Доклад по самообразованию на тему Развитие мыслительных операций: совершенствование памяти, внимания, интеллектуальных возможностей учащихся на уроке и во внеурочной деятельности
Развитие мыслительных операций: совершенствование памяти, внимания, интеллектуальных возможностей учащихся на уроке и во внеурочной деятельности
Внимание к проблеме интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы диктуется условиями современной жизни.
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает меня, как учителя, к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
· самостоятельность мышления,
· быстрота и прочность усвоения учебного материала,
· быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
· умение отличить существенное от несущественного,
· различный уровень аналитико - синтетической деятельности,
· критичность ума.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Современная школа – школа развивающая. Только такая школа нужна, чтобы выполнить заказ общества и государства по формированию действительно разносторонне развитой личности, широко образованной, деятельностной и духовной. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно- следственные связи в окружающем мире вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно- логическим, речью.
Психолог И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".
Существует три причины: естественно, немаловажную роль играют задатки. Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде».
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов. В своё время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса». Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.
Я убедилась в эффективности использования занимательного материала на уроках и во внеурочной деятельности. Это средство активизации учебного процесса, развития познавательной активности, наблюдательности детей, их внимания, памяти, мышления, а также предупреждение утомления. Чтобы не занимательность не превратить в развлечение, я заранее планирую, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке. Чаще всего использую такой занимательный материал, как загадки, игры, сказки, кроссворды и ребусы. В формировании учебно-познавательного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Особенность этого приёма в том, что задание формулируется таким образом, чтобы ответ не лежал на поверхности. Ребёнок должен самостоятельно добыть нужную информацию. Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями.
Но одним из самых важных средств активизации познавательных интересов детей является игра. Считаю, что именно игра помогает делать урок и внеурочную деятельность живыми, а общение искренним, игра вызывает творческий интерес к предмету. Система дидактических игр может быть применена в рамках разных методов обучения.
Дидактические игры заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. Виды игр для детей очень разнообразны: письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные; индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные, игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные)… Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. ПРИМЕРЫ ИРГ.
Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Загадки», провожу игру «Кто это? Что это?». Или при изучении темы «Кто такие насекомые?», провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
Определение природных зон, животных, растений и т.д. по иллюстрациям или по описанию. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.
Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.
Игры-путешествия
Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся предлагаю такую ситуацию:
Учитель. Плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река? (Дети следят карандашиком по карте в учебнике. Они находят и называют реки и города).
Ученики. В реку Оку.
Учитель. Плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите, какая еще река несет свои воды в Оку?
Ученики. Река Москва.
Учитель. Плывем дальше. Куда впадает река Ока?
Ученики. В Волгу.
Учитель. А на какой реке мы живем?
Ученики. На Волге.
Учитель. Теперь поплывем по реке Волге. Ребята, вспомните, а что вы видели на Волге?
Ученики. Баржи, которые перевозят грузы, теплоходы, катера. На берегу есть порт, куда причаливают корабли.
Учитель. Да, Волга – могучая русская река. У берегов нашего города она широка и судоходна. А посмотрите, как начинается Волга: с маленького ручейка на Валдайской возвышенности! Затем проходит через города Нижний Новгород, Ульяновск, Самару, Саратов, Волгоград, Астрахань. (Показ по физической карте.) Куда впадает Волга?
Ученики. В Каспийское море.
Учитель. А теперь посмотрите, какое большое путешествие мы совершили – от маленькой речки до большого моря.
Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Интеллектуальные игры.
Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
Наблюдение.
Наблюдение, как один из основополагающих методов обучения, известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Наблюдения провожу во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы.
В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть, подмечать, объяснять явления природы. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Конечно, в ходе работы опираюсь и на соответствующий жизненный опыт учащихся.
Мультимедийные презентации.
Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является мультимедийные презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Презентации значительно экономят время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Дидактические игры проводятся с целью:
-интеллектуального развития младших школьников;
-создания подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развития его творческих способностей;
-реализации возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
-эмоционально-психологического развития младших школьников;
-углубления уже усвоенных ранее знаний.
Ценность игры заключается в том, что её можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности («Задания по станциям» в рамках оборонно-массового месячника; «Интеллектуальный марафон», конкурс «Сосчитай и раскрась», конкурс поделок "В мире геометрических фигур" в рамках математического декадника), а также во время кружковых занятий.
На занятиях кружка «Край, в котором я живу» в 1 классе использую различные дидактические игры. Одной из основных задач кружка является развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи; учить анализу и самоанализу.
В данной работе я использую разные формы и методы работы:
- конкурсные игры
- интеллектуальные задания (кроссворды, ребусы, чайнворды и т.д.)
- упражнения на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)
- соревнования между командами
- самостоятельное составления интеллектуальных заданий, игр.
Использую нестандартные формы организации занятий (Соревнования «Весёлые старты», урок-праздник «Прощай, Азбука!» …)
Все описанные выше методы, формы и виды работ по формированию познавательной активности школьников используются учителями многие десятилетия. Появление новых учебников, основанных на идее личностно-ориентированного обучения, заставило учителей переосмыслить свою работу на уроках. Проблемная технология обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю отводится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соучастниками своего обучения.
Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у школьников учебной самостоятельности, способности расширять свои знания, умения по собственной инициативе.
Немалую роль играют в обучении младших школьников новые информационные технологии. Уместное использование материалов электронных энциклопедий, мультимедийных альбомов, тематических изданий способствует развитию познавательной активности.
Т.о., разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, видов и средств обучения, а также применение новых информационных технологий способствует формированию познавательной активности младших школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
Вывод: В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Действительно, дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Ш.А. Амонашвили: Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
9 Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха