Доклад на тему: Духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. АТКАРСКА
САРАТОВКОЙ ОБЛАСТИ

«СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
Из опыта учителя начальных классов
Пискуновой Надежды Леонидовны
2017 год
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт (Слайд2)
На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. Кроме того, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души.
Задача начальной школы создать в школе такую атмосферу, в которой учащиеся не только интеллектуально развивались, но и духовно обогащались.
Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного и социального воспитания детей младшего школьного возраста – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми во внеклассной работе. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять учителю интеграцию практически всех воспитательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и учителем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Метод проектов внеклассной работы основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
На протяжении последних лет я пытаюсь в какой-то мере восполнить недостаток духовно-нравственного воспитания в семье, тесно при этом с семьей сотрудничая. Особое внимание в своей работе уделяю проектной деятельности. Так, например, в работе с учащимися моего класса были разработаны и реализованы следующие (долгосрочные) проекты: «Славные традиции моей семьи», «Нам этот мир завещано беречь», «Моя малая Родина»
1 класс проект «Славные традиции моей семьи» 2013-2014 учебный год.
Семья – главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, которых мы любим, с кого дети берут пример. Именно в семье дети учатся любви, ответственности, заботе и уважению. Проект «Славные традиции моей семьи» направлен на формирование у первоклассников желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи.
Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. В нашем классе был проведен опрос с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях?
Цель проекта: Разработать программу работы и мероприятий, направленных на изучение, обобщение и демонстрацию семейных традиций, вовлечение детей в поисковую деятельность.
Задачи проекта: Развивать творческие способности учащихся; Привлекать внимание учащихся к актуальным семейным вопросам; Воспитывать чувства любви и уважения к предкам, бережного отношения к семье и истории своей семьи, ее традициям; Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданские и семейные ценности; Прививать детям стремление к постоянному познанию, поиску информации.
В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: конкурсы рисунков, работа в группах и парах, участие в школьном, муниципальном и областном конкурсах, чаепития, спортивное мероприятие, классный час, родительское собрание и составление презентации.Благодаря сотрудничеству с родителями наш класс с удовольствием принял участие в проекте «Славные традиции моей семьи» (Слайд 5): провели конкурс рисунков на тему: «Моя семья - моя радость», «Здесь живет моя семья». Выступили с концертом ко Дню матери, принимали участие в муниципальном конкурсе «Семья – лучшее место для жизни» в марте 2014 года и заняли первое место. (Слайд 6) В областном конкурсе «Семейный Олимп» заняли третье место и семья ученика Дмитриева Матвея занесена на доску почета «Лучшие семьи» г. Аткарска 2014 года. К празднику Дню защитника Отечества три семьи из нашего класса приняли активное участие в школьном конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья!» (Слайд7) В течение уч. года папы оказывали помощь классу: помогали повесить скворечники, кормушки, (Слайд 8) соорудить полочки для цветов в классе. На классном часе на тему: «Мой папа – мастер на все руки» рассказывали о своих увлечениях и продемонстрировали своё творчество. Осуществлялась работа в микрогруппах (семьях) по подбору и оформлению материала для составления презентации «Славные традиции моей семьи», являющегося продуктом данного проекта. Собранный материал по истории семей и семейных традиций являлся основой классных часов, внеклассных мероприятий, презентаций, творческих работ. Учащиеся и их родители пришли к выводу: Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.
2 класс проект «Нам этот мир завещано беречь» 2014-2015 учебный год.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям любого возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Тем более, что в 2015 году исполнилось 70 лет со Дня Победы. (Слайд 10)
Основополагающим был вопрос «Почему мы помним о празднике День Победы?» Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. И у детей существует интерес к этой теме. И этот интерес я пытаюсь поддерживать и развивать.
Цели проекта: Духовно - нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну; развитие у детей активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи проекта: Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне. Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в суровые военные годы. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ. Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОв. Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через песни, стихотворения.
В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: оформление выставки и стенгазеты, посвященные 70-летию Великой Победы, акция, работа в малых группах по сбору информации, участие в муниципальном конкурсе стихотворений, в литературно-музыкальной композиции, встреча с ветеранами, презентация и защита творческого проекта (коллективная).
Проводили литературные гостиные, посвященные ВОв, (Слайды 10-11) оформили выставку и выпустили газету. Вместе с родителями принимали участие в акции «Аллея памяти», посвященная 70-летию Победы.(Слайд 12) Ученик 2 класса Дмитриев Матвей выступил на муниципальном фестивале «Семидесятая весна» с отрывком из стихотворения А.Твардовского «Василий Тёркин» и стал победителем в номинации «Лучший исполнитель стихотворений». (Слайд 13) Собираем информацию о своих родственниках, воевавших во время Вов (Слайд 14) ; участвовали в школьном смотре строя и песни.(Слайд 15) К празднику День Победы были приглашены ветераны Вов, которые рассказали о суровых военных годах, всех тяжестях и лишениях, (Слайд 16) а ребята выступили в литературно-музыкальной композиции на тему: «Нам этот мир завещано беречь!». Осуществлялась работа в группах по подбору и оформлению материала для составления презентации «Что я знаю о Великой Отечественной войне?», являющегося продуктом данного проекта, делали выводы: Почему мы помним о празднике День Победы?
3 класс проект «Моя малая Родина» 2015-2016 учебный год. (Слайд 17)
Начинать знакомство с малой Родиной надо с детства,  с самого доступного  для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, класса. Мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и школе. Школьник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому мы выбрали с учащимися именно эту тему проекта «Моя малая Родина».
Цель проекта: Расширить представления учащихся о родном крае.
Задачи проекта: Познакомить детей с историей г. Аткарска.
Активизировать уважительное отношение к человеку – труженику, результатом его труда.
Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.
Пробуждать потребность в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.
В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: экскурсия в парк, в краеведческий музей, на родник в Дегтярный овраг, посещение этнокультурного центра в школе, встреча с известными людьми города, работа в группах и парах по сбору информации о родном крае, пословицы, рисунки, фотографии, участие в викторине, составление презентации и защита.Работая над проектом, учащиеся поделились на группы: одна группа собирали информацию о истории города, другая о истории парка, а третья – о знаменитых людях города. Приняли участие в творческом вечере "Здесь Родина - земля моя родная", где познакомились с творчеством аткарского художника П.А. Трущелёва и поэтессы М. А. Шлерт. (Слайд 18) Участвовали в конкурсах рисунков и фотографий на различные темы: «Краски осени», «Зимушка, зима!», «Мой любимый питомец», «Радуга добра», «То берёзка, то рябина…», «С чего начинается Родина?» и др. Обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, учащиеся получали неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие. Принимали участие в муниципальном семинаре, посвященный «Русскому творчеству», где педагоги вместе с учащимися готовились к работе по различным станциям.(Слайд 19) Праздники «Широкая Масленица» и «Комоедица» объединили в единое целое традиции и культуру нашей страны.(Слайд 20) Кроме этого нам удалось подключить к данному мероприятию не только родителей, но и будущих первоклассников. Экскурсии в парк, музей, библиотеку помогли узнать многое из истории родного края. На базе нашей школы открыт «Этнокультурный центр».(Слайд 21)
Цель центра: способствовать воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, расширению знаний об Отечестве, о своей малой Родине, воспитание толерантности.(Слайд 22) В рамках проекта участвовали в экологических акциях: «Покормите птиц!», «Повесь скворечник!», «Собери макулатуру - помоги школе!» и др. В завершении работы над проектом посадили дерево добрых поступков. Эта игра помогает задуматься школьнику о том, что же доброго и полезного для родного края он сделал.(Слайд 23) Осуществлялась работа в группах по подбору и оформлению материала для составления презентации «Моя малая Родина», являющегося продуктом данного проекта. В работе над проектом учащиеся, познали новые, неизвестные для них страницы истории своего города, чувствовали себя первооткрывателями. (Слайд 24)
Проблема воспитания сострадания, доброты и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание. В новом 2016-17 учебном году с учащимися запланирован социальный проект «Дорогою добра»,(Слайд 25) который будет направлен на развитие духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.  Проектом реализуется комплекс мероприятий, на распространение идей добра, милосердия, толерантности в начальной школе (оказание помощи пожилым одиноким людям; поездка в Дом-престарелых с концертом ко Дню пожилых людей; акции «Поделки своими руками для воспитанников детского сада», «Помощь нуждающимся детям»; Больничка для книг и др.
Цель проекта: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи проекта: содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создать необходимые условия для появления творческой индивидуальности каждого ученика; формирование творческой личности, человека-гражданина. (Слайд 26)
Работая над одним проектом в течение уч. года, сохраняю взаимосвязь с различными направлениями в воспитании: «Ученик и семья», «Ученик – нравственная личность», «Ученик – патриот и гражданин», «Ученик и красота»
В процессе работы над различными проектами, объединёнными общей  идеей – духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство начальной школы и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.(Слайд 27)
Используемая литература:
Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К. Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. Рахимов
А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001.