Конспект урока технологии «Посуда для куклы. Гончарное дело на Руси и в Воронежском крае. Особенности работы с глиной»


КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ


Тема: «Посуда для куклы. Гончарное дело на Руси и в Воронежском крае. Особенности работы с глиной»
Учебные задачи:
познакомить с традициями крестьянской семьи - изготовлением
изделий из глины;
формировать представление о красоте форм и декора крестьянской глиняной посуды;
познакомить со свойствами глины: пластичностью, мягкостью, прочностью при термической обработке;
обучать приёмам работы с глиной при помощи стек, способам соединения деталей;
воспитывать любовь к родному краю через изучение истории, традиций, биографий мастеров.
Материалы и инструменты: голубая глина, лоскуты ткани для рук, вода, шликер, доска для лепки, стеки.
Оборудование: набор картинной «звёздочки обдумывания» для второго класса, карточки для работы в группах, технологические карты, таблички с новыми словами, образцы посуды, «бабушкин сундук» с инструкцией, портреты мастеров.

I. Организационный момент.
II. Работа над темой урока
1.Актуализация знаний
Работа в группах
Учащиеся читают разрезные карточки группами, вспоминают изученный на уроках окружающего мира материал, вставляют пропущенные предложения. Выслушиваются все группы.

1. Отгадайте, что это?
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнём закаляется,
В посуду превращается.
(- - - - -)


2. Давным-давно, тысячи и тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, что она мягка и податлива. Глиной можно было рисовать, поскольку она оставляла за собой жирный след. Глиной разного цвета воины делали себе боевую раскраску на лице и на теле. А однажды человек скатал из глины шарик, сделал пальцем в нём углубление и понял, что
Что понял человек?


3. Так получился первый горшок. Полученный сосуд ещё пропускал воду, трескался и легко ломался, но даже в таком виде он был очень нужной вещью.
А как можно было использовать треснутый горшок?


4. Для увеличения прочности глиняные изделия сушили на солнце, но лишь с появлением , через целые столетия, люди додумались их на для прочности.

Что появилось, при помощи чего люди научились делать посуду прочной?

5. Первые глиняные горшки были похожи один на другой, как две капли воды, но однажды человек сделал углубления на стенках сосуда и увидел, что получилось красиво. С этого дня пальцем, палочкой или острым камешком проводил он различные линии и полоски, украшая узорами посуду и другие изделия из глины.
Таким образом, мы видим, что огонь сделал посуду из глины прочной, а красивой её делали .
От чего посуда становилась красивой?

6. Откуда взялось это слово - «гончар»? Оказывается,все изделия из глины обжигали в специальных печах - горнах. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р» потерялась, и мы получили слово «гончар».
Кроме серьёзных изделий, гончары делают и изделия для души, для забавы. Это различные игрушки: свистульки в виде животных и птиц, игрушечную посуду, которая напоминает настоящую.
Учащиеся вывешивают сами новые слова на доску по ходу своего рассказа и ответов на вопросы.

2. Введение в тему

У: В Воронежском крае гончарные мастерские появились больше четырёх веков назад. В Воронеже в XVI веке существовала целая гончарная слобода. Гончарные мастерские постепенно вырастали до художественных школ, где все тайны, умения передавались по наследству: от деда к отцу, а от отца к сыну. Вот уже производились больше пятидесяти наименований сосудов, кровельная черепица, трубы, дымники, фигурки животных, птиц, лампадки. Подсвечники, копилки. Блюда, печные и каминные изразцы. Глиняными плитками украшали жилища, храмы.
В 1960 году в посёлке Рамонь была открыта керамическая фабрика. На ней разработали более 300 наименований изделий: чайных и кофейных сервизов, мисок, супниц, квасников, кружек, кувшинов, декоративных ваз, кашпо, подсвечников. А в селе Карачун Рамонского района огнеупорная глина была таких качеств, что продавалась даже за границу. В свободное от работы время мастера лепили для ребят и на продажу забавные свистульки.
Именно в селе Карачун жил и работал народный матер Василий Иванович Лямзин (1927-1999). Он лепил не только свистулек-животных: собачек, барашков, оленей, коников, но и кукольную посуду - крыночки, горшочки, кувшинчики,повторяющие в миниатюре крестьянскую утварь Воронежского края.

3. Постановка темы урока, учебной задачи
У: Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке?
(Выполнять изделия из глины)
У: Эти изделия понадобятся для куколок, которых вы выполнили на прошлом уроке. Что же это?
(Посуда)
У: Мы научимся выполнять кукольную посуду, повторяющую крестьянскую: крынки, горшочки, кувшинчики и др.

4. Анализ образца.
У: Рассмотрите иллюстрации. Найдите на доске материалы, которые понадобятся для выполнения работы.
(Глина, вода, лоскутки ткани для рук)
Составляется картинная «Звёздочка обдумывания»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Глина, вода, стеки, губка, орнамент,
тряпочка доска для лепки лепнина,
рельефный рисунок

У: Какие инструменты и принадлежности вам понадобятся?
(Стеки, доска для лепки, скребок для очистки доски от глины, губка)
У: А чем украсите изделие?
(Лепниной рельефным рисунком, орнаментом - красками)

III. Практическая часть
У: Прежде, чем мы обратимся к обсуждению хода выполнения изделия, предлагаю заглянуть в Бабушкин сундук. Он может хранить мудрые советы, подсказки. Прочитаем и подумаем, пригодится ли нам этот совет.

1. Бабушкины советы

Когда вы начнёте лепить, то столкнётесь с необходимостью соединять глиняные детали.
Чем вы будете их склеивать? (Мнения учащихся)

Нельзя соединять водой! Для соединения деталей надо приготовить «глиняный» клей - жирную глину, разведённую водой до густоты сметаны. Эта масса называется «шликер». Чашечка со шликером всегда должна быть под рукой.
Чтобы сцепление между деталями было прочным, на соединяемых поверхностях делайте насечки.
Шликер намазывайте жёсткой кисточкой густо, не жалея. Соединяя детали, крепко прижимайте их друг к другу на несколько секунд.



У: Кому понравились советы бабушки? Что полезного вы услышали?
Что такое «шликер»?

2. Ход выполнения изделия
У: Посмотрите на технологическую карту. Расскажите, как будете выполнять изделие.

1. Возьмём кусок глины и сделаем лепёшку - это будет дно будущего кувшина (изделия).
2. Раскатаем разные по длине, но одинаковые по толщине жгутики.
3. Начнём с донышка. Сделаем по краю лепёшки-донышка насечки, смажем жидкой глиной - шликером. Приклеим на это место первый жгутик.

1. 2. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



4. На жгутике сверху тоже делаем насечки и тоже смажем шликером.
5. Так дальше и возводим стенки сосуда, замазывая и приглаживая очень мягкой глиной промежутки между жгутиками. Выравниваем, где нужно, стеками.

3. Правила техники безопасности.
У: Какими инструментами будете работать? (Стеками) Найдите на доске знак. Прочитайте правила техники безопасности пользования стеками. (Их нет!) Составьте сами.

Физкультминутка
Мы кусочки мягкой глины,
Сядем на гончарный круг (руки вверх, присесть)
И закружим, превращаясь (постепенно подниматься)
В чашечку от тёплых рук.. (рука - на пояс)
(Повторяется, меняя название изделия)
Кружиться, подражая постепенному превращению в разные изделия: в кувшин (руки вдоль тела) , чашку (рука на пояс), молочник (рука - на пояс, а вторая - «носик» молочника) и т.д.

4. Самостоятельная работа учащихся
У: Если кто-то боится, что не справится сам в первый раз, можно выполнить одно изделие в паре, помогая друг другу. А дома изготовите сами.

IV. Итог урока
1. Практическое использование изделия
У: Для чего можно использовать такую посуду? (Для игры, как подарок) Кому её можно подарить? (Сестрёнке, подруге, маме)
(в схеме «Картинная «звёздочка обдумывания» появляются знаки «подарок» и «игрушка»)
2. Оценивание работ учащихся
Работы, которые выполнены самостоятельно, аккуратно, творчески при выполнении ручек, рельефа, лепнины и т.д., - оцениваются оценкой «отлично». Если изделие очень простое, выполнено с небольшой помощью учителя, но аккуратно - оценка «хорошо». Небрежные, незаконченные работы учитель предлагает доработать дома самостоятельно. Чтобы работа не засохла, её необходимо завернуть во влажный лоскут ткани и в клеёнку.
3. Рефлексия
У: Скажите, что получилось у вас хорошо, легко? (Лепёшка для донышка) Что не получилось? Почему? (Очень трудно соединять между собой жгутики, раскатывать их одинаковыми по толщине) Что бы вы сделали по-другому, если бы выполняли эту работу ещё раз?
А нужно ли повторять такую работу несколько раз? Для чего? (Упражняясь, отрабатываем умение раскатывать жгутики одинаковой толщины, соединять детали, заглаживать)
Вы увидели, что даже лёгкую, на первый взгляд, работу нужно продумывать, учитывать недостатки в следующей работе.
4. Домашнее задание (по желанию).
У: Как вы думаете, чем полезна работа с глиной?
Дома вы проведёте маленькое исследование о том, чем полезна лепка из глины для детей. Вам могут помочь своими советами родители. Результаты исследования можно написать, нарисовать. Конечно, труд ваш будет отмечен отличной оценкой.


15