разработка урока Гончарное дело
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
ст. Брюховецкая
Гончарное ремесло Кубани
(из цикла уроков «Ремесла Кубани»)
Конспект урока во 2 классе
Подготовила:
учитель начальных классов
Жуковина Н.И.
Цели:
1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;
2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;
3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении материалов по истории Кубани, написании творческих работ;
4.Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.
ЗАДАЧИ:
Продолжить знакомство с прикладным искусством и народными ремеслами Кубани;
Развивать творческие качества личности и эстетический вкус;
Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям казачества.
Наглядность и оборудование: иллюстрации, изображающие тружеников Кубани, предметы быта ( гончарные изделия),опорные карточки со словами, карта Краснодарского края.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Введение в тему урока.
Ребята, знаете ли вы кубанские пословицы о труде?
А хотите узнать?
У вас на партах лежат карточки, прочитайте и отметьте те пословицы, которые посвящены труду.
«Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся»
«Матэрь почитайтэ, як на цэркви главу»
«Очи бояться, а руки робят»
«Петух скажет курице, а она – всей улице»
«Не была б дивчина гарна, была б работяща»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
«Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»
(Чтение пословиц о труде)
Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.
-Отгадайте загадки:
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется,
В посуду превращается (глина)
На топтале был,На кружале был,На пожаре был, домой пришёл –Семью кормил. (горшок, глэчик)
Глина – очень прочный, пластичный материал, подаренный нам самой природой. Ее можно найти повсюду: в карьерах, по берегам рек.
Глина бывает разная: кирпичная, гончарная, белая, фаянсовая, бесцветная и очень ценная – каолин. По своему составу глина бывает тощая и жирная.
Жирные глины используют для скульптурных работ, которые не подлежат обжигу, так как дают трещины. Тощие глины применяют в строительстве.
Из глины делали домашнюю утварь: крынки, вазы, кувшины, макитры, чашки, так же делали разные сувениры, игрушки, бусы.- Мы каждый день пользуемся посудой из глины. Интерьеры наших квартир и зданий украшают декоративные изделия из этого материала. Вследствие этического разнообразия населения трудно выделить характерные только для Кубани черты керамики. Экспонаты музеев позволяют предположить, что наиболее была распространена керамика в русской и украинской традициях. Потомки русских переселенцев изготавливали простую глиняную посуду. Сосуды, выполненные в украинских стилях, отличались от русских яркой многоцветной росписью или лепными украшениями: букетами цветов, листьями, ветвями. Сверху они обычно покрывались прозрачной поливной глазурью.
Круглый год в доме мастеров месили глину, крутили гончарный круг, во дворе дымились печи-горны, в которых обжигали готовое изделие из глины. В глиняную массу добавляли немного песка, чтобы она не трескалась при обжиге. Одной из популярных на Кубани форм был глечик - горшок с широки высоким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану, заготовленное впрок топленое масло.
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.
В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей . Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.
3.Словарная работа / слова: глэчик, макитра /
- Ребята, давайте еще раз хором прочитаем диалектные слова.
- Что такое «макитра?
Макитра ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Украинский язык" укр. макітра) — на Украине широкий глиняный конусообразный горшок с шероховатой внутренней поверхностью для перетирания мака и других семян макогоном. Иногда в макитре подогревают кислое молоко для приготовления творога.
Считается, что при при перетирании мака в макитре он сохраняет аромат лучше, чем при перемалывании. Раньше специальные большие макитры использовались также для мытья посуды.
Традиционно на Украине мак для рождественской кутьи должен был перетирать мужчина, отец семейства. При этом он читал молитву. В этом обычае макитра символизирует женское начало, а макогон — мужское. Часто перед Рождеством специально покупали новую макитру и макогон.
Существовал следующий свадебный обычай, связанный с макитрой. После свадебного обеда гости жениха переодевались: старые в молодых, а молодые в стариков. Макитру наполняли пирогами, украшали цветками и разноцветными лентами и вручали старостихе. Она танцевала с макитрой, и все гости отправлялись к родителям невесты. Это шествие называли «идут с пирогами». Танец с макитрой продолжался на протяжении всего пути. Родители невесты приглашали гостей к столу, где на видном месте сидела старостиха с макитрой. Гости невесты подходили к ней, а она угощала их пирогами. После обеда гости возвращались назад с макитрой, полной пирогов, которые напекла мать невесты для молодых и сватов.
- Что такое «глэчик»?
Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры», для масла – «кубышки».- Подумайте где гончар мог брать глину для своего ремесла?
Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи.
Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.
«Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон»]. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.
Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал».
Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.
Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.
На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.
Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. Среди глиняной посуды есть и макитры – для варений и солений. Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать ее разными красками. Гончарное производство развивалось во многих станицах, но особенно славилась станица Пашковская. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках.
Особой областью применения глины явилось производство черепицы, плитки, кирпича.
Терракота (желтая или красная обоженная гончарная глина.)
Ученое слово «терракота», происходящее т итальянского «terracotta» то есть, «обожженная земля», обозначает всего-навсего изделие из обожженной глины. Например, простодушный глиняный кувшин можно называть терракотовым. Красиво и никакого отступления от правды жизни! Глина – один из первых материалов, который начал служить человеку. Глина замечательна тем, что если ее залить водой, она становится пластичной. Влажной глине легко придать любую форму. Из глины можно вылепить посуду самого разного назначения: кувшин для воды, для вина или для зерна, чашки, тарелки, масляные лампы, даже детские игрушки-свистульки. Если после этого глиняное изделие обжечь при высокой температуре (от 1000 до 1500 градусов), оно станет водонепроницаемым, легким и звонким, словно сделанным из одного куска камня. Происходит это потому, что при высокой температуре из глины удаляется почти вся вода и ее частицы спекаются, объединяясь в монолитный материал. Если глиняные изделия сушить на жарком солнце, посуда тоже затвердеет, но ее свойства будут несколько другими. Например, кувшины окажутся не вполне водоупорными. Вода сможет микроскопическими капельками просачиваться наружу и испаряться, отчего кувшин будет всегда прохладным. У гончаров много секретов! Но кувшины, обожженные на солнце, терракотой не считаются. Терракота предполагает обжиг в гончарной печи. Обожженную в печи посуду могли после остывания покрывать глазурью. Глазурь, специальная минеральная краска не только делала посуду красивой и цветной, но также и совершенно водонепроницаемой.
Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в неё глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной сушке изделия подлежат обжигу.
Наряду с терракотовыми, были еще черно - лощеные горшки. Они имеют неповторимый черный металлический отблеск. Это свойство обжига. Он не намного сложнее обычного, но его часто "имитируют" - затирают глину чем-нибудь темным, или просто коптят.
Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих пор.
Историческая литература, материалы экспедиций выделяют такие станицы, как Пашковская, Темижбекская, Надежная, Губская и другие. В каждой семье была необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов; большие макитры - горшки для хранения и приготовления хлеба; миски, ситечки, кувшины для вина. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». В основном выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры, глину так же использовали для изготовления кирпичей, керамической плитки, черепицы.
Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками. Некоторые бытовые традиции казаки переняли у адыгов. Так, например, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашних животных; ставили плетеные изгороди; использовали плетеные обмазанные глиной ульи для пчел; заимствовали элементы и формы керамической посуды.
В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района).
Строительство уникального этнографического комплекса по изготовлению кубанской керамики ручной работы начнут в поселке Ильском Северского района. Как сообщает районная газета "Зори", в центре будут вести обучение народным ремеслам по традиционным и инновационным технологиям. Здесь можно будет получить профессиональное образование непосредственно у художников, мастеров и ремесленников, владеющих традиционными, старыми и инновационными технологиями производства. Учебный центр будет состоять из трех основных аудиторий - гипсомодельного цеха, цеха по работе с глиной и цеха декорирования. В этом же здании разместится офисный и выставочный центры керамической продукции. Сам центр будет состоять из двух производственных цехов для работы с белой и красной глиной. Кроме того, комплекс будет включать отдельную территорию для размещения печей обжига, цех по росписи керамических изделий и складские помещения. На близлежащей территории устроят площадку для приготовления глиняных масс. Строительство этнографического комплекса предполагается в форме исторической реконструкции казачьего поселения 16-18 веков. Проект ставит целью воссоздание культурно-исторической среды той эпохи, включая традиционную казачью архитектуру, кухню, ремесла, обычаи.
4. Работа в парах детских мастерских.
- Я предлагаю вам сегодня стать мастерами гончарных изделий.
- Какие предметы домашней утвари знаете?
ПОЭТАПНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
1. Дно изделия выполняется отдельно. Для этого катаем шарик и сплющиваем его, сжав между ладонями.
2. Катаем колбаски сначала в руках между ладонями, более тонкими и ровными делаем их на дощечке.
3. На донышко по кругу накладываем эти колбаски, приминая их друг к другу.
4. Для верхней части кувшина колбаски делаем короче.
5. Выглаживаем стенки кувшина пальцами.
6. Стежкой выдавливаемый орнаментный рисунок.
Покрытие водоэмульсионной краской.
После просушки кувшина, украсить его орнаментом своего эскиза.
ЗАПОЛНИТЕ КРОССВОРД.
1. Мелкая тарелка.
2. Сосуд для воды с длинной ручкой.
3. Сосуд для молока или вина.
4. Посуда для квашения овощей.
5. Сосуд для сметаны или топленого масла.
5. ИТОГ УРОКА
- С какими декоративно-прикладным промыслом Кубани вы познакомились?
- Что выузнали о гончарном ремесле?
- На какие 2 вида делится керамика?
- Кто занимался гончарным ремеслом на Кубани?
- Назовите основные виды гончарной посуды на Кубани.
- Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части.