конспект урока по математике деление суммы на число
МБОУ Зимовниковская СОШ №
Урок математики в 4 классе.
(С использованием здоровьесберегающих технологий).
Учитель начальных классов:
Япс Оксана Михайловна.
Тема: ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО
Цели: создать условия для осознания и осмысления изучаемого материала, а так же для практического применения полученных знаний достижения следующих результатов:
предметных:
- закрепить знания взаимосвязи компонентов и результата деления (без остатка и остатком);
- повторить запись многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;
-формировать умение применять правило деления суммы на число, умение определять наиболее рациональный способ применения правила;
- совершенствовать навыки деления с остатком, деления многозначного числа на однозначное вида 4200 : 7.
метапредметных:
Личностные УУД : готовность к обучению, положительное отношение к учению; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии;
выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Здоровьесберегающие задачи:
1. Предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся.
2. Увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц.
3 Развитие наблюдательности, памяти, воображения.
4.Создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на урок снова.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-Словесные (эвристическая беседа, фронтальный опрос);
-Наглядные;
-Практические;
-Деятельностный;
-Аналитический;
-Самостоятельной работы учеников .
Форма работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Средства обучения: для учителя- компьютер; медиапроектор; для учащихся- учебник, рабочая тетрадь, ноутбуки.
Ход урока.
Содержание.
Здоровьесберегающие сопровождения.
Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно, спинки выпрямили.
- Сегодняшний урок я хочу начать с притчи.
- Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
Как вы понимаете основную мысль текста?
Как она нам поможет на уроке? (Слайд 2)
(Сегодня на уроке мы покажем ум, серьёзное отношение к делу и веру в собственную силу, настойчивость в достижении цели)
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь" в науке математики.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь.
1. Тренинг общения.
Психомоторный настрой детей, тренинг общения, положительная мотивация, создание успеха.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель. На прошлом уроке мы приступили к изучению нового раздела нашего учебника.
Как он называется? ( «Деление многозначных чисел») – (Слайд 3) карта «Страна «Деление многозначных чисел».
- Чем занимались на прошлом уроке? (Установили взаимосвязь между умножением и делением)
– Как называются компоненты при умножении? при делении?
– Как найти неизвестный множитель? ( Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель).
– Как деление связано с умножением? (Деление является действием, обратным к умножению).
- Сегодня на уроке, как всегда, с нами будут Маша и Миша, которые будут нам помогать ориентироваться в разделе «Деление многозначных чисел». Они приготовили для вас некоторые задания.
- Определите какое из утверждений является верным? Указать истинность или ложность высказываний.
2. Профилактика утомления органов зрения.
Высказывания записаны на доске разноцветными буквами, в виде кривой линии, что способствует разгрузке аккомодационного аппарата.
III. Устный счёт. (Слайд ) Работа на ноутбуках
- Ребята, у которых красный круг на столе, сейчас будут работать на ноутбуках (открыть программу «мат-ка 4 кл. 1 часть», раздел «Многозначные числа больше 1000» № 4,6), а остальные ребята – внимание на экран.
З а д а н и я: (Слайд 5)
1. Какая ошибка допущена при делении с остатком?
17 : 4 = 3 (ост. 5)
30 : 7 = 3 (ост. 2)
2. Вычислить:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
3. Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными:
7203 =
· + 200 + 3
31015 =
· + 1000 +
· + 5
843001 =
· + 40000 +
· + 1
99099 = 90000 + 9000 +
· +
·
- Ребята, которые работают на ноутбуках, завершите работу. Выполнения вашей работы отмечено на моём ноутбуке.
- Молодцы, вы великолепно справились с заданиями Маши и Миши.
Слайд 6)
3. Тренинг «Сядем правильно».
Тренинг направлен на формирование правильной осанки и повышение работоспособности: «Сядьте правильно, удобно, приготовьтесь выполнять индивидуальные задания».
4. Выход к доске для объяснения решения.
Снятие напряжения мышц, увеличение двигательной активности, создание ситуации успеха.
5. Использование цветных мелков, изотерапия.
Задания с помощью рисунков, схем на доске, доказывается решение.
6.Физкультминутка под музыку.
IV.Сообщение темы урока. Работа по теме.
Рассмотрите данные выражения. Назовите их.:
48 : 4
36 : 3
72 : 6
(Слайд 7)
- Чтобы найти их значение, как вы будете действовать? (Делимое представим в виде суммы).
- Давайте рассмотрим запись каждого выражения:
48:4 36:3 72:6
(40+8):4 (30+6):3 (60+12):6
(Слайд 8)
- Сравните выражения, которые получились слева (в каждом выражении сумма чисел делится на число) – это и будет тема нашего урока. Можете назвать тему урока?
Деление суммы на число. (Слайд 9)
- Эта тема для вас новая или мы её уже изучали? (Изучали в 3 классе)
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
(Повторить правила деления суммы на число. Применять эти правила при делении многозначных чисел на однозначное). (Слайд 10)
2. – Ребята, послушайте задачу:
- Коля и Вася играли в игру. Вася набрал 396 очков. А Коля втрое меньше. Сколько очков было у Коли?
- Как запишем вычисления?
396 : 3 = (300 + 90 + 6) : 3 = 300 : 3 + 90 : 3 + 6 : 3 = 132
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число.
- Ребята, послушайте ещё одну задачу:
- Вася и Коля разложили 95 шаров по 5 в коробки. Сколько коробок заняли шары?
- Как запишем вычисления?
95:5=(50+45)=50:5+45:5=19
Какой можно сделать вывод?
Вывод: “Надо представить делимое в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число”.(на слайде правило «Деление суммы на число» (чтение правил на экране).
3. – Молодцы! Сейчас мы будем применять наши знания к заданиям в учебнике. Откройте тетради, оформите классную работу, пропишите показы.
В ы п о л н е н и е з а д а н и я стр. 76 № 212 в учебнике.
– Сравните выражения в каждом столбике? Чем они похожи? Чем отличаются?
– Как вычислить значение выражения 84 : 4? (показ на доске каждый уч-ся)
З а п и с ь: 84 : 4 = (80 + 4) : 4 = 80 : 4 + 4 : 4 = 21.
(Делимое надо представить в виде суммы разрядных слагаемых либо в виде суммы удобных слагаемых.)
– Как вычислить значения выражений во втором и третьем столбиках?
З а п и с ь: 884 : 4 = (800 + 80 + 4) : 4 = 800 : 4 + 80 : 4 + 4 : 4 = 221.
4884 : 4 = (4000 + 800 + 80 + 4) : 4 = 4000 : 4 + 800 : 4 + 80 : 4 + 4 : 4 == 1221. (Слайд 12)
Откройте тетради и оформите классную работу.
–Найдите значения всех выражений, используя правило деления суммы на число.
(Работа по группам) Ребята, у которых на парте круг зелёного цвета, присаживаются за 1 стол, синий – за 2 стол, красный – за 3 стол.
-Вычислите значения выражений в 1 столбике, синий круг – 2 столбик, красный круг – 3 столбик.
7.Осуществляется познавательная активность, творческое воображение и целостное восприятие.
8. Гимнастика.
Выход по – очереди к доске, объяснение хода, показ, посадка на место и продолжение работы.
Снимает статическое напряжение, поддерживает высокий уровень работоспособности
9.Группы меняются местами.
Снимается эмоциональное и мышечное напряжение, увеличивается двигательная активность, поддерживается высокий уровень работоспособности.
V. Продолжение работы по теме урока.
(Индивидуальная работа).
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 213.
Учащиеся повторяют нумерацию многозначных чисел, случаи табличного деления.
- Кто понял как выполнить это задание
З а п и с ь: а) 32 дес. : 8 = 4 дес.
320 : 8 = 40 и т. д.
IV Самостоятельная работа в парах.
- Ребята, у вас на парте лежит конверт. Откройте, там задача. Прочтите, обсудите в паре и придите к верному решению. Одна установка, решение должно быть записано выражением, относящееся к теме нашего урока (деление суммы на число).
Задача:
В туристическом слёте принимали участие 320 школьников и 160 взрослых. Сколько им палаток понадобится, если в каждой палатке умещается 4 человека?
6. Работа на тренажере «Африка» (вас ждёт награда за правильные ответы)
VI. Рефлексия.
Подведём итоги нашей работы.
-Над какой темой работали на уроке?
-Какую цель ставили? Достигли ли поставленной цели?
-Какую цель поставим на следующий урок математики?
-Закончите предложения, которые лежат у вас на парте. Оцените свою активность на уроке.
-Спасибо за урок.
Домашние задание: Красный круг - №218, синий круг - №220, зелёный круг - №219.
10. Ученики прослушивают задания с книгой на голове.
Осуществляется коррекция осанки.
11. Гимнастика для глаз.
Обвести по контуру геометрические фигуры, линии. Посмотреть на предмет перед глазами, затем на дальний предмет.
12. Работа в парах.
Осуществляется социальное взаимодействие, тренинг общения, снимается эмоциональное напряжение, создаётся «ситуация успеха», увеличивается двигательная активность.
13. Работа с цветными карточками, работа на тренажёре.
Активизирует умственную работу, развивает и укрепляет зрительную память, развивает интерес и разнообразит работу.
14.Самоанализ эмоционального состояния.
15.Дифференцированное домашнее задание.
.
Root Entry