Программа курса внеурочной деятельности Мир вокруг меня, социальное направление (для детей 7 — 8 лет)
ПРОГРАММА
Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все мы – дети “Природы”, поэтому воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Главная цель экологического воспитания – формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме –Земля.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому каждому, особенно будущим поколениям, необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Авторская программа курса «Мир вокруг меня»” разработана для детей 7-8-ми лет.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Развивать коммуникативные действия: общение со сверстниками, умение вести диалог, работать в паре и группе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации..Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Воспитывать любовь к Родине, России.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своего края, а в целом Родины.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ ПО КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ
Отгадывание кроссвордов.
Изготовление поделок и рисунков.
Проектная деятельность.
Участие в конкурсах, викторинах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Уровни результативности внеурочной деятельности, реализуемые в данной программе.
Первый уровень: приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни – познавательные беседы, ролевые игры, художественное творчество.
Второй уровень: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом – конкурсные программы, выставки, КВН.
Третий уровень: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия – проектная деятельность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование раздела Всего В том числе занятия
аудиторные внеаудиторные
1 Введение в экологию 4 2 2
2 Молчаливые соседи 3 2 1
3 Пернатые друзья 4 2 2
4 О чем шепчут деревья 4 2 2
5 Загадки животного мира 4 2 2
6 Секреты неживой природы 3 1 2
7 Оранжерея на окне 3 1 2
8 Охрана природы 4 2 2
9 Досуговые мероприятия 4 - 4
ИТОГО: 33 14 19
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс программы состоит из 9 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экологический праздник «Земля – наш дом родной»
Занятие «Прости нас, родная природа!»
Игровая программа «Путешествие по стране Экологии»
Экскурсия в парк
2 раздел – “Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
Занятие «Домашние питомцы – наши любимые и верные друзья»
Конкурс рисунков на тему «Мой любимый питомец»
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, видеороликов и презентаций о жизни птиц, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
Занятие на тему «Без птиц невозможно представить планету Земля»
Занятие на тему «Зимующие птицы, как им помочь»
Экологический проект «Птичья «столовая»
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
Занятие «Лесные тайны». Конкурс «Растения лесов»
Занятие «Нет дерева сердцу милей»
Игровая программа «В царстве Берендея»
Экологическая тропа осенней экскурсии «Как деревья готовятся к зиме»
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Владимирской области, занесенными в Красную книгу.
Конкурсная программа «Животные леса»
КВН «Животные и птицы»
Проект «Коллекция увиденных животных»
6 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
Занятие на тему «Воздух и его охрана»
Занятие на тему «Вода и жизнь. Охрана воды»
Проект «Дождики»
7 раздел – “Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
Наблюдение за жизнью и развитием комнатных растений
Занятие на тему «Комнатные растения. Уход за ними»
8 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятиями “Красная книга”, заповедники. Узнают о редких видах растительного и животного мира своего края.
Виртуальная экскурсия по Красной книге
Заочное путешествие по заповедникам нашей страны
Экологический проект «Жалобная книга» природы»
Экскурсия в природу весной «Охрана растений. Первоцветы»
9 раздел – “Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Игровая программа «Берегите родную природу»
Игра «Семь к одному»
Конкурсная программа «Тайны природы»
Экологическая сказка с элементами театрализации «Давайте будем беречь планету!»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Классная комната площадью 25 квадратных метров.
Игровая комната с набором настольных игр и дидактических материалов.
Библиотека.
Кабинет биологии с набором оборудования для постановки и проведения опытов.
Компьютер, монитор, аудиоколонки, цифровой фотоаппарат, синтезатор, музыкальный центр.
Презентации, выполненные в программе Pover Point :экологическая безопасность;
домашние питомцы;
птицы;
зимующие птицы;
лесные тайны;
животные и тайны леса;
дождики;
комнатные растения;
Красная книга;
заповедники Владимирской области.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.- 2004
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Цветкова И.В. «Экология для начальной школы. Игры и проекты» Популярное пособие для педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Для учащихся:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Основное содержание занятия Кол-во часов Формы и методы Вид деятельн. Виды рефлексии Примеч.
1. Земля – наш дом родной. Взаимодействие человека с природой. 1 Экологический праздник.
Презентация Чтение стихов, исполнение песен. Разгадывание кроссворда 2. Прости нас, родная природа. Человек, как природопользователь, потребляющий природу. 1 Экскурсия в природу. Сбор мусора на берегу водоема. Участие в соревновании «Чей участок чище!» 3. Путешествие по стране Экологии. Знакомство с термином «экология», человек, как природопользователь по мере возможности восстанавливающий ее богатства 1 Интерактивное путешествие. Презентация «Экологическая безопасность» Рисование экологических знаков. Викторина.
Выставка экологических знаков 4. Растения осенью. Знакомство с осенними изменениями в жизни растений 1 Экскурсия в школьный сад Прогулка. Сбор природного материала. Нарисовать рисунок по впечатлениям экскурсии. Организация выставки
5. Домашние питомцы – наши любимые и верные друзья. Знакомство с видами домашних животных и особенностями их содержания. 1 Беседа с использованием презентации «Домашние питомцы» Чтение стихов, отгадывание загадок Разгадывание кроссворда. 6. Мой любимый питомец Рассказы детей о наблюдениях за своими домашними животными 2 Беседа с элементами игры, рассказы детей. Рисование любимого домашнего питомца Выставка рисунков детей. 7. Без птиц невозможно представить планету Земля Знакомство с птицами, живущими в нашем крае. 1 Беседа с показом презентации «Птицы» Рассматривание иллюстраций, прослушивание голосов птиц Интерактивная викторина 8. Зимующие птицы. Как им помочь Знакомство с видами зимующих птиц нашего края. 1 Беседа с элементами игры. Презентация «Зимующие птицы». Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. Интерактивная викторина 9. Птичья столовая Знакомство с видами кормушек. 2 Практическая работа по изготовлению кормушек. Изготовление кормушек Развешивание готовых кормушек в школьном саду. 10 Лесные тайны. Растения лесов. Знакомство с видами лесных растений нашего края. Особенностями их жизни в разные времена года. 1 Интерактивная экскурсия - презентация «Лесные тайны». Работа в парах. Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, составление пословиц. Изготовление аппликации из природного материала «Лесная полянка» 11 Нет дерева сердцу милей. Знакомство с произведениями русских поэтов, художников, которые обращались к образу берёзы. Рассказать о ее целебных свойствах 1 Литературно-музыкальная композиция. Чтение стихов, слушанье и исполнение песен, рассматривание репродукций картин. Нарисовать березку 12 В царстве Берендея Жизнь растений и животных зимой. 1 Интерактивная экскурсия в зимний лес. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение стихов. Интерактивная викторина. 13 Деревья зимой Учить определять виды деревьев и кустарников зимой, находить их отличительные признаки 1 Экскурсия в школьный парк Определение видов деревьев по коре и стволу. Изготовление аппликации «Зимний пейзаж» 14 Животные леса Многообразие животных, обитающих в лесах нашего края. Взаимосвязь между животными и растениями. 1 Интерактивная экскурсия «Животные и птицы леса». Книжная выставка произведений В.Бианки, Е Чарушина. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов. Интерактивная викторина. 15 Животные и птицы Обобщение полученных знаний о животных и птицах леса.
1 КВН «Животные и птицы» Выполнение заданий в КВН Соревнование между командами. 16 Коллекция увиденных животных 2 Проект Лепка из пластилина животных леса (белка, заяц, лиса, волк, медведь и др) Защита проекта (рассказ о вылепленном животном) 17 Воздух и его охрана Знакомство со свойствами воздуха и способами его охраны. 1 Наблюдения и опыты Участие в проведении опытов в кабинете биологии Разгадывание кроссворда 18 Вода и жизнь. Охрана воды. Значение воды для жизни растений, животных и человека. 1 Наблюдения и опыты «Свойства воды» Ответы на вопросы викторины 19 Дождики Познакомить с видами дождей. 1 Презентация «Дождики» Чтение стихов, закличек и рассказа М.ПришвинаВыставка рисунков 20 Знакомые незнакомцы Знакомство с комнатными растениями: их названиями и родиной. 1 Презентация «Комнатные растения» Рассматривание растений, которые находятся в классе Изготовление аппликации «Каллы» 21 Уход за комнатными растениями Знакомство с правилами ухода за растениями, находящимися в школе. 2 Практическая работа по уходу за комнатными растениями, пересадка фиалки узумбарской. Участие в практической деятельности Исследование о влиянии света и плодородия почвы на рост и развитие комнатного растения (на примере фиалки) 22 Красная книга Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Владимирской области 1 Презентация «Красная книга» Рассматривание слайдов, участие в беседе. Разгадывание кроссворда «Комнатные растения» 23 Заповедники нашего края Знакомство с понятием «заповедник». Зачем они нужны? 1 Интерактивная экскурсия «Заповедники Владимирской области» Участие в беседе, работа в парах. Составление экологических знаков для заповедника 24 Жалобная книга природы Обратить внимание детей на растения, которые приносят большую пользу, а человек их 1 Экологический проект Выполнение рисунков Защита проекта 25 Внимание! Первоцветы. Знакомство с раннецветущими растениями нашего края. 1 Экскурсия в школьный сад. Рассматривание первоцветов (мать-и мачеха, фиалка) Развешивание агитационных листовок «Берегите первоцветы!» 26 Берегите родную природу! Мероприятия в интересной игровой форме знакомят детей с миром природы, учат бережному отношению к ней, формируют экологическую культуру .1 Игровая программа Выполняют задания Рисунки и аппликации детей 27 Семь к одному 1 Игровая конкурсная программа Конкурсные задания
Подведение итогов конкурса 28 Тайны природы 1 Игровая конкурсная программа 29 Давайте будем беречь планету Земля! 1 Экологическая сказка с элементами театрализации. Участие в постановке сказки Итоговая выставка рисунков и аппликаций детей.