Опыт патриотического воспитания школьников выступление на районной научно-практической конференции «Традиции и современность в патриотическом воспитании учащихся»
Опыт патриотического воспитания
Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она все решительно и останется в сути своей такой же прежней святой нашей Русью, как была.
Ф. М. Достоевский
Россия конца XX - начала XXI века переживает сложную ситуацию. По словам Л. И. Солженицына, «мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнивать с каким-нибудь периодом... Мы в национальном обмороке».
Вряд ли в этих словах содержится слишком большое преувеличение. Россия стоит перед выбором нового пути. Полное драматизма ее внутреннее положение усугубляется в последние десятилетия все более обостряющимися глобальными проблемами (истощение традиционных легкодоступных природных ресурсов, загрязнение природы, нарушение динамического равновесия в биосфере).
В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили па государственном уровне. В июле 2005 года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».
Социально-политические процессы, имевшие место в общественном развитии с конца 80-х годов XX века, привели к духовно-ценностной дезориентации большинства граждан нашей страны.
Деидеологизация всех сфер общественной жизни создала ситуацию духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями. Под лозунгом беспристрастности исторические исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков. Этому в немалой степени способствовали учебники истории конца XX века.
В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить в США, Китае и многих других странах. Причем это не просто записи. В этих строках заложена концептуальная линия воспитания детей.
В России на рубеже XX-XXI веков учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности.
Невозможно представить, чтобы, скажем, в США в государственных школах был принят учебник, подчиненный целям морального уничтожения американского народа, истории США и восхваления идеологии и практики СССР.
Ни в одном из современных учебников по истории не указаны даже праздники - государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школе.
Так что же такое патриотизм и патриотическое воспитание?
Существует множество толкований слова «патриотизм»: патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [Словарь иностранных слов. - М., 1989 - С. 376];
патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [Большой энциклопедический словарь.- М., 1998.-С. 855];
патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины [Вырщиков, А., Кусмарцев, М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. - 2006. -№3.-С. 7].
Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод: патриотическое воспитание на уроках истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.
Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс.
Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания. Не случайно с 90-х годов XX века учителями разных регионов России создаются и внедряются программы краеведческих учебных курсов.
Важность изучения истории села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д. С. Лихачевым, по образному выражению которого, краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».
Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.
Таким образом, в патриотическом воспитании через изучение истории Отечеству можно выделить три направления:
изучение истории семьи ребенка;
изучение истории родного края;
изучение истории Отечества (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).
ИСТОРИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ
Традиционно под патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности существующему государственному порядку.
Длительное время в официальной педагогике основу воспитания патриотизма составляла идея подчеркивания положительных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. Это в начале XX века считалось «альфой и омегой нашей педагогической мудрости по части патриотического воспитания». При этом упускалось из виду, что тенденциозное преувеличение достижений родной страны в ущерб достижений других стран - плохая услуга Отечеству. Программа патриотического воспитания, направленная на то, чтобы скрыть отрицательные стороны собственной жизни и внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами «своему родному», по логике вещей не имеет ничего общего с патриотизмом. Передовые педагоги отмечали, что учебная книга должна быть «свободной от всякой тенденциозности...». Школа обязательно должна быть вне политики.
В истории России в конце XVIII века имело место «критическое» направление образования (А. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной истории и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее. Нужна золотая середина. Как этого достичь?
Материалы реформы средней школы 1915г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании истории, нравоучений на патриотические темы. «Необходимо, однако, помнить, что высокая воспитательная цель исторического преподавания не должна и не может достигаться иначе как путем правдивого ознакомления детей с событиями и образами прошлого, живо говорящими детскому уму и сердцу. Отрешенные от исторической действительности назидательные речи преподавателя с нравоучениями на патриотические темы, внося в учебное дело нежелательную и вредную фальшь, извратили бы доброе воспитательное средство и повели бы к прямому педагогическому злу». Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему доверие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требование устранения из преподавания неправды и тенденциозности.
В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось преданностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент переносился на изучение роли народных масс в истории, классовой борьбы, революционных движений и социалистических идей.
Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи через изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насыщенности всего учебного процесса и, в частности, уроков истории. Необходимо было подготовить школьников к любым испытаниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина, «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа».
В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, исключался менее значимый в сложившихся условиях материал.
Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было тем более оправданно, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.
Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к истории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.
В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, Н. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е. В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся Отечественных полководцах и флотоводцах.
Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уроках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристическая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль стало играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды самостоятельной работы.
Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова и др.
Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исторические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественной войн; проводились ученические конференции «Патриотизм русского народа», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн»; исторические вечера с сообщениями и докладами школьников; велась переписка с фронтовиками; проводились экскурсии к памятным местам боевой и трудовой славы.
Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе и после войны.
В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт.
Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней. В настоящее время ни одна страна мира не позволяет своему гражданину служить всему миру, а не собственному государству.
А стоило ли отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавших наше Отечество?
Задачи патриотического воспитания на современном этапе
Формированию чувства любви к Родине у подрастающего поколения на современном этапе будет способствовать решение следующих задач:
расширить мотивацию изучения истории Отечества;
воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Патриотизм - это «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».
Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» - «Родина или смерть!».
Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.
Воспитание патриотизма через изучение истории на рубеже XX-XXI вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества. Это и психологическое потрясение, пронизавшее Россию в последние 15 - 20 лет. Это и слом традиций общения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий. Наконец, это низкий жизненный уровень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынуждают подрастающее поколение больше самовоспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории.
Процесс патриотического воспитания историей на уроках и во внеклассной работе включает, в первую очередь, воздействие на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к врагам и недоброжелателям России.
Патриотическое воспитание осуществляется па основе объективного изучения исторического прошлого.
На рубеже XX-XXI вв. достижения обновляющейся России не так велики, чтобы вызвать у всех учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же зачастую не вызывает гордости за жизнь своих далеких и близких предшественников по причине очернения, фальсификации их истории в 90-х гг. XX в. В начале III тысячелетия учителя и учащиеся должны понять, что «дети без родителей» - это не мы. «Иваны, родства не помнящие» - это тоже не мы. Для этого требуется ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации независимо от того, каким было государство - княжеским, царским или советским. Делая это ярко, убедительно, доходчиво, учитель, несомненно, прививает чувство гордости за Родину, ведь ее достижения, действительно, заслуживают уважения.
Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - примеров для подражания.
Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Петр Нестеров и разведчица Зоя Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».
Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю русскую, на примерах которых должны воспитываться идеалы служения Отечеству.
Честно служил Отечеству летчик П. Н. Нестеров. В начале Первой мировой войны он находился в действующей армии. На том участке фронта, где служил Нестеров, постоянно и безнаказанно совершал разведывательные полеты над русскими позициями австрийский самолет «Альбатрос». Уничтожить его было нельзя: зенитных орудий и пулеметов тогда еще не существовало.
Полеты «австрияка» приводили к тому, что расположение новых боевых позиций русских войск быстро становилось известно противнику. И Нестеров однажды заявил: «Я даю честное слово русского офицера, что австриец перестанет летать». Но как сдержать это слово, если на нестеровском «Моране» из оружия есть только револьвер у пилота на поясном ремне?
И все же очередной полет австрийца стал последним. Завидев самолет «Альбатрос», Нестеров быстро поднял свою машину в воздух, набрал высоту и впервые в мировой авиационной практике применил «битье колесами сверху» - таран. «Альбатрос» рухнул вниз. «Моран», не выдержав удара, сам развалился на части. Парашютов еще не было, и Нестеров погиб, разбившись о землю. Так штабс-капитан русской армии Петр Нестеров сдержал слово офицера. Его подвиг, таран противника, в Отечественную войну 1941-1945 гг. около 650 раз повторили советские летчики. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Прекрасных исторических примеров в Отечестве не счесть. Учителю их надо хорошо знать, понимать и умело использовать в воспитательной работе на занятиях.
Патриотическое воспитание включает формирование высоких нравственных качеств учащихся.
«Современный нам историк, - отмечал Т. Н. Грановский,- не может, однако, отказываться от законной потребности нравственного влияния на своих читателей».
В учебниках истории редко просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т. д. И если учащиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Н. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, Г. Жукова, Р. Зорге, С. Королева, Ж. Алферова и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Историк С. М. Соловьев, писатель Ф. М. Достоевский, общественный деятель В. И. Ульянов (Ленин) - все желали поражения России в войнах: Соловьев и Достоевский - в Крымскую 1853-1856 гг., Ленин - в Первую мировую 1914-1918 гг. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?
Просветитель конца XVIII - начала XIX в. П. И. Новиков в 1812г. «выкупал у крестьян французов, захваченных ими в плен, платя по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы - сдавал их французскому начальству, не требуя, конечно, вознаграждения. Насколько нравственным был поступок Новикова?
А. Н. Демидов, из династии могущественных русских заводчиков, когда Крымская война 1853-1856 гг. стала очевидной, продолжал снабжать французского императора Луи Наполеона деньгами, хотя Франция выступила против России. Выходит, какие-то личные выгоды (он был женат на племяннице Наполеона I Матильде) важнее патриотизма?
Примером служит патриотизм разнородных по положению и времени лиц, часть которых в учебниках однозначно оценивались как патриоты, а другая часть - наоборот. Речь идет о генерале А. X. Бенкендорфе, поручике М. Ю. Лермонтове, юнкере А. С. Пушкине и советском гражданине В. В. Маяковском. Каждый из них в свое время в стихах или прозе высказал свое отношение к Отечеству.
Бенкендорф: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно. Что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение».
Лермонтов: Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
Пушкин: Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Маяковский: Я славлю Отечество, которое есть,
Но трижды - которое будет!
- Кто из перечисленных лиц, исходя из высказанных ими убеждений, может быть отнесен к патриотам, а кто нет? Любил ли Лермонтов «немытую Россию»? Кто-то, прочитав такие строки, скажет: «Нет». Но почему же тогда он славит Бородино 1812г., русского солдата, его героизм?
Был ли патриотом Пушкин, призвавший «посвятить души прекрасные порывы» крепостнической России и восхвалявший Николая I:
Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждами, трудами.
Патриот ли Маяковский, «славивший Отечество» в условиях сталинского тоталита-ризма?
Если отойти от идеологических и других пристрастий, то не трудно понять, что все они - истинные патриоты России. И Бенкендорф, и Лермонтов, и Пушкин, и Маяковский любили Родину, но в силу своих нравственных устоев, социального или служебного положения выражали и проявляли свою любовь глубоко индивидуально, по-разному.
Патриотическое воспитание не допускает проявлений высокомерного превосходства своего народа над другими, эгоизма, «шапкозакидательства» и т. п.
В XVIII -XIX вв. в российских учебниках и исторических работах наблюдалось заметное приукрашивание исторического прошлого Отечества. Характеристика военно-исторических трудов середины XIX в. выглядела так:
...Все войны наши описывались на один лад, по данной мерке: восхвалялись доблести русских победоносных войск, дарование и мудрость их предводителей; говорилось, что для наших войск нет и быть не может ничего невозможного, что враги чуть не везде обращались перед нами вспять; о неудачах же своих и ошибках мы умалчивали или упоминали мимоходом, как о случайностях неважных, в которых потом мы и виноваты не были; словом, в те времена писали мы похвальные слова сами себе, а не историю.
В критические годы Крымской войны 1853-1856 гг. отдельными историками и издателями «святое чувство любви к отечеству было низведено... на степень чисто животного инстинкта, в котором исчезло всякое понятие о правде и добре, оставался один народный эгоизм, презирающий все, кроме себя», - отмечал Б. Н. Чичерин.
Многие исследователи считают, что Русско-японская (1904 1905) и Первая мировая войны явились результатом именно такого патриотизма. X. Г. Уэллс в этой связи отмечал, что даже «преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон - результатом «отравления историей».
Таким образом, патриотическое воспитание исключает незаслуженное восхваление своего народа, не преувеличивает его успехи, не допускает недооценки противостоящей стороны в мирное или военное время, презрение к предлагаемому или реальному противнику и т. д.
Патриотическое воспитание осуществляется на выработке непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества.
Поэтому требуют исправления ошибки, допущенные некоторыми высокопоставленными лицами и средствами массовой информации, активно внушавшими в 90-х гг. XX в. российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей.
- Какие силы враждебны для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто экономически, экологически, идеологически и т. гг. пытается подорвать устои России, нанести ей ущерб, сделать зависимой от себя. Нельзя снимать со счетов международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя и в России - в северокавказских событиях на рубеже XX-XXI вв.
Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной и внутренней жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывает им, «кто есть кто», «с кем дружить, а с кем служить».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование национального самосознания школьника через изучение родословной на уроках истории Отечества.
Процветающее, стабильное общество - это общество, вдохновляемое общенациональной идеей: религией, любовью к Отечеству, стремлением дать каждому гражданину высокий материальный достаток и т. д. Российское общество всегда имело объединяющую, общенациональную идею - православие, общинность. Сейчас мы лишены этой идеи. Общество в глубоком кризисе. К нам относятся как к пассивному материалу очередного исторического эксперимента. В чем же выход?
Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Авторы учебного пособия «Путешествие в историю» Е. В. Саплина, А. И. Саплин считают, что необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как ко всепроникающему началу, которое вокруг нас, показать, что история - это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем.
Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, могут много рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведет свою историю из необозримой глубины веков. Однако в прошлом только знать имела возможность фиксировать свои родственные связи. Сегодня генеалогией может заниматься каждый. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:
1) Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
2) Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
3) Использовать невостребованные возможности семьи.
4) С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы (постановка цели, планирование, составление плана-вопросника, опрос респондентов, поиск разных источников информации, работа с музейными и архивными материалами, умение выдвигать гипотезу и проверять ее и т. д.).
Расширять мотивацию изучения истории Отечества.
Освоить методику написания реферата по родословной.
Помогать старшеклассникам успешно осваивать большие объемы учебного материала.
Создавать комфортную доверительную обстановку на уроке.
1-й этап. 5 класс. В 5 классе во вводном курсе истории можно рассмотреть такие темы:
1. «История моего имени» (экскурс в историю имени ребенка, знакомство со святцами).
2. «Мы родом из прошлого» (введение в родословие).3.«История моих предков».
«История моей улицы, моего дома».
«История моих бабушек и дедушек».
«История моих родителей».
«Родословное древо».
. Названия предложенных тем ориентировочные, так как дети сами могут додумывать их на уроке. К каждой теме составляется вопросник. Вопросы записываются на доске, и дети размышляют, какие из них наиболее важны для исследования, на какие можно ответить в классе, на какие - с помощью родных. Используют разные методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини-семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.
Идет знакомство со словарем. Важно учитывать мотивацию и особенности мышления детей 10-11 лет. В этом возрасте наступает благоприятный момент для изучения истории семьи.
Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необычность содержания урока, чувство долга и ответственность ребенка).
Сформированы способность к творчеству и исследовательской деятельности, причинное мышление. Ребенок учится ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых им гипотез.
2-й этап. 8-11 классы. Основная работа над родословной ведется в 8-11 классах на факультативах. У учащихся появляется желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, желание хорошо сдать экзамен в школе и поступить в вуз, завоевать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия.
Готовность к исследовательской деятельности; эвристическое мышление, положительные мотивации, складывающиеся мировоззренческие позиции должны быть поддержаны разумными учебными программами.
История семьи в старших классах изучается совместно с историей Отечества. Узловые темы истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке он анализируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы.
Возникающие проблемы решаются путем изучения материала из учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника начинает звучать по-новому, становится лично-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. В 11 классе работа продолжается на факультативе и имеет целью написание экзаменационного реферата. Темы рефератов:
«Как встретили XX век мои предки».
«Столыпинская реформа в истории моих предков».
«Октябрьская революция в судьбах моих предков».
«Колхозное строительство и моя семья».
«Кем мы гордимся в нашей семье».
«Семейные традиции».
«Наследственные заболевания в нашем роду» и т. д.
Учителю, решившему включить родословие в курс отечественной истории, можно дать следующие методические советы:
Школьники должны быть максимально вовлечены в учебный процесс как самостоятельные исследователи прошлого.
Школьники должны использовать при изучении родословия равные источники (письменные документы, письма родных, воспоминания, устные рассказы родственников, знакомых, заинтересованных лиц, музейные и архивные материалы).
Работа учащихся на всех этапах должна направляться и контролироваться учителем.
Работа должна быть только индивидуальной. Учитель должен знать семейные обстоятельства своих учеников, чтобы не нанести детям душевную травму.
Работа над родословной должна быть доступной и интересной.
В процесс работы должны быть вовлечены родители, с которыми необходимо провести предварительную доверительную беседу.
Таким образом, в результате работы над родословной с целью формирования у учащихся национального самосознания возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над родословной превращает каждый урок в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.
Патриотическое воспитание в процессе изучения истории родного края.
Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX веке. По образному выражению Д. С. Лихачева, краеведение способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».
История нашей страны строится в основном на краеведческом материале, придающем ей свой неповторимый колорит. Местная история «увязывает в сознании школьников жизнь и быт любого населенного пункта страны в понятие нашей огромной Родины», следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающих поколений.
Бесспорен развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений - увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к истории родного края и страны в целом.
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.
Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.
Страницы истории родного края, города, поселка дают немало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины.
Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше, а знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повторились больше те несчастья, то горе и та боль, которые пришлось пережить народу нашей страны и нашего города-героя в те страшные годы.
Ребята с удовольствием посещают исторические места, о которых узнали из бесед с очевидцами военных событий, музеи. Им интересно узнавать, как изменился облик родного края в послевоенное время.
Дети принимают активное участие в подготовке и проведении тематических классных часов, викторин, посвященных памятным датам в истории своего села, и внеклассных мероприятий, посвященных отдельным страницам героической истории родного края.
Особенности освоения материала по истории родного края учащимися.
При преподавании материала по истории родного края необходимо создать такие условия, при которых возможна активная познавательная (оценочная, эмоциональная) деятельность учащихся. А это возможно при соблюдении учителем следующих требований:
Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.
Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).
Такой подход требует широкого использования принципа наглядности в начальной и основной школе.
Например, во введении к уроку демонстрируется видеоряд фотографий, слайдов, которые задают эмоциональный или познавательный тон всего урока, в сопровождении музыкальной заставки и фрагмента стихотворения:
Тая всю явь, что мимо них текла,
Все отраженья давних поколений,
Как занавешенные зеркала,
Стоят фасады городских строений.
Когда-нибудь изобретут прибор:
Направив луч на здание любое -
На особняк, на крепость, на собор, -
Мы прошлое увидим пред собою.
В. Шефнер
Учитель. Вы, конечно, знаете эти здания. Попробуем их «разговорить», узнать, о каком прошлом они хранят память.
Чтобы способствовать приобретению новых знаний учащимися в процессе активной деятельности, необходимо применять различные методические приемы (групповую работу, творческие мастерские, инсценировки и т. п.). Закрепление материала можно проводить в виде игровых ситуаций, состязаний, защиты групповых работ, заочных экскурсий. Домашнее задание включает задания разного уровня, необходимые для освоения базового материала, а также систему дифференцированных творческих заданий, которые выполняются учеником по выбору, с учетом их психологических особенностей.
Приобретение знаний и умений на уроках, посвященных истории родного края, проходит не в изоляции от других учебных курсов, а в содружестве с ними. При изучении того или иного периода истории края необходимо способствовать переносу знаний и умений, освоенных учащимися в других учебных курсах. Для этого разрабатываются задания, для выполнения которых необходимо привлечение знаний из различных учебных дисциплин.
Вот, например, возможное задание в курсе «История культуры родного края» для учащихся 8 класса после изучения темы. Оно дается перед экскурсией в краеведческий музей. Задание может содержать в себе следующее: определить примерное местоположение оборонительной линии, появившегося на территории нашего края, определить природные особенности и рельеф местности. Узнать, как жили, одевались обитатели края, от кого они должны были защищать границы нашего государства.
3. Применение освоенных знаний как в рамках учебного курса истории Отечества, так и во внеклассной деятельности.
4. Сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий. Смысл изучения истории края в том, чтобы ученик умел смотреть и видеть: извлекать из объекта информацию, оценивать его. В этом отношении огромную роль играют учебные прогулки, общение с «живыми» объектами. В старших классах ученики могут осуществлять прогулки на вводных уроках, уроках изучения нового материала и повторительно-обобщающих.
В организации такой прогулки можно выделить три этапа:
Подготовительный этап играет большую роль в 5-6 классах. Необходимо составить маршрут, оформить маршрутный лист, сформулировать познавательные вопросы, ответы на которые ученики должны найти во время прогулки, а также «разрекламировать» прогулку. (Есть в нашем городе удивительный уголок. Он обойден вниманием исследователей. О нем вы не прочитаете в справочнике или в путеводителе. Между тем здесь сосредоточены очень важные в нашей жизни объекты...) Маршрутные листы с вопросами вручаются ученикам.
Ознакомительный этап предполагает элемент исследования. Ученики должны внимательно осмотреть объект, «извлечь из него» максимум информации, вспомнить аудиторно полученные знания и умения.
Завершающий этап: оформление листов прогулки (отчетов). Ученики вносят в них не только ответы на поставленные вопросы, но и делятся своими впечатлениями от увиденного.
Форма оценки работы: индивидуальная или групповая защита оформленных листов прогулки; выставка их для родителей или выставка-конкурс для определения лучших работ.
Формирование патриотических и гражданских чувств у учащихся через изучение героических страниц истории Отечества.
«Недостаточно чувствовать, что я люблю свою Родину. Нужно знать, за что я ее люблю, что мне в ней дорого, что я защищаю, ради чего я отдам, если понадобится, собственную жизнь. Пусть школа даст ученику прекрасное знание родной истории, воспитает в нем чувство гордости прошлым Отечества, неисчерпаемостью его богатств, великой мощью и красотой нашей страны». Так о патриотизме говорил нарком просвещения РСФСР В. П. Потемкин, выступая перед активом учителей Москвы в феврале 1943г.
Эти слова созвучны и нынешнему времени, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом искажены истинное значение и роль интернационализма, снизили свое воспитательное воздействие российская культура, искусство и образование как важнейшие факторы формирования патриотизма. Как уже было сказано выше, формировать чувство любви к своему Отечеству можно через изучение истории жизни своих предков (изучение родословной своей семьи, изучение истории своего края как места проживания своих предков).
Теперь необходимо более подробно остановиться на изучении героических страниц истории Отечества как средстве воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества» в 8 классе.
1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812г.» следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «...наступают времена Минина и Пожарского!...Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».
Чтобы показать мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаются в рассказ слова генерала Н. П. Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг.
В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «...похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.
2. На уроке «Бородинское сражение», создавая образную картину кануна битвы, можно привести слова ее участника Ф. Глинки: «Все безмолвствует!.. Русские, с чистою безупречною совестию, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо чуть вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне.
Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах неприятельских: музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся».
Большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».
Учащихся подводят к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки погребального звона для его империи. Адъютант Наполеона Ф. Сегюр писал: «...потери были громадны и не соответствовали результатам. Все вокруг...оплакивали смерть кого-либо из близких: друга, родственника, брата... Роковой жребий в этой битве пал на самых значительных лиц. Сорок три генерала были убиты или ранены. В какой траур должен одеться весь Париж! Какое торжество для его врагов!»
Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связывать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного сорок первого года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского. Именно в эти дни поэт С. Васильев в стихотворении «Поле русской славы» писал:
Бейся в схватках равных и неравных
До конца! Плати врагу сполна!
Помни, что ты правнук и праправнук
Доблестных солдат Бородина.
3. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии» начинается с рассказа о подготовке к контрнаступлению. Рассказывая об огромном значении марш-маневра из лагеря у села Тарутино, приоткрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, учитель может привести слова М. И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нарва будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая».
В беседе о причинах оставления французами Москвы можно привести слова из пьесы В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов»: Велик Наполеон! Стратег, политик ловкий, Сравнится кто другой с ним, думаю, навряд. А вот сидит в Кремле, как в мышеловке, И хочется вперед, ан надобно назад.
Вопрос об огромном размахе партизанского движения в народной войне может быть раскрыт в сообщениях учащихся, в которых удачно прозвучат отрывки из басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Кот и повар», «Обоз».
В рассказ можно включить оценку подвигов капитана Александра Фигнера - замечательного русского патриота, человека невиданной храбрости и находчивости. Он пытался проникнуть в Кремль в захваченной Москве, чтобы убить Наполеона, и пожертвовал своей жизнью, спасая солдата при переправе через Эльбу.
Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии.
Характеризуя превосходство русского военного искусства и гений полководческого таланта Кутузова, целесообразно привести слова А. С. Пушкина: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славой России, его памятник - скала св. Елены». И не случайно, что в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны летом 1942 года был учрежден как высокая полководческая награда орден Кутузова. Среди наступательных операций по разгрому фашистских войск, которые получили кодовые названия в честь выдающихся русских полководцев, была проведена операция «Кутузов» (освобождение Орла летом 1943 года в битве на Курской дуге).
4. Уроки по теме «Крымская война» также дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П. С. Нахимова турецкой эскадры в Синопском бою, учитель предлагает учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наваринском сражении (1827г). Тогда на линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин - будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению.
Учитывая, что большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы, можно привести слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отстоим Севастополь...»
Далее приводятся примеры массового героизма защитников города. Так, рядовой Днепропетровского пехотного полка Клим Ефимов, получивший ранение осколком гранаты в лицо, сразу же после перевязки отправился на поле боя. Тяжело раненный в ногу рядовой 4-ой карабинерской роты Цветковский, лежа на земле, вел огонь по отступающей вражеской кавалерии. Унтер-офицер Быстрыкин, истратив все заряды и окруженный вражескими солдатами, продолжал бороться, действуя прикладом.
Учащимся предлагается вопрос:
- Какие боевые и моральные качества проявили эти русские патриоты?
Особо следует отметить, что вместе с отцами и старшими братьями в осажденном городе отважно сражались и дети. Среди подростков, награжденных адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом, был 10-летний Николай Пищенко.
Рассказывая об обороне Севастополя, следует подчеркнуть, что защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство. Это - знаменитые подземные галереи русских саперов и успешная контрминная борьба, легендарные вылазки пехотинцев и матросов и массированный артиллерийский огонь, постоянно державшие в напряжении войска артиллерийский огонь, постоянно державшие в напряжении войска неприятеля.
В завершение урока делается вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей славой, и вписали новую яркую страницу в историю Отечества.
Здесь могут прозвучать слова Н. А. Некрасова из поэмы «Тишина», написанные после окончания Крымской войны.
Народ-герой! В борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца.
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!
Учащиеся отвечают на в о п р о с :
- Как вы понимаете выражения «венец терновый» и «победоносный венец»?
Но жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854-1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры - медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова - лучшее тому подтверждение.
В заключение урока может прозвучать песня Бориса Мокроусова «Заветный камень».
5. На уроке, посвященном Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., рассказывая о форсировании Дуная, сражениях на Шипкинском перевале и под Плевной, учитель приводит примеры мужества и стойкости русских воинов, сражавшихся в сложной гористой местности в условиях суровой зимы. Здесь можно использовать фрагмент романа Б. Васильева «Были и небыли» и привести слова героя боев генерала М. Д. Скобелева, появляющегося в самых опасных местах сражений. Обращаясь к солдатам, лежащим в цепи, он говорит: «Товарищи мои боевые, братья мои! Велика ваша отвага, тяжелы ваши жертвы, беспримерно мужество ваше. Низко кланяюсь и от всего сердца благодарю вас за это».
На уроке можно продемонстрировать и открытки, рассказывающие о любовно сохраняемых на болгарской земле памятниках подвигам русских солдат, офицеров и генералов. Среди них - величественный монумент на Шипке, храм-мавзолей на Плевне, памятник в центре Софии с надписью «Братьям-освободителям - признательная Болгария».
6. Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» можно подготовить в форме урока-игры «Дорогами войны».
Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.
Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса:
эмоциональность самого учителя - переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;
использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям, пробуждение деятельности ума школьника;
формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его прежде всего необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история должна не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед.
Необходимо объяснять причины того, что стране приходилось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни России и ее культуры имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.
Актуальный сегодня вопрос о патриотическом воспитании имеет длительную историю. На всех этапах развития российского общества, наряду с яростными противниками, у него были сторонники и защитники. Наиболее серьезной разработкой данной проблематики занимались, как правило, в годы суровых испытаний для нашего Отечества, ярким примером этого является период Великой Отечественной войны.
Изучение опыта историков и методистов по формированию чувства любви к Отечеству на уроках истории и во внеурочной работе, позволяет прийти к выводу, что на современном этапе патриотическое воспитание должно вестись по трем неразрывно связанным между собой направлениям:
Изучение ребенком истории своей семьи.
Изучение истории родного края.
Изучение героических страниц истории Отечества.
Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:
Культура Руси IX - первой половины XII в.
Походы Батыя на Русь.
Борьба русских земель с западными завоевателями.
Русь и Золотая Орда в XIII-XIV вв.
Русская культура XIV-XV, XVI вв.
Освободительная война против польских, немецких и шведских интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского).
Культура России XVII в.
Преобразования Петра I.
Внешняя политика Петра I.
Развитие культуры в Петровскую эпоху.
Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
Культура XVIII в.
Отечественная война 1812г.
Крымская война.
Культура первой половины XIX в.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Русская культура во второй половине XIX в.
Культура в начале XX в.
Россия в Первой мировой войне.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства и др.
Факторами эффективности формирования патриотического сознания подрастающих поколений россиян являются:
1.Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.
Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней в деле формирования у детей чувства любви к своему Отечеству и своему народу.
Мощная пропаганда средств массовой информации, направленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.
Активное участие в патриотическом воспитании школьников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.
Повышенное внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во внеучебной деятельности.
Личные качества педагогов (духовность, социальная и политическая активность).
Результатами деятельности педагогов по формированию у учащихся чувства патриотизма должны стать:
у младших школьников:
формирование элементарного понимания Родины, Отечества;
формирование представления о культурных достижениях русского народа;
проявление готовности реально помогать людям, нести им добро;
чувство любви к родителям, родному дому, городу, стране;
у подростков:
формирование понимания Родины на различных этапах развития России;
знакомство с государственной символикой;
осознание себя как жителя района, города, России;
у старших школьников:
- формирование ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;
готовность к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними;
стремление вести здоровый образ жизни;
- отторжение чуждых ценностей и идеалов;
- способность к творческой реализации как выражению гармонии личности.
15