Конспект занятия объединения «Организаторы досуга» на тему: «Социальное проектирование»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Собинского района
Детский (подростковый) центр г. Лакинска
Конспект занятия
«Школы социального лидерства»
Тема: «Социальное проектирование»
Тема: «Социальное проектирование»
Цель: обучить лидеров ШДОО основам социального проектирования
Задачи:
Познакомить с понятием «социальный проект».
Включить в игровое взаимодействие с целью достижения высоких общегрупповых результатов и интеграции членов коллектива.
Создать атмосферу открытости, искренности между участниками.
Задуматься о реальных возможностях участников группы
Предполагаемый результат:
информированность участников о социальном проектировании;
проработка участниками некоторых практических упражнений Ход занятия:
.Педагог: «Добры день! Тема нашего сегодняшнего занятия «Социальное проектирование», но прежде чем начать мы с вами пожелаем друг другу хорошего дня:
"Приветствие на сегодняшний день": (5 минут).
Оборудование: ручной мяч.
Участники, сидя в общем кругу, высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
.Педагог: А теперь мы с вами познакомимся с теорией. (10 минут) Для начала давайте познакомимся с понятием социальный проект
Слово “ проектирование” записано на доске. Участники по цепочке составляют кластер
– существительное
– 2 глагола
– 3 прилагательных
– 1 предложение
– неожиданное и интересное объяснение.
В конце упражнения участники выводят понятие «Социальное проектирование», кто является объектом, субъектом социального проектирования
Педагог: Итак, подведем итог Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.
Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.
Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:
1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).
На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества.
Педагог: Любая технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Давайте с вами составим последовательность шагов , которую необходимо пройти при работе над социальным проектом.
Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.
Шаг № 2. Изучение социальной ситуации
Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
Шаг № 5. Составление плана работы
Шаг № 6. Составление рабочего графика
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
Шаг № 9. Составление бюджета
Шаг № 10. Формирование общественного мнения
Шаг № 11. Составление предложений по проекту
Шаг № 12. Поиск деловых партнеров
Шаг № 13. Проведение официальных переговоров
Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов
Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий
Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта
Педагог: Молодцы, а теперь давайте перейдем к практическим упражнениям:
Что я могу дать миру (20 минут)
Участники садятся в круг.
Педагог: предлагает каждому на минуту задуматься, а потом по кругу высказаться: какое одно полезное дело он может предложить миру? Дело это должно быть бескорыстным, конкретным, и при этом должна быть личная ответственность, которая предполагает выполнение дела. Его результат зависит лично от вас, а не от какой-то группы товарищей, власти или сверхъестественных сил.
В ходе представления идеи фиксируются на ватмане
Педагог: Итак, прошло немало времени, пока вы предлагали свои идеи. Молодцы! А теперь давайте ответим на вопросы: Что полезного вам удалось дать группе? Что полезного группа дала вам?
Код Джованни (15 минут)
Каждый член группы получает одну или несколько карточек, на которых написано по одной фразе. Количество получаемых участниками карточек зависит от количества людей в группе. При необходимости число карточек можно увеличить.
На карточках написаны следующие фразы:
Джованни слушает только музыку в стиле кантри.
У Джованни аллергия на кошек. Джованни лысый.
У Джованни нет машины.
Джованни не умеет готовить.
Единственное украшение Джованни перстень с печаткой.
Эгон Айгенсинн тренер Джованни.
Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом.
Лизы Лонгбайн сейчас нет в городе.
Она снимает свой первый фильм «Охотник».
Гарри Питтбул совершенно невиновен.
Джованни очень тщеславный.
Тетя Роза в Африке на сафари.
Джованни никогда не ест суп.
Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.
Белло любит играть под кроватью Джованни.
Белло не в воде.
Джованни любит животных.
У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.
Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу.
У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.
Лиза Лонгбайн любит бриллианты.
Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.
Джованни приобрел государственные ценные бумаги.
Далее ведущий зачитывает следующий текст:
«Джованни Великий знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбулл. Джованни сказал: "Я не могу пойти туда, пока я не нашел это".
Ваша задача раскрыть секрет Джованни. Сделать это можно, если свести всю имеющуюся на карточках информацию воедино. Вся работа выполняется устно. Показывать свою карточку другим запрещается. Никто не имеет права делать никаких записей. Задание будет считаться выполненным, если даны ответы на три вопроса:
Что потерял Джованни?Кто это похитил?Где это находится?
Каждый участник получает копию Приложения».
Приложение к упражнению
Что было потеряно?
Маленький котенок
Билет в оперу
Парик
Красный кабриолет
Рецепт кекса
Бриллиантовое кольцо
Кто это похитил?
Белло, собака
Эгон Айгенсинн, тренер Джованни
Лиза Лонгбайн, его подруга
Гарри Питтбул, его соперник
Его любимая тетя Роза
Где это находится?
В городском парке
Под кроватью
В стиральной машине
На дереве
В его купальном халате
Участники обсуждают задание и предлагают завершенные варианты ответов ведущему. Ведущий отвечает только «да» или «нет».
При этом ведущему необходимо предостеречь участников от простого перебора вариантов и при предъявлении ответа требовать его обоснование.
Правильный ответ: Утерян парик. Его похитила собака Белло. Парик находится под кроватью.
Пояснение Правильный ответ сложно найти, если в группе не
проявится лидер, который возьмет на себя выполнение координационной функции. Соответственно, выполнение данного упражнения на третьем этапе тренинга дает возможность младшим командирам проявить организационные способности: организовать обсуждение и управлять процессом поиска решения.
«Дигикон» (15 минут)
Вы все являетесь героями научно-фантастического рассказа. Одни - пришельцы из космоса, а другие - роботы. Земляне заключили всех пришельцев в тюрьму и заперли в камеры. Стража в любой момент может увести их на казнь. Единственная возможность для пришельцев убежать - приказать роботам принести ключ (лежит на виду), который подходит к двери каждой из камер. Но необходимо спешить, потому что неизвестно, кем окажутся пленники в других камерах - друзьями или врагами.
Те, кому удастся бежать, могут либо выпустить остальных, либо убить их.
Роботы могут заходить куда угодно, кроме камер. До того, как узники смогут воспользоваться услугами своих роботов, им придется создать их <память> и отдать последним ряд команд, которые нужно записать. К сожалению, <память> роботов способна удержать лишь 10 команд, каждая из которых состоит максимум из двух слов. Это единственные звуки, на которые роботы могут реагировать. Более того - команды не могут отдаваться на каком-либо известном языке; они должны состоять из бессмысленных слов: например <зин> -<иди вперед> или <чат> ~ <иди назад>. Это продиктовано тем, что в каждой камере сидят представители различных цивилизаций, у которых нет общего языка, и потому им приходится его изобретать.
В каждой камере группа заключенных должна выработать свои условные команды и занести их в <справочные таблицы> соответствующих роботов, чтобы затем им можно было приказать пойти, взять ключ и принести его в камеру. Таким образом роботы реагируют на ряд заранее определенных команд.
Эти команды, когда их усвоят, можно повторять и отдавать в любой последовательности. Однажды сформированную память роботов нельзя изменить.
После такого отдельные <узники> придут в полное смятение, поскольку им наверняка и в голову не приходило ввести в <память> роботов слова <ползти> или <перелезать>. Успокойте их и посоветуйте <стараться изо всех сил>.
После того как <пленники> уяснят последовательность действий, которые необходимо выполнить их <роботам>, чтобы добыть ключ, пригласите <роботов> подойти к вам, заберите у них <шпаргалки>, перемешайте их и снова раздайте так, чтобы ни у одного из них не оказалось в руках первоначального варианта. Это наверняка посеет панику как в рядах <роботов>, так и <пленников>. Вы же прокомментируйте свои действия тем, что роботы - всего лишь машины, и неважно, чьим командам они подчиняются.
"Рекламный ролик" (15 минут)
- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький ньюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуажа любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку - десять минут.
Рефлексия (7 минут)
Ведущий: Мы в дальнейшем будем проводить подобные тренинги, поэтому нам интересно ваше мнение.
Выскажись о содержании тренинга (интересно/неинтересно).
Была ли польза тренинга для тебя?
Оцени тренинг по 5-балльной шкале?
«Последняя встреча»: 10 минут.
Представьте себе, что занятие уже закончилось, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотели поблагодарит кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».
Использованная литература:
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства – СПб., 2002
Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 115