Деятельность кружка «Веселая математика», как одна из форм дополнительного образования дошкольников в ДОУ

Деятельность кружка «Веселая математика», как одна из форм дополнительного образования дошкольников в ДОУ"
Зуйкова Лариса Евгеньевна воспитатель
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 городского округа Самара
443035 г.Самара, ул.Ставропольская, дом 107-107а
телефон: 8-917-113-48-46
e-mail: mdoy18@yandex.ru
Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению предполагает развитие и формирование элементарных математических представлений. Я работаю в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 45% моих воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития. Минимальные мозговые дисфункции, - это диагноз можно увидеть в заключениях моих воспитанников логопедических групп. К этой категории относятся дети с нормальным интеллектом, но с проблемами в обучении и поведении. У таких детей наблюдаются сенсомоторные и речевые нарушения, гиперактивность, повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания. Дети забывают сложные словесные конструкции, элементарную последовательность заданий. По сравнению со свертсн6иками у них слабо развита мелкая моторика. Поэтому вопросы интеллектуальной готовности к школьному обучению вызывают волнения у педагогов и родителей воспитанников.
Педагогам приходится заниматься не только коррекцией речи своих воспитанников, но и развитием восприятия, произвольного внимания, памяти и мышления, побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать, логически мыслить.
У нас сложилась целая система работы с такими детьми. И отличительной особенностью ее является использование занимательных игр, которые успешно включаются в непосредственно-образовательную деятельность, в совместную деятельность со взрослыми.
Проводимая мною работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, делаю выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе, 25-30 – в подготовительной группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. При выполнении заданий дети объясняют все свои действия, что позволяет одновременно развивать связную речь ребенка, учит его выражать свои мысли. Степень трудности заданий различна, что-то ребенок выполняет самостоятельно, а что-то с помощью взрослого.
Основные задачи кружка:
-развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Совместная деятельность взрослого с детьми организуется на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируется желание детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создана картотеку игр, разработаны планы-конспекты непосредственно-образовательной деятельности, подобран материал для экспериментирования и исследовательской деятельности.
В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания , умения , навыки и кроме того чувства , художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.
В педагогической деятельности кружка предполагается широко используются имитационные игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Итоговая игровая обучающая ситуация « Путешествие в страну Геометрию».
Дидактические задачи:
-закреплять знания о геометрических фигурах ( «Познание»);.
-закреплять умения составлять задачи по картинкам и решать их («Познание»);
-практическое овладение детьми нормами речи («Коммуникация»);
-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом («Социализация»);
-развивать двигательную активность детей («Физическая культура»).
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познавательной деятельности;
-воспитывать умение слушать и выполнять работу самостоятельно;
-развивать активность.
Материалы и оборудование:
геометрические фигуры, картинки для составления задач, цифры, знаки неравенства, картина с изображением лесной полянки, картинки животных, запись стихов на диске, запись музыки для физкультминутки, письмо от «Кубарика».
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель сообщает детям, что получено письмо от знакомого им всем Кубарика из страны Геометрии, читает письмо: «Дорогие ребята, я шлю вам большой привет, а еще сюрприз. Вы скоро пойдете в школу, и мне очень хочется узнать, как вы готовы к школе. Если вы пойдете по стрелкам, выполняя задания, то обязательно найдете мой сюрприз.
Ваш Кубарик.»
1 задание.
-Узнай фигуру (овал)
-На фигуре лежит карточка с заданием – назови четные числа до 20, если верно назвали, то услышите стихотворение об этой фигуре.
2 задание.
-Назови фигуру (круг)
-Придумай задачу по картинке и реши ее, если ответ верен, то услышишь подтверждение стихотворением о круге.
3 задание.
-Узнай фигуру (треугольник).
-Размести зверушек на полянке правильно и услышишь стихотворение о треугольнике.
4 задание.
-Назовите фигуру (овал).
-Поставь знаки неравенства и равенства правильно
4 5, 8 9, 4 4, 7 3, 5 6 и услышишь стихотворение об овале.
5 задание.
-Следующую фигуру узнаем, когда пройдем лабиринт.
В середине лабиринта сюрприз - шоколадки прямоугольной формы.
Загадка о прямоугольнике.
Рефлексия
-Как нас запутал «Кубарик»?
-Что понравилось?
Примечание: задания читают дети, во время ходьбы по стрелкам, ведущие- дети всегда меняются.

Итоговая обучающая ситуация «Кубарик спешит на помощь»
в подготовительной к школе группе
Дидактические задачи
«Познание»
-Закреплять знания детей о количественном счете.
-Закреплять умения ориентироваться в пространстве.
-Продолжать закреплять знания о живой природе.
-Закреплять умения решать задачи.
«Коммуникация»
-Практическое овладение детьми нормами речи.
-Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.
-Активизировать словарь детей
Слева, справа, прямо, внизу, сверху, задача, решение, загадка.
Воспитательные задачи
-Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
-Воспитывать умение слушать и выполнять работу самостоятельно.
Материал и оборудование
Панно с изображение лесной полянки, лягушка-игрушка, клубочек, шапочка зайца, забор, изображение зайцев за забором, болото из зеленой ткани, тетради по математике Колесниковой и карандаши.
Логика образовательной деятельности:
1. Дидактическая игра «Угадай на что похоже?»
Детям предлагается внимательно посмотреть на свои картинки, подумать: на какую геометрическую фигуру ваш предмет похож и найдите свое место за столом.
/пока дети ищут сходство между геометрической формой и формой предмета и садятся на свои места звенит колокольчик, неожиданно появляется Кубарик грустный-грустный, с темным конвертом в руках, на конверте портрет Бабы-Яги/
Кубарик объясняет причину своего грустного настроения: он спешил к ребятам сегодня, чтобы поздравить с окончанием учебного года, готовил поздравления, подарки. Но злая Баба Яга их утащила. Кубарик просит помощи у детей: вернуть подарки, помочь ему в беде.
2.«Путешествие к Бабе Яге»
/ звучит музыка, дети встают со стульев и отправляются к опушке леса/
- Ребята, посмотрите зайчик, такой пушистый, да он кого-то ищет. Зайка ты кого ищешь?
Зайка
Я со своими друзьями играл в прятки, досчитал до 5, они спрятались, а я их найти не могу. Помоги найти моих друзей.
Дети
Да вон они за забором спрятались, одни ушки торчат.
Зайка
А сколько их там спряталось? Помогите сосчитать? И сколько нас всего играло в прятки?
/ дети считают ушки, уточняют, что у одного зайчика их два/
Дети
- 8 ушек, значит, четыре зайчика спрятались за забором. А всего пять зайчиков играло в прятки.
Зайчик
- А как вы узнали?
- давайте, ребята, поможем зайчику ответить на этот вопрос, составим задачу.
Был 1 зайчик да еще 4 спряталось за забором, сколько всего ? Пять.
/ дети записывают решение задачи с помощью цифр и знаков/
Зайчик
- Молодцы, ребята! За то, что вы умеете так хорошо решать такие трудные задачи, я подарю вам волшебный клубочек. Куда он покатится, туда и вы ступайте.
/зайчик катнул клубочек, он покатился к лесу, звучит музыка, дети идут за ним/
-Посмотрите, ребята, клубочек привел нас на опушку леса.
Панно с изображением лесной полянки расположено на стене.
Вопросы:
- Кто сидит в левом верхнем углу?
- Кто сидит внизу?.
- Где находится лиса?
- Кто бежит в правом нижнем углу?
- Что изображено в центре лесной полянки?
Воспитатель обращает внимание на корзинку в лапах лисы, в корзинке у нее записка, в которой лежит схема дальнейшего пути, и имя того, кто ждет ребят.
Загадка о лягушке
Не зверь, и не птица, всего боится.
Половит мух – и в воду – плюх!
Дети приходят на лесное озеро, где их встречает царевна-лягушка со стрелкой. Стрела должна указать, где находится избушка бабы Яги. Но отдаст она ее ребятам в том случае, если они выполнят задания в тетрадях. Дети садятся и выполняют задание ( стр. 31 тетрадь )
Лягушка отдает стрелу, она показывает , в каком направлении надо идти к избушке Бабы Яги. Дети подходят к избушке, дразнят ее, пытаясь выманить из избушки. Баба Яга выходит, просит ребят развеселить ее, тогда она отдаст подарки. Все пляшут, Баба Яга отдает подарки.
Рефлексия
- Что интересного было в нашем путешествии?
- Где мы сегодня побывали?

Литература:

В.Г.Житомирский «Математическая азбука» М.Просвещение 1981г.;
С.В.Коноваленко «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше» М.Эксмо, 2002;
Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М.Просвещение, 1985 г.;
Е.В.Сербина «Математика для малышей» М.Просвещение 1992 г.;
А.И.Максаков, Г.А.Туманова «Учите , играя» 1979 г;
Т.Н.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Коррекционные, развивающие и адаптационные игры» СПб., , 2004 г.;
С.А.Шмаков «Игры-шутки, игры-минутки» М.Просвещение 1993 г.





15