РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
_______________
И.Н.Дешевых«_____»_______ 2014г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании Педагогического совета
от «_____»_____ 2014г
протокол №______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.
На 2014-2015уч.г.
Разработала: Гайнуллова Г.А.,учитель ВК
Ульяновск,2014
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по факультативной работе 5 класса «Гончарное дело» является частью художественно-эстетического компонента воспитательной работы школы, разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по гончарному делу.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 34 часа.
Гончарное дело– это вид декоративно-прикладного искусства, освоить который может практически каждый.
Настоящая программа составлена для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и рассчитана на формирование навыков гончарного мастерства.
Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти.
Освоивший технологию изготовления простых изделий ученик может продолжить дальнейшее обучение изготовлению более сложным изделиям.
Умение изготавливать гончарные изделия даёт возможность не только иметь красивые предметы быта, но принести практическую пользу в плане дополнительного заработка, что немаловажно для дальнейшей самостоятельной индивидуальной трудовой деятельности учащихся.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
В качестве процедур оценивания также можно использовать следующие формы: собеседование, защита своей работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках, форумах.
Возраст обучающихся – 10 -16 лет. В основном это учащиеся 5 – 9 классов. Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей детей.
Наполняемость групп – 10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени и объёму задания.
Актуальность создания программы
В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является гончарное мастерство.
Цель программы: обучение детей основам гончарного мастерства, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством народного ремесла.
Задачи
1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.
3. Формирование навыков и приёмов работы с глиной.
4. Формирование доступных учащимся технико-технологических знаний и умений, которые служат опорными в до производственном обучении.
5. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей.
Основные формы и методы работы
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельности, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, т.к. каждый обучающийся может научиться конкретному приёму на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы в кружке.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, учебная игра. С обучающимися второго года проводится «творческий день», в ходе которого педагог знакомит учеников с творчеством мастера или группы мастеров, чьё творчество объединено общей тематикой.
Принципы построения образовательного процесса
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно–ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности и доступности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающих выполнение заданий различной степени сложности);
культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентации на общечеловеческие культурные ценности);
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
сотрудничества и ответственности;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному». Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна тема подается в течение года с возрастанием степени сложности.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
После окончания первого года обучения, обучающиеся должны знать:
виды обработки глины;
ассортимент изделий из глины ;
этапы изготовления изделий из глины ;
требования ТБ и правила личной гигиены при гончарных работах;
уметь:
заготавливать, обрабатывать, сортировать материал;
изготавливать шаблоны;
самостоятельно изготавливать элементарные предметы из глины.
Содержание программы «Гончарное дело» 6 класс
Это курс делится на четыре этапа:
Лепка из целого куска глины
Лепка сосудов методом жгутов
Лепка сосудов и композиций методом пласта
Лепка сосудов на гончарном круге
1 этап.
Лепка из целого куска глины
На первом этапе необходимо приучить детей к организации рабочего места, где не должно быть лишнего материала инструментов и т.д. Предлагается кусок глины и способом «стеночкой» вытянуть круглый сосуд. Обучающиеся выполняют несколько вариантов сосудов этим способом. Работа выполняется до достижения учащимся равномерной по толщине стенки и качественного черепка после обжига. Так же лепка портретов и растительных барельефов.
2этап
Лепка из глиняного жгута
Выполнение ряда практических работ методом «жгута». Дети обучаются правильно раскатывать жгут разной толщины. Слепливание жгутов в форму сосуда, достигая хорошего качества и целостности формы и черепка после обжига.
3этап
Работа с глиняными пластом.
Обучение набивки и раскатыванию пласта из шамотной и гончарной глины. В процессе работы добиваемся равномерности толщины и плотности пласта. Учимся использовать инструменты при работе с пластом глины. (линейка, стек, скалка, кондуктор) Слепка простейших геометрических форм из пластов (используем шликер). Изготовление сложных форм сосудов на основе пластов.(копирование с готовых изделий) Творческая работа.
4этап
Гончарный круг.
Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе(вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге. (центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы, качественного черепка после обжига. Декорирование изделия традиционными способами. Творческая работа.
На всех этапах реализации учебной программы «Гончарное ремесло» проходит анализ и оценка качества каждого изделия и навыков используемых при его изготовлении. Каждому этапу работы предшествует теоретическая беседа, сопровождаемая просмотром учебных фильмов и
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС
№ Тема занятий.
Всего 34 часов Кол-во часов Дата Практическая деятельно
1 четверть (8 часов) 1 Основы работы на гончарном круге. 2 Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
2 Центровка глины на круге, постановка рук при работе. 2 Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.
3 Изучение пропорций сосудов,применение «золотого сечения» при вытягивании различных форм на круге. 2 Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
4 Изучение принципов формированиядна и стенок сосудов. 2 Закреплять умение лепить форму диска. Наносить узор в виде полос
2 четверть (8 часов) 5 Вытягивание на круге простых цилиндрических иконусообразных форм – создание кружки
4 Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
6 Вытягивание горшка или кринки наоснове геометрической формы шара.
4 Соблюдать пропорции. Заглаживать поверхность предмета пальцем
7 Принципы создания плоских форм –тарелка, блюдце, крышка.
4 Учить украшать округлую плоскую фигуру валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении элементов.
8 Вытягивание узкогорлых сосудов 4 Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
3 четверть (10- часа) 9 Лепка сосудов и композиций методом пласта
2 Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.
10 Создания чайника. Способы закрепленияручек, носика, объемных декоративных элементов на изделии.
4 Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края тарелки.
11 Роспись изделий красками и ангобами. 4 Передать характерную форму: маленькое дно по сравнению с верхней частью.
4- четверть(16-часов) 12 Лепка сосудов на гончарном круге
2 Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.
13 Сложные гончарные изделия (из двух иболее частей).
2 Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой нанести детали.
14 Особенности работы с различными массами(красная глина, фаянс, фарфор, шамот).
4 Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом – из одного куска туловище, шею и голову.
15 Обтачивание гончарного изделия. 4 Учить украшать налепами или росписью.
Список литературы.
В мире увлечений. Чесноков Л. А., Киев: «Реклама», 1986,
Глина и керамика Федотов Г Я М: Эксмо- Пресс,2002
Волшебная глина. Е. Каменева, М: Эксмо- Пресс,2004 Техника работы на гончарном круге. Хоаким Чаварра, М:Астрель 2003 Уроки мастерства на гончарном круге. С. Горбань Киев "Реклама"2009
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
_______________
И.Н.Дешевых«_____»_______ 2014г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании Педагогического совета
от «_____»_____ 2014г
протокол №______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6/7 КЛАССА.
На 2014-2015уч.г.
Разработала: Гайнуллова Г.А.,учитель ВК
Ульяновск,2014
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по факультативной работе 6/7 класса «Гончарное дело» является частью художественно-эстетического компонента воспитательной работы школы, разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по гончарному делу.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 34 часа.
Гончарное дело– это вид декоративно-прикладного искусства, освоить который может практически каждый.
Настоящая программа составлена для учащихся 6/7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и рассчитана на формирование навыков гончарного мастерства.
Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти.
Освоивший технологию изготовления простых изделий ученик может продолжить дальнейшее обучение изготовлению более сложным изделиям.
Умение изготавливать гончарные изделия даёт возможность не только иметь красивые предметы быта, но принести практическую пользу в плане дополнительного заработка, что немаловажно для дальнейшей самостоятельной индивидуальной трудовой деятельности учащихся.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
В качестве процедур оценивания также можно использовать следующие формы: собеседование, защита своей работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках, форумах.
Возраст обучающихся – 10 -16 лет. В основном это учащиеся 5 – 9 классов. Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей детей.
Наполняемость групп – 10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени и объёму задания.
Актуальность создания программы
В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является гончарное мастерство.
Цель программы: обучение детей основам гончарного мастерства, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством народного ремесла.
Задачи
1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.
3. Формирование навыков и приёмов работы с глиной.
4. Формирование доступных учащимся технико-технологических знаний и умений, которые служат опорными в до производственном обучении.
5. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей.
Основные формы и методы работы
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельности, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, т.к. каждый обучающийся может научиться конкретному приёму на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы в кружке.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, учебная игра. С обучающимися второго года проводится «творческий день», в ходе которого педагог знакомит учеников с творчеством мастера или группы мастеров, чьё творчество объединено общей тематикой.
Принципы построения образовательного процесса
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно–ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности и доступности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающих выполнение заданий различной степени сложности);
культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентации на общечеловеческие культурные ценности);
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
сотрудничества и ответственности;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному». Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна тема подается в течение года с возрастанием степени сложности.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
После окончания первого года обучения, обучающиеся должны знать:
виды обработки глины;
ассортимент изделий из глины ;
этапы изготовления изделий из глины ;
требования ТБ и правила личной гигиены при гончарных работах;
уметь:
заготавливать, обрабатывать, сортировать материал;
изготавливать шаблоны;
самостоятельно изготавливать элементарные предметы из глины.
Содержание программы «Гончарное дело» 6 класс.
Это курс делится на четыре этапа:
Лепка из целого куска глины
Лепка сосудов методом жгутов
Лепка сосудов и композиций методом пласта
Лепка сосудов на гончарном круге
1 этап.
Лепка из целого куска глины
На первом этапе необходимо приучить детей к организации рабочего места, где не должно быть лишнего материала инструментов и т.д. Предлагается кусок глины и способом «стеночкой» вытянуть круглый сосуд. Обучающиеся выполняют несколько вариантов сосудов этим способом. Работа выполняется до достижения учащимся равномерной по толщине стенки и качественного черепка после обжига. Так же лепка портретов и растительных барельефов.
2этап
Лепка из глиняного жгута
Выполнение ряда практических работ методом «жгута». Дети обучаются правильно раскатывать жгут разной толщины. Слепливание жгутов в форму сосуда, достигая хорошего качества и целостности формы и черепка после обжига.
3этап
Работа с глиняными пластом.
Обучение набивки и раскатыванию пласта из шамотной и гончарной глины. В процессе работы добиваемся равномерности толщины и плотности пласта. Учимся использовать инструменты при работе с пластом глины. (линейка, стек, скалка, кондуктор) Слепка простейших геометрических форм из пластов (используем шликер). Изготовление сложных форм сосудов на основе пластов.(копирование с готовых изделий) Творческая работа.
4этап
Гончарный круг.
Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе(вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге. (центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы, качественного черепка после обжига. Декорирование изделия традиционными способами. Творческая работа.
На всех этапах реализации учебной программы «Гончарное ремесло» проходит анализ и оценка качества каждого изделия и навыков используемых при его изготовлении. Каждому этапу работы предшествует теоретическая беседа, сопровождаемая просмотром учебных фильмов и чтением статей и книг по теме.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 класс.
№ Тема занятий.
Всего 34 часов Кол-во часов Дата Практическая деятельно
1 четверть (8 часов) 1 Лепка из целого куска глины
2 Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
2 Лепка тарелки 2 Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.
3 Лепка блюда 2 Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
4 Лепка горшка 2 Закреплять умение лепить форму диска. Наносить узор в виде полос
2 четверть (8 часов) 5 Лепка горшочек с крышкой. 4 Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
6 Вытянуть цилиндрическую форму из большого куска глины 4 Соблюдать пропорции. Заглаживать поверхность предмета пальцем
7 Лепка кувшина. 4 Учить украшать округлую плоскую фигуру валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении элементов.
8 Лепка чайника. 4 Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
3 четверть (10- часа) 9 Особенности изготовления на кругедеталей гончарного изделия (носиков, ручек, крышек, декоративных элементов идр.)
2 Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.
10 Лепка сосудов и композиций методом пласта
4 Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края тарелки.
11 Придание изделию нужной формы; сужениеи расширение цилиндра
4 Передать характерную форму: маленькое дно по сравнению с верхней частью.
4- четверть(16-часов) 12 Лепка сосудов на гончарном круге
2 Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.
13 Особенности работы с различными массами(красная глина, фаянс, фарфор, шамот). 2 Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой нанести детали.
14 Сложные гончарные изделия (из двух иболее частей).
4 Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом – из одного куска туловище, шею и голову.
15 Обтачивание гончарного изделия
4 Учить украшать налепами или росписью.
Список литературы.
В мире увлечений. Чесноков Л. А., Киев: «Реклама», 1986,
Глина и керамика Федотов Г Я М: Эксмо- Пресс,2002
Волшебная глина. Е. Каменева, М: Эксмо- Пресс,2004 Техника работы на гончарном круге. Хоаким Чаварра, М:Астрель 2003 Уроки мастерства на гончарном круге. С. Горбань Киев "Реклама"2009
Содержание программы «Гончарное дело» 7 класс
Это курс делится на четыре этапа:
Лепка из целого куска глины
Лепка сосудов методом жгутов
Лепка сосудов и композиций методом пласта
Лепка сосудов на гончарном круге
1 этап.
Лепка из целого куска глины
На первом этапе необходимо приучить детей к организации рабочего места, где не должно быть лишнего материала инструментов и т.д. Предлагается кусок глины и способом «стеночкой» вытянуть круглый сосуд. Обучающиеся выполняют несколько вариантов сосудов этим способом. Работа выполняется до достижения учащимся равномерной по толщине стенки и качественного черепка после обжига. Так же лепка портретов и растительных барельефов.
2этап
Лепка из глиняного жгута
Выполнение ряда практических работ методом «жгута». Дети обучаются правильно раскатывать жгут разной толщины. Слепливание жгутов в форму сосуда, достигая хорошего качества и целостности формы и черепка после обжига.
3этап
Работа с глиняными пластом.
Обучение набивки и раскатыванию пласта из шамотной и гончарной глины. В процессе работы добиваемся равномерности толщины и плотности пласта. Учимся использовать инструменты при работе с пластом глины. (линейка, стек, скалка, кондуктор) Слепка простейших геометрических форм из пластов (используем шликер). Изготовление сложных форм сосудов на основе пластов.(копирование с готовых изделий) Творческая работа.
4этап
Гончарный круг.
Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе(вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге. (центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы, качественного черепка после обжига. Декорирование изделия традиционными способами. Творческая работа.
На всех этапах реализации учебной программы «Гончарное ремесло» проходит анализ и оценка качества каждого изделия и навыков используемых при его изготовлении. Каждому этапу работы предшествует теоретическая беседа, сопровождаемая просмотром учебных фильмов и
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс
№ Тема занятий.
Всего 34 часов Кол-во часов Дата Практическая деятельно
1 четверть (8 часов) 1 Основы работы на гончарном круге. 2 Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
2 Центровка глины на круге, постановка рук при работе. 2 Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.
3 Изучение пропорций сосудов,применение «золотого сечения» при вытягивании различных форм на круге. 2 Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки
4 Лепка сосудов и композиций методом пласта
2 Закреплять умение лепить форму диска. Наносить узор в виде полос
2 четверть (8 часов) 5 Изучение принципов формированиядна и стенок сосудов. 4 Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
6 Создания чайника. Способы закрепленияручек, носика, объемных декоративных элементов на изделии. 4 Соблюдать пропорции. Заглаживать поверхность предмета пальцем
7 Роспись изделий красками и ангобами. 4 Учить украшать округлую плоскую фигуру валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении элементов.
8 Вытягивание узкогорлых сосудов 4 Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.
3 четверть (10- часа) 9 Вытягивание на круге простых цилиндрических иконусообразных форм – создание кружки
2 Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.
10 Вытягивание горшка или кринки наоснове геометрической формы шара.
4 Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края тарелки.
11 Принципы создания плоских форм –тарелка, блюдце, крышка.
4 Передать характерную форму: маленькое дно по сравнению с верхней частью.
4- четверть(16-часов) 12 Обтачивание гончарного изделия.
2 Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.
13 Особенности работы с различными массами (красная глина, фаянс, фарфор, шамот). 2 Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой нанести детали.
14 Сложные гончарные изделия (из двух иболее частей).
4 Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом – из одного куска туловище, шею и голову.
15 Лепка сосудов на гончарном круге.
4 Учить украшать налепами или росписью.