Статья Кейс-технология как одна из форм организации обучения математике учащихся


Урусова Я.А. г.ТольяттиУчитель математики
Кейс-технология как одна из форм организации обучения математике учащихся.
Применение кейс - технологии позволяет организовать новый способ познавательной деятельности обучающихся на уроках математики. Работая в школе, учитель всегда сталкивается с вопросом: как заинтересовать учеников на уроке? Наблюдая за учениками, которые могут использовать свои умственные способности, можно сказать о самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой ученик учится проектировать, открывать что-то новое, исследовать, так у него появляется увлечение предметом. Для осуществления познавательной деятельности учащихся на уроках математики учителю необходимо использовать современные технологии обучения.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике [5].
По мнению Б.Е. Андюсева, кейс (с англ. — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай) [1].
Рассмотрим методы кейс - технологии [7]:
метод инцидентов.
Цель метода – поиск и обработка информации самим учеником.
Сообщение в кейсе может быть как письменным, так и устным («случилось…» или «произошло»).
метод разбора деловой корреспонденции.
Цель ученика – сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов. Обработать предоставленные документы.
игровое проектирование.
Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.
Цель – создание проекта (готового продукта) по заданной теме.
ситуационно - ролевая игра.
Цель – инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки, поведение участников инциеровки.
метод дискуссии.
Обычно дискуссией руководит учитель. «Общие правила коммуникации при групповой дискуссии» выражаются в следующих требованиях к участникам группы: излагать материал кратко, конкретно, озвучить основные выводы по какому-либо вопросу или ситуации; ориентироваться на цель (задачу); уметь слушать; быть активными в беседе; осуществлять конструктивную критику.
метод кейс – стади.
Предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса;
самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством учителя; следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Материалы кейса могут иметь различные варианты подачи. Е.О. Цаплиной выделены определенные виды кейсов [7]:
1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
2. Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
3. Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Г.Л. Купряшин в книге выделяет четыре этапа создания кейса [3]:
1 этап: сбор информации;
2 этап: создание текста кейса;
3 этап: подготовка методических указаний;
4 этап: проверка и корректировка кейса.
По мнению М.А. Урбан, традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако, работа с кейсом может быть продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться на лекциях [6].
Ф.-Й. Кайзер, Х. Камиски в книге [2, С. 26] описывают ход работы с использованием кейс-метода, представленный ниже в Таблице 1.
Таблица 1
Ход работы с использованием кейс - метода
Этапы работы Цели этапов
1. Знакомство с конкретным случаем понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения
2. Информация, полученная из материалов выбранной задачи и благодаря самостоятельной обработке информации научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее
3. Обсуждение: обсуждение возможности альтернативных решений развитие альтернативного мышления
4. Резолюция: нахождение решения в группах сопоставление и оценка вариантов решения
5. Диспут: отдельные группы защищают свое решение аргументированная защита решений
6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах с решением, встречающимся в действительности оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения
Е.О. Цаплина отмечает, что работая с технологией кейсов, учащийся должен выполнять определенную последовательность действий, поэтому перед знакомством с каким-либо кейсом, необходимо уточнить этапы работы с выданными материалами [7].
Г.К. Селевко в учебном пособии приводит следующие этапы технологиии работы с кейсом в учебном процессе [5]: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
В Таблице 2 представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом [4].
Таблица 2
Кейс - метод в системе методов организации обучения
Метод, интегрированный
в кейс - метод Роль данного метода
в кейс - методе
моделирование построение модели ситуации
системный анализ системное представление и анализ ситуации
мысленный эксперимент способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования
методы описания создание описания ситуации
проблемный метод представление проблемы, лежащей в основе ситуации
метод классификации создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
игровые методы представление вариантов поведения героев ситуации
«мозговой штурм» генерирование идей относительно ситуации
дискуссия обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения
Е.О. Цаплиной определены преимущества использования кейса на уроке: активизация учащихся на уроке; ученик становиться субъектом деятельности; использование жизненной ситуации повышает мотивацию к обучению. Учащийся видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни и он становиться заинтересованным в их получении [7].
По мнению Б.Е. Андюсева, кейс-технологии развивают умения [1]:
- анализировать и устанавливать проблему;
- четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
- общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию;
- принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Автор отмечает, что кейс-технологии помогают учащимся: а) понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения; б) выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента; в) сформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.
Б.Е. Андюсевым выделены такие преимущества данной технологии, как [1]: наличие логической структуры, четкой последовательности шагов и действий, повторяемости, воспроизводимости, нацеленности на получение конкретного образовательного результата; ранняя профориентация учащегося; систематизированность предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого, что в соответствие с ФГОС является образовательным результатом.
Кейс – технология способствует развитию критичности мышления, задается какая-либо ситуация и ученики должны ее разобрать. Учитель использую данную технологию сможет создать кейс на определенную тему для развития критичности мышления.
ЛИТЕРАТУРА
Андюсев Б.Е. Кейс – метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. - №4. С. 61-69.
Кайзер Ф.-Й., Камиски Х. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 184 с.
Купряшин Г.Л. Ситуационный анализ (case study) в учебных курсах по государственному управлению и политике: Учебное пособие/Федер.агенство по образованию, Нац. фонд подготовки кадров. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 256 с.
Павлова Ю.Н. Кейс – метод, как важный фактор повышения профессиональной компетентности преподавателя на уроках информатики. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/509/1/3399-3404.pdf (дата обращения 22.11.2016).
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – С. 254-255.
Урбан М.А. Обучение с помощью конкретных ситуаций. URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/4680/1/Урбан_Пач_школа.pdf (дата обращения 22.11.2016).
Цаплина Е.О. Кейс – технологии на уроках математики. URL: https://perm.hse.ru/okrug/section3 (дата обращения 22.11.2016).