Адаптированная рабочая программа по предмету: «Рисование» предметная область: «Искусство»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновосходская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________/ Гайсина Э.Р./
«___»___________2016г. «Утверждено»
Директор
__________ /Р.Г. Гайсин/ «___»_________2016г.
Приказ №_____от________________
Адаптированная рабочая программа
по предмету: «Рисование»
предметная область: «Искусство»
класс: 1
2016 -2017 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от«31» августа 2016г.
Составила:
Тимиргалеева Флорида Бариевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
с. Красный Восход
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт рабочей программы………………………………………………………………………………..
3
2.
3. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………….
Общая характеристика учебного предмета «Рисование»…….…………………………………………….
4
4.
Описание места учебного предмета «Рисование» в учебном плане……………………………………… 5
5.
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Рисование»……………………. 5
6.
Программа формирования базовых учебных действий……………………………………………………. 8
7.
Содержание учебного предмета «Рисование»………………….…………….…………………………..... 10
8.
Тематическое планирование……………………………………………………………………………….. 12
9.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования……………………………………………………………………………… 19
10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………… 19
I. Паспорт рабочей программы.
Тип программы:
-адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость);
Статус программы:
-адаптированная рабочая программа предмета «Изобразительное искусство»
Назначение программы:
-для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся 1 класса ГБОУ КШИ
Сроки освоения программы:1 год
Объем учебного времени:32 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Форма контроля:
II. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «ИЗО» 1 класс разработана в соответствии:
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью самостоятельно разработана и утверждена ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Устав ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.
Учебным планом ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2016-2017 год.
Данная программа является рабочей и разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1– 4 классы» / Под редакцией В.В.Воронковой. – 8- изд. М.: Просвещение, Москва, 2013 год.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
на формирование личности обучающегося,
воспитание у него положительных навыков и привычек,
на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта изобразительному искусству являются:
Воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
Воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
Развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
Формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
Формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
III. Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение для развития детей с нарушением интеллекта. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они также знакомятся с законом композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
В настоящей программе предусматривается решение специальных задач по коррекции недостатков психического развития, коррекции мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.
Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять содержание программы по годам обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.
IV. Место учебного предмета в учебном плане
Изобразительное искусство в 1 классе изучается в рамках Федерального компонента учебного плана. На изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 – 4 классах коррекционного учреждения отводится приблизительно 132 часов. В 1 классе на предмет «Изобразительное искусство» отводится 1ч. в неделю. В год –32 часа: в 1 учебной четверти – 8 часов; во 2 учебной четверти – 8 часов; в 3 учебной четверти – 9 часов; в 4 учебной четверти – 7 часов.
V. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Рисование» является формирование следующих умений:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами являются:
- организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать альбом и карандаш;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа;
- обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы; соединять точки, поставленные учителем на листе бумаги;
- проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину, верхний, нижний, правый, левый края;
- закрашивать рисунок карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
- различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и овал;
- передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать её сходство с известными формами с помощью учителя;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения;
- сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают, существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
По завершению освоения программы обучающиеся достигнут следующих результатов:
Минимальный уровень:
знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных работ;
знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи,
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.
умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.
Достаточный уровень:
знание отличительных признаков видов изобразительного искусства; форм произведений изобразительного искусства;
знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;
знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства;
знание законов и правил цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание названия крупнейших музеев страны;
умение находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.
умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу.
Основные программные требования к знаниям и умениям учащихся на этапе начального образования приведены в таблице.
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Обучающиеся должны уметь:
-организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
различать и называть цвета;
-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать еѐ сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. Обучающиеся должны уметь:
-свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
-использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
-рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
-понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
-различать и знать названия цветов;
-узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. Обучающиеся должны уметь:
-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
-самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
-правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмета;
-изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
-рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
-в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше;
-изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
-различать и называть цвета и их оттенки; узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
-анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. Обучающиеся должны уметь:
-правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
-использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
-передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
-подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
-пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
-анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
-употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
-рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной последовательностью;
VI. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные БУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
VII. Содержание учебного предмета
Прежде чем приступить к занятиям, обучащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Программа по изобразительному искусству состоит из таких разделов
декоративное искусство
рисование с натуры
рисование на тему
Беседы об изобразительном искусстве
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Выработать у обучающихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Обучающиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
VIII. Календарно-тематическое планирование: по изобразительному искусству (1 класс)
Класс__ 1__
Количество часов: _32_ч
Всего часов в неделю_1_ ч
№ п/п
Тема Количество часов Основные виды деятельности обучающихся Планируемые результаты Форма контроля Дата НРЭО
Усвоение предметных знаний УДД Сроки Факт
1 Упражнения на различение предметов по форме и цвету, рисование предметов разной формы и окраски. 1 Называет, сравнивает, рисует предметы окружающей действительности разной формы и окраски. Учить детей понимать, что рисунок – это отображение свойств реального предмета. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Устный опрос 06.09. 2 Упражнения на различение предметов по форме и размерам, рисование предметов разной формы и величины. 1 Называет, сравнивает, рисует предметы окружающей действительности разной формы и величины. Учить различать предметы по форме и размерам. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Устный опрос 13 3 Игровые графические упражнения рисование прямых линий в различных направле-ниях: заборчик. 1 Рассматривает таблицы с изображением узора; рисует. Развивать умение проводить от руки прямые линии в различных направлениях. Слушать и понимать речь других. Устный опрос 20 4 Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий: лесенка, окошко. 1 Рассматривает таблицы с изображением узора; рисует. Учить ориентироваться в пространстве листа бумаги. Освоить роль ученика. Устный опрос. 27 5 Рисование дугообразных линий: идет дым, волны. 1 Рассматривает таблицы с изображением узора; рисует. Закрепить умение ориентироваться в пространстве листа бумаги. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Устный опрос. 04.10 6 Рисование рамки. 1 Организует своё рабочее место; правильно держит бумагу и карандаши; отвечает на вопросы; рисует рамку. Закрепить умение ориентироваться в пространстве листа бумаги. Отвечать на простые вопросы учителя. Устный опрос 18 7 Рисование замкнутых круговых линий: воздушные шары. 1 Организует своё рабочее место; правильно ориентируется на листе бумаги; рисует воздушные шары. Учить рисовать по подражанию действиям учителя предметы округлой формы. Освоить роль ученика. Устный опрос. 25 8 Рисование по показу предметов круглой, овальной формы: яблоко, огурец. 1 Организует своё рабочее место; правильно ориен-тируется на листе бумаги; рисует яблоко, огурец. Учить рисовать по показу предметы круглой формы. Слушать и понимать речь других. Устный опрос 01.11. 9 Рисование флажка по показу. 1 Рассматривает, отвечает на вопросы; рисует флаж-ки вслед за учителем в своих тетрадях по опорным точкам. Формировать умение рисовать по показу флажки. Отвечать на простые вопросы учителя. Устный опрос. 08 15 10 Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе. 1 Рассматривает таблицы с изображением узоров; рисует такие же узоры у себя в тетрадях. Формировать умение соблюдать ритмич-ность элементов геометрических узоров. Слушать и понимать речь других. Устный опрос. 15 22 11 Рисование узоров в полосе из кругов и квадратов. 1 Рассматривает таблицы с изображением узоров; рисует такие же узоры у себя в тетрадях. Формировать умение соблюдать ритмичность элементов узора (круг, квадрат). Ориентироваться в тетради: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Устный опрос. 22 29 12 Рисование по опорным точкам знакомых предметов: кораблик. 1 Рассматривает таблицу с изображением кораблика; рисует по опорным точкам у себя в тетрадях вслед за учителем. Формировать умение рисовать по опорным точкам знакомые предметы. Определять план выполнения заданий на уроке. Устный опрос. 29 06.12 13 Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов. Рисование сказки. 1 Рассматривает иллюстрации к сказке; отвечает на вопросы учителя; располагает предметы на листе бумаги; рисует. Развивать воображение и умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Устный опрос. 06.12. 13 +
14 Рисование по шаблону круга (Д=6 см); деление круга на 4 равные части, построение внутри него квадрата. 1 Рассматривает таблицу с изображением орнамента в круге и вырезанные из картона круг, обводят его, соединяют точки между собой ( делят круг на 4 равные части); раскрашивают, не выходя за пределы контура. Развивать анализирующее восприятие, умение «читать» образец и последовательно выполнять рисунок. Формирование интереса (мотивации) к учению. Устный опрос. 13 20 15 Рисование по показу флажка. 1 Отвечает на вопросы по теме: «Новогодний праздник»; рисует по опорным точкам флажки, раскрашивает их. Развивать умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета и его частей. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Устный опрос 20 27 +
16 Рисование узора в полосе (веточки ели). 1 Соединяет опорные точки, образуя полосу. Рассматривает таблицу с образцом узора; рисует в полосе узор. Упражнять в проведении прямых линий; развивать умение делить полосу на равные части и передавать в рисунке характерные особенности растительных форм. Определять план выполнения заданий на уроке. Устный опрос 27 17.01. Декоративное рисование ( 2 ч.) 17 Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек. 1 Слушает рассказ учителя, отвечает на вопросы. Рассматривает показ на доске, рисует. Беседует по картинам. Развивать навык проводить от руки замкнутые линии; учить находить в картинах предметы разной величины. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Устный опрос. 17 24.01 18 Беседа по картине «Елка». Рисование по представлению веточки елки с игрушками. 1 Отвечает на вопросы; рассматривает ветку ёлки и ёлочные игрушки: шары, звёздочки, снежинки; рассматривает показ на доске; рисует. Развивать умение объединять предметы несложной формы в одном рисунке. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Устный опрос. 24 31 19 Рисование с натуры зимних вещей: шарф, шапочка. 1 Участвует в диалоге о зиме. Рассматривает шарф и шапочку; порядок выполнения работы; правильно размещает рисунок на листе бумаги; рисует в карандаше, затем раскрашивает. Учить передавать основную форму предметов и располагать их на листе бумаги. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 31 20 Рисование с натуры игрушки - кораблика. 1 Анализирует ( рассматри-вает кораблик, называет его части). Строит кораб-лик на парте из отдельных элементов ( прямоуголь-ник, треугольники, полос-ка, флажок). Рассматри-вает последовательность выполнения рисунка на доске; рисует. Развивать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Определять план выполнения заданий на уроке. 07.02. 21 Рисование с натуры игрушки «Светофор». Беседа по правилам дорожного движения. 1 Слушает стихотворение, отвечает на вопросы. Делает анализ объекта, рисует. Учить различать три цвета и называть их; передавать строение, форму и взаимное расположение частей объекта. Ценить и принимать базовые ценности:
« родина», «терпение». 14 22 Рисование с натуры связки воздушных шаров. 1 Рассматривает таблицу с изображением трёх воздушных шаров; сравнивают по форме и цвету; определяет их расположение по отношению друг друга. Следит за показом на доске; рисует, раскраши-вает круговыми движе-ниями; беседует по картинам. Учить передавать пространственные отношения предметов (посередине, рядом, слева, справа) и называть их. Освоить роли ученика. 28 21.02. Тематическое рисование ( 3 ч.) 23 Беседа «Дымковские узоры». Составление узора в полосе для закладки.
1 Участвует в беседе; по краям полосы рисует бордюр, затем с помощью мерки делит полосу на равные части; проводит наклонные линии (диагонали), правильно чередуя их. Раскрашивает в контрастные цвета. Научить пользоваться трафаретом – мерочкой при составлении узора в полосе. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Устный опрос. 07.03. 28.02. 24 Рисование узора для открытки. 1 Слушает стихотворение о празднике; рассматривает открытки; делает рамку при помощи полоски картона, рисует по трафа-рету, внизу пишет печат-ными буквами « 8 марта». Развивать простейшие умения размещать элементы рисунка на листе бумаги. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Устный опрос. 14 07.03. 25 Рисование на тему «Снеговик». 1 Беседует о зимних забавах; следит за показом на доске; рисует. Совершенствовать умение передавать округлую форму частей предмета и их величину, пространственное отношение этих предметов и их частей. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Устный опрос. 21 14.03. Тематическое рисование ( 2 ч.) 26 Декоративное рисование узора в круге. 1 Рисует круг, делит меркой на равные части. По краям круга по линейке проводит прямые линии. В полученных клетках рисует узор. Учить чередовать элементы при составлении в круге узора из различных форм. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку. Устный опрос 04.04. 21.03. +
27 Рисование геометрического узора в полосе из треугольников. 1 Рассматривает таблицы с изображением узоров; рисует такие же узоры у себя в тетрадях по трафарету. Развивать умение чередовать элементы узора, правильно передавать цвет, подбирая соответствующий образцу карандаш. Формирование интереса (мотивации) к учению. Устный опрос 11 04.04. 28 Рисование узора в полосе из растительных форм. 1 Рисует полосу, делит меркой на равные части. По краям полосы по линейке проводит прямые линии. В полученных клетках рисует ягоды, цветы, листочки. Учить чередовать элементы при составлении в полосе узора из растительных форм. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку. Устный опрос 18 11.04. Рисование с натуры ( 2 ч.) 29 Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. 1 Рассматривает таблицу, строит такую же башенку из кубиков у себя на парте. Анализирует постройку; по частям рисует башенку в карандаше, раскрашивает. Учить передавать в рисунке, следуя натуре, равномерно накладывать штрихи в одном направлении, не выходя за контуры. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Устный опрос 25 18.04. 30 Рисование с натуры праздничного флажка.
1 Рассматривает образцы флажков, объясняет их назначение. Отвечает на вопросы учителя. Рассматривает натуру и определяет форму и размер флажка. Слушает объяснения учителя, следит за показом на доске, рисует. Развитие умений видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, рисовать предметы прямоугольной формы. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Устный опрос 02.05. 25.04. Тематическое рисование ( 2 ч.) 31 Тематический рисунок «Я ракету нарисую». Отвечает на вопросы; рассматривает иллюстрации, таблицу с изображением ракеты; рисует по трафарету. Развивать умение размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавать в нём пространствен-ные отношения предметов ( наверху, внизу, рядом, около). Ценить и принимать базовые ценности: « родина», «терпение», «добро», «природа», «семья». Устный опрос 16 02.05. 32 Беседа по иллюстрациям к книге Е.Рачёва «Колобок». Рисование Колобка.
1 Рассматривает иллюстрации к сказке; отвечает на вопросы учителя; располагает предметы на листе бумаги; рисует. Развивать вообра-жение и умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художествен-ных текстов с точки зрения общечелове-ческих норм. Устный опрос 23 16.05.
23.05.IX. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. Качество работы зависит от умения детьми работать в альбоме, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
X. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Рау М.Ю. Программа изобразительное искусство 0-4 кл.
2. И. А. Грошенков. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: « Просвещение», 2003 г.
3. И. А. Грошенков. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М.: « Просвещение», 1998 г.
В процессе обучения используются наглядные пособия:
- натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры;
- наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство»;
Образовательный процесс оснащается:
- наборами для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные, кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки);
- раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки).