≡≡≡≡
СР ≡≡≡≡
≡≡≡ 10 Физминутка Выполняют К ≡≡≡≡≡≡≡
11 Опрашивает.
Контролирует Отвечают. СР.
ИР. СК. ВК. ИР = =
НК
≡≡≡≡≡≡ ≡≡≡ ≡≡
≡≡≡ = = ИР
12 Обучает. Слушают.
Выполняют К
= = ИР
Н = = ≡≡
≡≡ ≡≡≡≡≡≡≡
13 Физминутка Выполняют ≡≡≡≡≡≡≡
14 Обучает. Слушают,выполняют,отвечают. = =
= =
≡≡≡≡≡≡≡
15 ЗИ.Подводит итог. Отвечают,анализируют, делают выводы. К
Н = =
≡≡≡≡≡≡
16 Дом.задание. Слушают.Записыв. ≡≡≡≡≡≡≡
17 Игра. Ведет. К ≡≡≡≡≡≡≡
18 Уборка раб.м. Убирают Н.К ≡≡≡≡≡≡≡

Обучение Наблюдение
= = Работа по очереди ≡≡≡≡≡≡ Фронтальная работа
≡≡≡≡≡
≡≡≡≡ Парная работа
К - контроль

График учета индивидуальной работы. 8 класс.

П.п Фамилия,
Имя 3 – я четверть, t – 30 мин.
1 Абросимова А. 2 Антипова К. 3 Вязикова Ю. 4 Жентарснеп А. 5 Земскова О. 6 Константинова Ю 7 Коптева М. 8 Магомедова Р. 9 Мишустина Н. 10 Саханова Е. 11 Смирнова А. 12 Толкачева Л. 13 Чудеса М. 14 Чурсинова М. 15 Горельская А. 16 Щиенко И. 17 Мухамедьярова Р 18 Адаптивная система обучения.
Учитель обучает, объясняет (обучает, показывает новое, одновременно тренирует). Затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль, работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди).
Учащиеся работают в трех режимах:
совместно с учителем;
с учителем индивидуально;
самостоятельно под руководством учителя;
самостоятельно учащиеся работают дома.
Даже придя в класс с неготовыми уроками, учащиеся могут включиться в отдельные виды работы.
Контроль учителем, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, помогать товарищам.
Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления по ее результатам.
Основным признаком АОС является резкое увеличение времени для самостоятельной работы, самоконтроль, взаимоконтроль, умению добывать знания, обобщать, делать выводы, выделять главное. Умение самостоятельно работать – это то, чему должен научиться ученик в школе.
Работа над проектом является одним из видов самостоятельной работы учащихся направленная на изучение различной литературы и закрепление ранее полученных знаний и умений приобретенных в процессе учебы в школе.
Литература:
Симоненко В.Д. Учебник по технологии для уч-ся 5,6,7,8 – классов.
Симоненко В.Д. Шелепина О.И. Семейная экономика: для уч-ся 7 – 8 кл. М.: Вита-Пресс, 2000.
Интерьер малогабаритной квартиры. – М.: Вече, 2000.
Занятия по обслуживающему труду в 6 – 8 классах под ред. Федоровой И.Н. методич. разработки уроков. – М.: Просвещение, 1975.
Мельникова Л.В. и др. Методика трудового обучения: - М.: Просвещение. 1985.
Методика трудового обучения. Учеб. пособ. для уч-ся педучилищ по спец. № 2008. «Преподавание труда и черчение в 6 – 8 кл. общеобразоват. школы». Под ред. д-ра пед. наук Тхоржевского Д.А. – М.: Просвещение.1977.
Кочугуров А.М. Справочник продавца промышленных товаров. – М.: Высш. шк. 1982.
Труханова А.т. Справочник молодого рабочего швейной промышленности. – М.: Высш. шк. 1973.
Фран В.Я. и др. Справочник цехового механика швейных фабрик. – М.:ЛИ.1972.
Витославицы. Новгородский музей народного деревянного зодчества. Лениздат. 1985.
Гогулан М.В. и др. Как быть здоровым. – М.: Совет. спорт. 2002.