Поработаем со словом. «Кладовая солнца». М. Пришвин.


Поработаем со словом. «Кладовая солнца». М. Пришвин.
1. Подобрать в данных предложениях синонимы к выделенным словам.
Зима под ногой стала, как гамак, подвешенный над тенистой бездной.
Ступит ногой как будто на твёрдое, а нога уходит, и становится страшно: не совсем ли в пропасть уходит нога?
Слепая елань, куда повела Митрашу стрелка компаса, было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота.
Ему даже надо было, чтобы она его боялась, а то если бы она не боялась, не чувствовала хорошего страха перед могуществом великого Антипыча и по-собачьи со всех ног бросилась бы ему на шею, то неминуемо болото бы затащило в свои недра человека и его друга – собаку.
2. Выделить в данных отрывках слова и сочетания слов, которые встречаются в речи охотников.
Определить, с какой целью использовал их автор.
Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок, или, как охотники говорят, свою скидку, - в одну сторону, постояв там, скинулся в другую и через десяток малых прыжков – в третью и там лёг глазами с своему следу на тот случай, что если Травка разберётся в скидках, придёт и к третьей скидке, так чтобы можно было вперёд увидеть её.
Да, конечно, умён, умён заяц, но всё – таки эти скидки – опасное дело: умная гончая тоже понимает, что заяц всегда глядит в свой след, и так исхитряется взять своё направление на скидках, не по следам, а прямо по воздуху, верхним чутьём.
И как же, значит, бьётся сердчишко у зайчишки, когда он слышит – лай собаки прекратился, собака скололась и начала делать у места скола молча свой страшный круг.
3. Найти в данных предложениях к слову клюква однокоренные.
Определить, к каким частям речи относятся эти слова, при помощи каких суффиксов они образованы.
Объяснить значение этих суффиксов.
Кто никогда не видал, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт.
Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную веточку со многими клюквинками.
И только-только бы вспомнить, как вдруг Настенька увидела такое, что не всякий клюквеннице достаётся хоть раз в жизни своей увидеть.
Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки и неровности, оплела чёрный тёплый пень и, сделав на самом виду несколько оборотов, спустилась по ту сторону.

4. Найти в данных предложениях однокоренные к выделенному слову.
Разобрать их по составу.
Объяснить, какое значение придают этим словам суффиксы.
И он смело пошёл вперёд, пересекая чистую полянку.
«Мужичок в мешочке», как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он (тетерев) вдруг подпрыгнул на своём высоком мостике, показал своё бельё подхвостья, подкрылья и крикнул:
- Чуф! Ши!
5. Сравнить выделенные сочетания слов в предложениях левого и правого столбцов.
Объяснить, какими частями речи выражены определения.
И Травка своим собачьим А Серый, наконец – то
способом бросилась вслед зайцу, услышав долгожданный лай
и, взвизгнув заливисто, мерным, собаки, понёсся на махах в
ровным собачьим лаем направлении Слепой елани.
наполнила всю вечернюю тишину.
Ни гром, ни молния, ни И Травка в ответ на
солнечный восход со всеми слова человека тихонечко
победными звуками, ни закат поползла.
с журавлиным обещанием нового
прекрасного дня – ничто,
никакое чудо природы не могло
быть больше того, что
случилось сейчас для Травки вболоте: она услышала слово
человеческое – и какое это
было слово!
Внезапный порыв ветра И тот порыв ветра
принёс ему пронзительный был ещё не последним,
Настин крик: когда в ответ на крик
- Митраша! Насти закричал
Митраша.