Рабочая программа факультативного курса Социальное проектирование 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
Рассмотрена на заседании УВЦ
протокол №_____
«____»________________2014 г. Согласована
на научно-методическом совете
_________________________
«____»_______________2014г.
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 20
_______________С.В.Кочегарова«____»______________2014 г.
Рабочая программа
по курсу
«Социальное проектирование»
6 класс
учитель
Ролдугина Е.Ю.
г. Рыбинс2014 г.
Пояснительная записка
В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, проектно-исследовательская деятельность становится одним из важных компонентов реализации новых образовательных стандартов, направленная на формирование и развитие ключевых компетенций. Основы по ведению учеником исследовательской работы позволит будущим выпускникам стать успешными и активными членами нашего общества.
Подростковый возраст – один из важнейших периодов в процессе становления личности. В это время формируются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Позиция подростка окрашена интересами завтрашнего дня, стремлением войти в мир, проверить свои силы, утвердиться в обществе взрослых, найти общественно значимые дела. Все это требует организации деятельности для развития социальной активности школьников.
Социальное проектирование – это такой вид деятельности, который связан с придумыванием нового способа решения какой-либо социальной проблемы, связанной с местным сообществом людей. Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.
Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности.
Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных п р о б л е м:
– обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск;– у школьников отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.
Цели и задачи курса
Цель данного курса
формирование проектных умений учающихся как одного из условий развития их индивидуальности;
привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам школьного и городского сообщества;
достижение такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность занять активную жизненную позицию.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
обучить старшеклассников научным способам получения достоверной информации социологическими методами исследования;
включить старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению выявленных проблем
формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Описание места учебного предмета в учебном план
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа
Содержание программы
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Программа включает в себя как теоретическую часть, так и практическую, которые способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы, проекта.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация, социологический опрос, просмотр фильма, тренинги, ролевые игры,рефлексивный анализ и самооценка
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференцияТехнологии, методики:
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Планируемые результаты
Результаты Формируемые умения Средства формирования
регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
коммуникативные учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Реализация программы также будет способствовать развитию:
1. общих учебных компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
компетентность по приобретению знаний
компетентность предвидеть результаты, планировать
компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем
компетентность в реализации выдвинутых решений
компетентность оценивать и объяснять полученный результат
2. ключевых компетентностей:
социальную (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.)
коммуникативную (владение устным и письменным общением)
информационную (владение новыми технологиями, методиками, способность осмысливать ситуацию)
учебно-познавательную (способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками)
Обучающиеся должны научиться
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Тематическое планирование курса занятий
№ № урока Тема занятия Дата проведения
1 «Копилка добрых дел» Социальное проектирование.
Повторяем то, что знаем Знакомство с передовым опытом социальных проектов Технология разработки социального проекта Формулировка социальной проблемы. Групповая работа Краткая история и методы социологических исследований. Алгоритм составления анкеты.
Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время Определение целей и задач проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей в группе. Групповая работа Реализация плана действий командой учащихся Групповая работа Реализация плана действий командой учащихся Групповая работа Реализация плана действий командой учащихся Групповая работа Подготовка к защите проекта «Копилка добрых дел» Групповая работа Подготовка к защите проекта «Копилка добрых дел» Групповая работа Презентация проекта. По группам. «Копилка добрых дел» Групповая работа Презентация проекта. По группам. «Копилка добрых дел» Групповая работа Презентация проекта. По группам. «Копилка добрых дел» Групповая работа Рефлексия. 2 Проект «Осторожно,ЕДА»
17 Знакомство с фильмом «Осторожно, еда» 1 часть 18 Знакомство с фильмом «Осторожно, еда» 2 часть 19 Работа над анкетой для социологического исследования «Что мы едим» 20 Изучение общественного мнения 21 Выявление проблемы.
Определение целей и задач проекта. 22 Составление плана работы. Распределение обязанностей в группе 23 Разработка собственного варианта решения проблемы Групповая работа 24 Реализация плана действий командой учащихся Групповая работа 25 Реализация плана действий командой учащихся Групповая работа 26 Реализация плана действий командой учащихся Групповая работа 27 Реализация плана действий командой учащихся Групповая работа 28 Подготовка к защите проекта Групповая работа 29 Подготовка к защите проекта Групповая работа 30 Презентация проекта. По группам. Групповая работа 31 Презентация проекта. По группам. Групповая работа 32 Рефлексия. Групповая работа 33 Информирование общественности о результатах реализации проекта. Групповая работа 34Итоговое занятие Групповая работа
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 2000.
2. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.
3. Дик Н. Ф. 100 добрых дел для нас не предел (Книга для классных руководителей 5-9 классов) / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Молчанова, З. М. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
5. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРК ТИ, 2003.
6. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие / М. Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
7. С. Г. Щербакова Формирование проектных умений школьников: практические занятия. – Волгоград: Учитель, 2009