Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме «Таинство причастия». 4 класс.

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: "Таинство причастия"
Автор: Осипова И. Н., учитель ОПК. Место работы: МБОУ СОШ №16 станица Ильинская, Новопокровский район

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме «Таинство причастия». 4 класс.
Ключевые понятия: таинство, причастие, евхаристия, храм, христианские Таинства, Тайная вечеря, икона, литургия, Церковь.
Цель: Познакомить учащихся с Таинством Причастия
Задачи:
предметные: - раскрыть сущность таинства Причастия; личностные: - формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям православия;- воспитывать уважение к традициям православного мира, историческому прошлому и настоящему нашей Родины; метапредметные: - развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.
Обучающая – узнать о том, что такое церковные таинства
Развивающая – уяснить, что церковные таинства с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога
Воспитывающая - осознать, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши.
Виды деятельности:
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
I.Организационный момент.  1 . Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. - Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас? 2. - Сегодня наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения неизвестного поэта. Вы прослушайте его внимательно, а затем ответьте на вопрос: кому посвящены эти строки? Пока живу - Тебе молюсь.  Тебя люблю - дышу Тобой.  Когда умру - с Тобой сольюсь,  Как звёзды с утренней зарёй.  Хочу, чтоб жизнь моя была  Тебе немолчная хвала.  Тебя за полночь и зарю,  За жизнь и смерть Благодарю! Итак, ребята, кому посвящено это произведение? (Богу, Всевышнему) Какие строки или слова указывают на это? Зачитайте. За что благодарит Бога автор? Подтвердите словами стихотворения. А почему поэт благодарит Бога? Подтвердите словами стихотворения.  Да, ребята, Бог в облике своего сына Иисуса Христа явился на Землю для искупления грехов человеческих и для того, чтобы научить жить нас по законам Божьим.  II. Введение в тему.  1. Учитель проводит беседу с детьми с целью актуализации их знаний по истории православной культуры, подведения их к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме урока. Ниже приводится перечень вопросов учителя. -Что значит, Божий суд и как он влияет на поступки христианина?  - Перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра? - Добрыми людьми могут быть только христиане? Обоснуйте свой ответ. - Обратимся к словам поэта Д. Мережсковского, они перед вами на экране. Давайте прочитаем их, каждую строку, каждое слово прочтем вдумчиво и с чувством. ( построчечное выразительное чтение) Пока живу – Тебе молюсь, Тебя люблю, дышу Тобой. Когда умру – с Тобой сольюсь, Как звезды с утренней зарей. Хочу, чтоб жизнь моя была Тебе немолчная хвала, Тебя за полночь и зарю, За жизнь и смерть – благодарю. О чем это стихотворение? Какие чувства у вас вызвали эти строки? Какую строку вам хочется прочитать несколько раз? Почему? Есть ли связь между стихотворными строками и изображением на слайде 1. (ответы детей) - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (ответы детей) 2. - На наших уроках мы уже говорили о том, что православные христиане стараются как можно чаще посещать храм. Давайте попробуем найти ответ на вопрос: «А зачем люди ходят в церковь?» (Дети высказывают свое мнение. Педагог обобщает.)  - Любоваться иконами, слушать пение хора, ставить свечи и даже молиться можно и дома, для этого не нужен храм. Главное, для чего люди возводят церкви – это для совершения таинств.  3. Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». (Если затрудняются, можно прочесть сказку). Каков урок этой сказки? Козлята попадают в беду за непослушание.  Итак, непослушание - зло, за которое следует наказание. 4. Отгадайте загадку: И у этих, и у тех, Даже, может быть, у всех, К сожалению бывает, И людей одолевает Зло. Оно зовется (грех) Мы говорили с вами, что зло называют грехом. Что же такое грех? (Это плохие мысли и поступки).  Грех- это болезнь, которой люди болеют, если нарушают заповеди.  Часто ли мы грешим? Ведь далеко не всегда мы выполняем заповеди. Однако сами не всегда грехи видим. А можно ли справиться с грехом? Как вы думаете, как это сделать, просто ли это? Если мы с вами испачкались, что мы делаем? Моемся.. Вот и грех- невидимая грязь, от которой в церкви есть лекарство – специальное «таинство». 5. Что такое, по-вашему, тайна? (дети отвечают) Тайна 1. То, что намеренно скрывается от других; секрет.  2. То, что еще неизвестно, не стало доступным познанию. Вот и слово «тайна» означает, что человек как бы стоит перед некой стеной, за которой скрыто невидимое, недоступное и непонятное.

ФИЗМИНУТКА  С места встань и потянись, Миру, всем ты улыбнись. Поклонись ты прямо, влево Вправо тоже поклонись. Небу, людям удивись Вдаль смотри не уставая, Там природа – мать родная!
III. Работа по теме урока. А начнём мы с события, которое произошло 2000 лет назад на неделе, которая называется “Страстная седмица”, то есть семь дней недели, где Иисус Христос был предан страданиям и принял смерть на Кресте. Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу (принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими словами 12 апостолов или учеников, никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться “Тайная вечеря”.  Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова “вечер” и означает “ужин”. Именно во время неё Спаситель предсказал, что один из учеников предаст его, а второй отречётся ещё до наступления рассвета трижды. * Посмотрите на икону “Тайная вечеря” ( на слайде). Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг овального стола Его ученики (такие столы в то время были в моде).ммИ над всеми, кроме одного сияет божественный свет. - Скажите, а почему один из учеников им не озарён? - Кто это? (Иуда из Кариота) - Хорошо! Итак, следуем дальше. - Ребята, прежде, чем передать себя ученикам перед страданиями своими ради искупления человеческих грехов Господь совершил ритуал омывания ног своим ученикам.  * Посмотрите на слайд, изображающий это действие. - Определите и докажите, это картина или икона? - Рассмотрите внимательно эту картину:  Господь сидит на коленях перед учениками, держит кувшин с водой и полотенцем вытирает ноги апостолам. - Как вы думаете, зачем Иисус сделал это? (варианты ответов детей) Подведём итог: во-первых, Господь это сделал для того, чтобы показать свою любовь ученикам, а во-вторых, для показания истинного смирения апостолам, так как они в этот момент спорить начали, кто же из них самый главный?  Таким образом, Он показал им , что все равны! Затем Он воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благославил его, преломил и дал ученикам, сказав: “Примите, ядите: сие есть Тело Моё, еже за Вы ломимое” (пояснение слов ученикам) Потом Он взял чашу с виноградным вином, благославил её и подал апостолам, говоря: “Пиите от нея вси: сие есть Кровь моя Нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов”. Так Иисус Христос установил одно из великих таинств православной церкви Причастие, то есть соединение человека с частичкой Бога на Земле.  Причастив их, Спаситель оставил заповедь, чтобы это великое таинство постоянно свершалось людьми с целью воспоминания о нём. Причастие Христу и Церкви называется таинством. Всего таинств семь: - В православных храмах Причастие - это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов - священниками - во время божественной литургии. Литургия - есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия, установленное Господом нашим в четверг вечером, накануне крестных своих страданий.  Ребята, литургия имеет различные названия. Первое название - греческое, означает “общественная служба” и указывает на то, что Таинство Святого Причастия есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших. Обратите внимание на слово “умилостивительная”. Как вы его понимаете?  В апостольское время, то есть когда жили апостолы,“Литургия” называлась “преломлением хлеба”. Посмотрите на слайд (на слайде священник, ломающий хлеб). Кто на нём изображён? (Священник) Что он делает? (ломает хлеб) Вот поэтому и называлось так это Таинство. Во время литургии, в самой первой части, которая называется Проскомидия, приготавливают хлеб и вино для таинства Причастия.  Хлеб для Причастия называется Просфора . Пока Священник читает божественные молитвы, хлеб и вино силою и действием святого духа прелагаются в истинные тело и кровь Христову. А как это происходит это, никто объяснить не может, даже ангелы. - Ребята, чтобы причаститься нужно соблюдать некоторые правила.  Для того чтобы причаститься необходимо, как минимум три дня попоститься (во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов), почаще бывать в храме на службах, накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах. В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше вспоминая Смертьи Воскресение Христа. По Окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела. - Соблюдая эти правила, после Причастия, люди чувствуют благодать Божью, радость, умиление и огромное смирение, так как мы соединяемся с частичкой бога.  IV. Итог. Подвести итог, я хотела бы строками из стихотворения Татьяны Егоровой, посвященные великому Таинству: И нет на свете выше счастья:  Пред Чашей разомкнуть Уста,  Принять Священное Причастие  И стать частицею Христа. В этих строках автор главную цель этого Таинства: стать частицею Христа. V. Рефлексия.  А теперь вернёмся к главным вопросам урока.  VI. Домашнее задание.  Подготовить сообщение о любом Таинстве церкви (кроме Причастия) .