ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО»
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья № 23»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР: ___________ Р.З.Юсупова
«____»_______________2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы :
__________И.Н. Дешевых
«____»_________________2015г
Рабочая программа
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО»
обучающихся 5-7 классов.
Разработала: Гайнуллова Г.А.,
учитель ВК
Утверждено на заседании
Педагогического совета от «___»_____2015г
протокол №___
Ульяновск,2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативных занятий по предпрофильной подготовке «Гончарное дело» Составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2013г., учебного плана образовательного учреждения на 2015-2016 уч.г.
Программа предусматривает подготовку учащихся 5-7 классов с умственной отсталостью к освоению учебного материала. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы, включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, является частью художественно-эстетического компонента
Программа рассчитана 5-7 на 35 часов.
Программа направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообмену, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребности и запросов детей как в области художественно-эстетического творчества, так и в области досуга и общения.
Цели и задачи факультатива: Цели: Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
Задачи:
1) образовательные:
1. формирование представлений о народных промыслах
2. ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
3. овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов
4. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
5. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины
6. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
1. развитие интереса к изучению народных промыслов
2. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
3. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
4. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
5. развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
3) воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
3. стремление к поиску, самостоятельности
4. понимание необходимости качественного выполнения образа
5. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
6. приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
7. коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
8. культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности
Общая характеристика учебного предмета
Программа по факультативных занятий по предпрофильной подготовке «Гончарное дело» составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей учащихся. Обучение факультативных занятий «Гончарное дело» развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Угрожают безопасности и здоровью.
Воспитание и обучение на факультативном занятии осуществляется «естественным путём», в процессе творческой работы.
Участие преподавателя осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. В то же время полноценное общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности.
В основе разработанной программы «Чудесная глина» лежит идея формирования коммуникативных навыков и умений, коррекция эмоционально-духовных качеств, воспитание творческой личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать «прекрасное»
2.описание учебного предмета в учебном плане.
В соответствие с учебным планом школы на 2015-2016 учебный подпрограмма рассчитана:
Класс
Кол-во часов в неделю.
Кол-во часов в год.
5
1
35
6
1
35
7
1
35
3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Гончарное дело»
Одним из результатов обучения гончарное дело.
Является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру,
самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность толерантности
Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя (к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям).
Ценность здоровья
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки.
4. Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного категории изделий из глины и теста.
Помещение для проведение занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно- гигиеническим требованиям и оборудован необходимым количеством мест.
До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы.
В процессе обучения обучающиеся и педагог должен строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Необходимые условия для осуществления педагогического процесса:
Благоприятный психологический климат в группе.
Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных способностей ребенка.
Позиция сотрудничества педагога с ребёнком, как равным партнёром.
При проведении нового занятия раскрывается его взаимосвязь с предыдущим, а также с предметами и явлениями окружающего мира.
Организация деятельности факультатива.
Программа работы факультативных занятий «Гончарное дело» рассчитана на один год обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте 8-15 лет и комплектуется из учащихся 5-7, классов коррекционной школы. При распределении задания учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения, а также психофизические особенность данной категории детей.
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы- 10 человек.
Режим работы кружка – 5-7 один урока в неделю.
Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.
Содержание программы учитывает особенности учащихся с тяжелой умственной недостаточностью коррекционной школы и требует проведении игровых занятий. Одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для детей способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.
Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
В процессе изучения программы учащиеся овладеют базовыми учебными действиями:
Личностные базовые действия:
Личностные БУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
· Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
· смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
· Нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные базовые учебные действия: получать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами; действовать по плану, образцу;
Познавательные БУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки решения проблем.
Общеучебные базовые действия:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных базовых действий составляют знаково-символические действия:
· Моделирование;
· Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
· Анализ;
· Синтез;
· Сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
· Подведение под понятие, выведение следствий;
· Установление причинно-следственных связей;
· Построение логической цепи рассуждений;
· Доказательство;
· Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
· Формулирование проблемы;
· Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные базовые учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия; контролировать ход и результаты деятельности; использовать речь для регуляции своих действий; оценивать свои результаты.
Регулятивные БУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
· Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
· Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
· Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
· Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
· Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
· Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные базовые учебные действия: строить речевые высказывания в устной форме; уметь высказать свое мнение; слушать и слышать мнение других; участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и принимать общее решение (коммуникативная компетенция); Коммуникативные БУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
· Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
· Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
· Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы БУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных БУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности БУД у учащихся выступают:
· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
· соответствие свойств БУД заранее заданным требованиям
Условия, обеспечивающие развитие БУД
Формирование БУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
· Формирование БУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
· Формирование БУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
БУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
5. Содержание программы «Гончарное дело»
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.
А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством. В процессе занятий осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатки физического развития, особенно мелкой моторики рук. Исследования отечественных и зарубежных ученных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Это курс делится на четыре этапа:
Лепка из целого куска глины
Лепка сосудов методом жгутов
Лепка сосудов и композиций методом пласта
Лепка сосудов на гончарном круге
1 этап.
Лепка из целого куска глины
На первом этапе необходимо приучить детей к организации рабочего места, где не должно быть лишнего материала инструментов и т.д. Предлагается кусок глины и способом «стеночкой» вытянуть круглый сосуд. Обучающиеся выполняют несколько вариантов сосудов этим способом. Работа выполняется до достижения учащимся равномерной по толщине стенки и качественного черепка после обжига. Так же лепка портретов и растительных барельефов.
2этап
Лепка из глиняного жгута
Выполнение ряда практических работ методом «жгута». Дети обучаются правильно раскатывать жгут разной толщины. Слепливание жгутов в форму сосуда, достигая хорошего качества и целостности формы и черепка после обжига.
3этап
Работа с глиняными пластом.
Обучение набивки и раскатыванию пласта из шамотной и гончарной глины. В процессе работы добиваемся равномерности толщины и плотности пласта. Учимся использовать инструменты при работе с пластом глины. (линейка, стек, скалка, кондуктор) Слепка простейших геометрических форм из пластов (используем шликер). Изготовление сложных форм сосудов на основе пластов.(копирование с готовых изделий) Творческая работа.
4этап
Гончарный круг.
Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе(вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге. (центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы, качественного черепка после обжига. Декорирование изделия традиционными способами. Творческая работа.
На всех этапах реализации учебной программы «Гончарное ремесло» проходит анализ и оценка качества каждого изделия и навыков используемых при его изготовлении. Каждому этапу работы предшествует теоретическая беседа, сопровождаемая просмотром учебных фильмов.
Основные формы и методы работы
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельности, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, т.к. каждый обучающийся может научиться конкретному приёму на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы в кружке.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, учебная игра. С обучающимися второго года проводится «творческий день», в ходе которого педагог знакомит учеников с творчеством мастера или группы мастеров, чьё творчество объединено общей тематикой.
Принципы построения образовательного процесса.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно–ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности и доступности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающих выполнение заданий различной степени сложности);
культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентации на общечеловеческие культурные ценности);
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
сотрудничества и ответственности;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному». Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна тема подается в течение года с возрастанием степени сложности.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая направленность.
7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
8. Активность и самостоятельность.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО» ДЛЯ 5 КЛАСС
№
Тема занятий.
Кол-во часов
Дата
Базовые учебные действия. Планируемые результаты.
д/з
Всего 35 часов
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1 четверть (9часов)
1.
2.
Основы работы на гончарном круге.
2
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.
Сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников.
.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно.
Предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.
3.
4.
Центровка глины на круге.
2
5.
6.
Изучение пропорций сосудов.
Вытягивании различных форм на круге.
1
1
7.
8.
9.
Изучение принципов формирования. Вытягивание на круге форм.
2
1
2 четверть (8 часов)
10.
Вытягивание на круге форм.
1
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации.
11.
12.
Вытягивание горшка геометрической формы.
2
13.
14.
Принципы создания
плоских форм.
2
15.
16
Вытягивание узкогорлых ваз.
2
3 четверть (10- часа)
17.
18.
Лепка сосудов и композиций.
2
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.
Коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
.
Предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.
19-
22
Роспись изделий красками и ангобами.
4
23-26
Создания чайника.
4
4- четверть(16-часов)
27.
28.
Сложные гончарные изделия.
2
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.
Коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников.
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации.
29.
29.
Лепка сосудов на гончарном круге.
2
30-
33
Обтачивание гончарного изделия.
4
34.
35.
Особенности работы с различными массами.
2
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО» ДЛЯ 6 КЛАССА
Тема занятий.
Кол-во часов
Дата
Базовые учебные действия. Планируемые результаты.
д/з
Всего 35 часов
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1 четверть (9 часов)
1.
2.
Лепка из целого куска глины.
2
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями.
Сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
3.
4.
Лепка тарелки.
2
5.
6.
Лепка блюда.
2
7.
8.
9
Лепка горшка.
Лепка горшочек с крышкой.
2
1
2 четверть (7 часов)
10.
Лепка горшочек с крышкой.
1
Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки), стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
11.
12.
Вытянуть цилиндрическую форму.
2
13.
14.
Лепка кувшина.
2
15.
16.
Лепка чайника.
2
3 четверть (11- часа)
17.
18.
Особенности изготовления деталей.
2
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информаци.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
19.
20.
21.
22.
Лепка сосудов методом пласта.
4
23.
24.
25.
26.
Придание изделию нужной формы.
4
4- четверть(8-часов)
27.
28.
Лепка сосудов на гончарном круге
2
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.
Сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
29.
30.
Особенности работы с различными массами.
2
31.
32.
33.
Сложные гончарные изделия.
3
34.
35.
Обтачивание гончарного изделия.
2
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО» ДЛЯ 7 КЛАССА
№
Тема занятий.
Всего 35 часов
Кол-во часов
Дата
Базовые учебные действия. Планируемые результаты.
д/з
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1 четверть (9часов)
1.2.
Основы работы на гончарном круге.
2
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Сотрудничества с учителем и сверстниками.
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
3.
4.
Изучение пропорций сосудов.
Вытягивании различных форм на круге.
1
1
5.
6.
Центровка глины на круге, постановка рук при работе.
2
7.
8.
9.
Вытягивание на круге цилиндрических форм.
Вытягивание на круге конусообразных форм. Создание кружки.
1
1
1
2 четверть (7часов)
1011
Изучение формированиядна сосудов.
2
Личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
12
13
Принципы создания плоских форм.(тарелка, блюдце, крышка.)
2
14
15
Вытягивание узкогорлых сосудов.
2
16
Вытягивание горшка геометрической формы.
1
3 четверть (12- часа)
17
1819
Создания чайника. Способы закрепленияручек.
1
3
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Учащийся должен задаваться вопросом
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Поиск и выделение необходимой информации;
Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.
Передать особенности формы и росписи.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
Способность к мобилизации сил и энергии;
20
21
2223
Лепка сосудов методом пласта.
4
24
25
26
27
Лепка сосудов на гончарном круге.
4
4- четверть(8-часов)
28
29
Роспись изделий красками и ангобами.
2
Личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Постановка и формулирование проблемы.
Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.
Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой нанести детали.
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
30
31
Особенности работы с различными массами.
2
32
33
Сложные гончарные изделия
2
3435
Обтачивание гончарного изделия.
2
7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
К материально –техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках относятся: персонильные компьютеры и мультимедиа проектор, CD- диски с дидактическим материалом по предмету.
Компьютерные презентации;
Тестирование на компьютере;
Работа на интерактивной доске.
Материалом для декоративной лепки является глина- продукт разрушения горных пород. Она бывает разных цветов, что зависит от красящих веществ, которые входят в ее состав. Кроме того, в ней имеются смола, воск, песок, растворимые соединения железа. Если в глине низкий процент песка, то она считается жирной и пластичной, если песка много- ее называют тощей. Лепить из тощей глины нельзя – она рассыпается.
Как же подготовить глину к занятиям? Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев, поэтому глину нужно искать летом. Прежде всего сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают с ненужными детскими работами, если они не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо размять руками, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто. Обработанную таким образом глину надо положить в полиэтиленовый бак или завернуть в полиэтиленовую пленку, затем плотно завязать чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, ведро. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.
Любая очищенная глина хорошо поддается обжигу в муфельной печи. Печь для обжига глины открывает большие возможности для обработки детских изделий. Например, полу просохшие изделия можно окрасить ангобом. Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины или наоборот. Ангоб наносится кистью на сырое или полу просохшее изделие путем примакивания к поверхности изделия. В том случае, если работы выполнены по мотивам народной игрушки, в качестве красителя используется гуашь, которая наносится на отгрунтованное изделие. Грунтовка выполняется эмульсионными белилами, разведенными водой; белила наносятся на обожженые изделия кистью.
Занимаясь декоративной лепкой, дети пользуются стеками.
Они бывают деревянными, пластмассовыми и металлическими. Деревянные стеки легко сделать самим. Самые простые формы стеки: палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т. д. используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут использоваться крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т. п.
Успех работы во многом зависит от того, как организовано рабочее место ребенка. Прежде всего нужно иметь небольшие доски (квадратные или круглые), которые ребенок кладет на стол. Вместо досок можно использовать поворотные станки, они удобны во время работы и дают возможность поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон.
8. учебное и учебно-методическое обеспечение по факультативным занятиям.
1.Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой –М.:«Просвещение», 2013г.
Федотова Г. Я. «Послушная глина».
Алексахина Н. Н. «Волшебная глина».
Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
После окончания первого года обучения, обучающиеся должны знать:
виды обработки глины;
ассортимент изделий из глины ;
этапы изготовления изделий из глины ;
требования ТБ и правила личной гигиены при гончарных работах;
уметь:
заготавливать, обрабатывать, сортировать материал;
изготавливать шаблоны;
самостоятельно изготавливать элементарные предметы из глины.
15