Домашняя работа учащихся как одно из условий организации учебной деятельности по русскому языку».


«Домашняя работа учащихся как одно из условий организации учебной деятельности по русскому языку».
Область знаний
Область знаний, к которой относится рассматриваемый педагогический опыт -методика преподавания русского языка.
Достоинство опыта
Достоинство опыта заключается в том, что разработанные методические рекомендации по организации домашней учебной деятельности учащихся по русскому языку будут полезны преподавателям различных школьных дисциплин, т.к. организация системы домашних заданий по любому предмету является очень важным и необходимым этапом в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных этапах.
Условия возникновения проблемы, становление опыта
(Обоснование противоречий, на которых построен опыт).
В соответствии с концепцией модернизации Российского образования «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности». Осваивая новейшие достижения педагогической науки, учителя используют их в собственной практике по организации образовательного процесса. Говорить о необходимости перехода от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения сейчас уже не приходится, это ясно всем. Но если разнообразные формы индивидуализации и дифференциации обучения на урочных занятиях активно используются, можно сказать, всеми педагогами, то, на мой взгляд, домашнее задание не всегда обеспечивает выявление содержания субъектного опыта ученика. Это противоречие и послужило причиной моего обращения к проблеме домашних заданий по русскому языку, возникло желание обобщить имеющийся собственный опыт и опыт, накопленный по данной проблеме педагогической теорией и практикой.
Актуальность, значимость опыта.
Актуальность опыта связана с теми существенными изменениями, которые происходят в современной педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в образовании все чаще обращаются к индивидуальному и дифференцированному обучению, целью которого является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуального (субъективного) опыта учащегося, помощь личности в самопознании, самоопределении, самореализации. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий; необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения; характер предъявления учебного материала должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика.
А специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.
Значимость опыта заключается в том, что правильно спланированная работа учителя по организации домашнего задания служит средством активизации аналитической деятельности учащихся, развития их познавательной самостоятельности, а также важное значение имеет и для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, помогает разумно и содержательно организовать внешкольное время.
Теоретическое обоснование опыта.
Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи о сущности домашней работы И.П. Подласого, Ю.К. Бабанского, СП. Баранова, В.А. Сластенина, С.А. Смирнова и других авторов.
Все они называют домашнюю работу своеобразной формой организации учебной деятельности. И все-таки каждый автор делает акценты на различные ее функции и характер. Мне наиболее близки идеи И.П. Подласого ("Главная цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, ...развить индивидуальные склонности и способности") и И.П. Харламова ("... самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и ...")
Была использована также литература:
Древелов X. «Домашние задания» - М., 1989.
Назимова З.Х. «О разнообразных видах домашних заданий»
«Русский язык» (Методическая газета для учителей словесников). -2007.№ 15.
«Организация самостоятельной работы учащихся» (Научно-практический журнал "Завуч". - 2004. -№ 4).
Сидоренков В.А. «Домашняя работа учащихся и вариативность обучения»
РЯШ. -2000. -№1. Проанализировав и обобщив опубликованные материалы и существующий педагогический опыт, пришла к выводу, что одним из условий повышения качества знаний учащихся является продуманный подход к организации домашних заданий, их разнообразие на основе дифференциации и индивидуализации.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в изменении подхода к организации домашнего задания, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся.
Новизна предусматривает: - оптимальный отбор разнообразных форм организации домашней учебной деятельности учащихся;
развитие творческих способностей учащихся через систему домашних заданий;
систематичное использование активных способов проверки домашнего задания с целью оценивания продвижения ученика по личностным и поведенческим параметрам;
организация домашнего задания с опорой на выявление индивидуальных возможностей и интересов учащихся;
организация специальной работы с учащимися по формированию у них соответствующих умений и навыков, необходимых для выполнения домашних заданий;
максимальное включение ребенка во все формы познавательной активности, расширение его реального опыта по данному предмету.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что только дифференцированные, индивидуализированные и групповые формы домашнего задания в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика позволяют педагогу направить свое внимание на индивидуальность каждого учащегося, создавая при этом ситуацию успеха и обеспечивая возможность для самоутверждения ученика. Технология опыта. Методика организации домашней работы учащихся основана на технологии личностно-ориентированного взаимодействия учителя с учениками, ученик имеет возможность выбора при выполнении заданий, который он осуществляет в зависимости от субъективного опыта.
Для этого использую задания, разнообразные по своему содержанию. Это может быть:
а)усвоение изучаемого материала по учебнику (например, заучивание определений, выводов, правил, самостоятельное изучение материала и т.д.);
б)выполнение устных упражнений (например, придумывание примеров наизучаемые правила по языку, составление устных рассказов, публичныхвыступлений по определенной теме и т.д.);
в)выполнение письменных упражнений по языку;
г)выполнение творческих работ;
д)подготовка докладов по изучаемому материалу в старших классах;
е)проведение наблюдений за окружающим миром, создание письменных
высказываний по их результатам;
ж)составление таблиц, схем по теме, плана к параграфу, текстам.Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные
домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Важным средством формирования познавательных интересов к выполнению домашних заданий является разнообразие их видов. Далее я предлагаю описание некоторых видов домашних заданий. (Из опыта работы).
1. При изучении теоретического материала я даю детям задание: приготовить карточку с примерами на изученное правило. Можно придумать примеры самим, а можно воспользоваться дополнительной литературой, справочниками, словарями и т.д. Учащиеся имеют разный уровень знаний по русскому языку, поэтому при выполнении такого задания проявляется и дифференциация, индивидуализация.
Покажу это на конкретном примере.
После изучения на уроке темы "Основные виды обстоятельств" (8 класс) даю задание: подготовить дома карточку с примерами к этому параграфу. Слабо успевающие ученики поступают так: читают примеры в учебнике и составляют собственные по аналогии, по данной модели, исходя из собственного опыта.
Например:
Основные виды обстоятельств.
Обстоятельства образа действия.
Утром петух кукарекал громко. (Ср. учебник: Звонко кукушка вдали куковала)
Обстоятельства места.
Мы заехали в канаву. (Ср.: Мы въехали в кусты.)
Учащиеся среднего и высокого уровня развития придумывают примеры сами или выписывают их из художественных, научно-популярных и других текстов.
Например:
а) Крупные хлопья снега лениво скользили мимо окна.
б) Кораблев серьезно посмотрел на меня. (Образ действия).
а) Внизу, у подножия хребта, растет смешанный лес.
б) Наша команда по баскетболу выехала в Бор в два часа.
Такой вид домашнего задания, проводимый в системе, способствует росту самостоятельности, ответственности, чувства долга, повышению уровня знаний по предмету. Если первое подобное домашнее задание выполнялось не всеми, некоторые ребята забывали карточки дома, другие отсутствие такого домашнего задания объясняли непониманием того, как его выполнять, то после 3-4 раза в классе возникает даже своего рода соревнование кто нашел больше примеров, кто сдал первым карточку (даже если задано к следующему уроку), у кого примеры интереснее и т.д. Способы проверки такого домашнего задания тоже различны: проверяет и; учитель, и: сам ученик (самопроверка), и другие ребята (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. Так в течение изучения курса русского языка за учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.
2.Готовясь к урокам обобщающего повторения, закрепления изученногопо определенной теме, предлагаю на выбор несколько заданий, среди которыхнаряду с нетрадиционным имеется необычное (из учебника). В классе всегдаесть учащиеся, выбирающие именно это задание: оно доступнее, легче, занимаетменьше времени. К счастью, сторонников не совсем традиционных видов до-машнего задания больше, некоторые из учащихся с удовольствием по желаниювыполняют два, а то и три задания.
Вот пример к обобщающему уроку по теме "Двусоставные предложения" задаю (на выбор):
составить кроссворд по теме;
составить тест;
составить текст с грамматическим заданием;
выполнить упражнение из учебника;
Большинство учащихся выбирает кроссворд (отдельно на листочке пишут ответы). Несколько человек приготовили тесты и тексты, 3 человека (слабых по предмету) выполнили упражнение из учебника. В зависимости от уровня развития учащихся тесты и кроссворды получаются разными по объему, уровню сложности, да и по оформлению (сказываются индивидуальные склонности, вкусы и т.д.)
Такой вид домашнего задания полезен, так как заставляет учащихся еще раз обратиться к теории, проявить самостоятельность при выполнении задания, фантазию и смекалку, почувствовать ответственность.
Еще один вид домашнего задания - составление текста на заданную тему с использованием изученных орфограмм. Например, в 7 классе после изучения темы "Причастие" ребята получают задание на дом: сочинить текст о зиме, употребив в нем как можно больше причастий, причастных оборотов, и т.д. Слабые учащиеся получают в качестве помощи примеры слов и словосочетаний, которые можно "включить в текст.
Вот фрагмент текста "Зимушка-зима". Снег, летевший с неба, падал на крыши домов, на деревья, на дороги. Деревья, качавшиеся от ветра, издавали жалобные звуки. Но вернувшимся из школы ребятам непогода не страшна. Из мокрого снега неунывающие озорники лепят крепость. К вечеру крепость выстроена, и мамам, пришедшим с работы, никак не загнать домой расшалившихся детей.
Такие задания направлены на развитие связной речи, умения, следуя за сюжетом, не забыть о втором задании, на развитие памяти, внимания. Тексты могут быть использованы на уроке закрепления в качестве диктантов, взаимодиктантов.
При повторении изученного по какой-либо теме или в конце года даю такое задание: составить словарный диктант на одну из орфограмм, представленных в списке. Ребята могут работать и в парах, и в группах, и по одному. Орфограммы после короткого обсуждения (кому что "ближе", у кого какой дополнительный материал есть и т.д.) распределяем на уроке, чтобы все темы бы ли освещены. Работы получаются разного уровня сложности, разного объема, главное - участие принимают все (т.к. всем хочется побывать в роли учителя), повторяют материал, самостоятельно привлекают дополнительную литературу. Такие диктанты используем на уроках повторения, на зачетах и на консультациях для отстающих.
Кроме названных, использую такие виды домашних заданий, как сочинение - миниатюры разных жанров, требующие обращения к личному опыту ученику; подготовка таблиц, схем, опорных конспектов обобщающего характера; разработка наглядных пособий, работа с различными словарями, сборниками пословиц, что имеет большое развивающее и воспитательное значение.
Ученикам сильных групп нравится составлять схемы, таблицы. Это задание невозможно выполнить без комплексного освоения раздела или темы. (Можно устроить конкурс: у кого получится удачнее?) Например:
с гласнойПол - ?с л
с большой буквы
Часто использую для проверки домашнего задания информационно-проверяющие таблицы:
Не путайте роль приставки и нового корня при написании Н и НН в сложных прилагательных. При появлении приставки следует писать НН, а появление еще одного корня на написание Н и НН не влияет.
Крашеный Покраше?ый Свежекрашеный Свежевыкраше?ый
В пятом классе использую такую форму домашнего задания: роль учителя поручается родителям. Один из них диктует ребенку заданный текст. В этом случае родители получают представление о степени грамотности сына или дочери. С другой стороны такая форма имеет воспитательное значение. Родителям предлагается поставить оценку после проверки диктанта и расписаться.
Предлагаемые виды домашних заданий могут помочь ученикам повысить их грамотность.
Разумеется, задания творческого характера не исключают традиционных форм: выполнение различных заданий и упражнений по учебнику.
Например, при изучении темы «Разделительные ъ и ь» в пятом классе даю на выбор 2 разных по уровню сложности упражнения. В одном из них уже указаны приставки, являющиеся одним из условий выбора орфограммы, а в другом данная орфограмма встречается среди ряда других.
Подобная форма домашнего задания позволяет учащимся оценить свои возможности и сделать соответствующий выбор. Иногда слабые учащиеся выбирают более сложные задания, успешное его выполнение способствует повышению самооценки и формирует интерес к предмету.
7. Задания на выбор использую и на уроках развития речи, которые по сути своей являются уроками творчества. Такое задание способствует развитию творческой индивидуальности. Так, изучая на уроке развития речи тему «Описание предмета» в пятом классе, предлагаю ребятам 2 варианта заданий:
а)написать небольшое сочинение. Описать любое время года, используя об-разцы текста А. Куприна;
б)написать сочинение-описание какой-либо игрушки.
8. Еще одной формой выполнения домашнего задания является групповая работа. Объединение в группы по интересам или ролям способствует активизации деятельности учащихся в процессе урока, а также укреплению и сплочению классного коллектива.
Таким образом, дифференцированные, индивидуализированные и групповые формы домашнего задания в соответствие со способностями и возможностями конкретного ученика позволяют педагогу направить свое внимание на индивидуальность каждого учащегося.
Результативность опыта (стабильные результаты педагогической деятельности). 1
Опыт приемлем для творчески работающего учителя, имеющего определенный опыт педагогической практики и в совершенстве владеющего содержанием программы и образовательного курса по предмету.
Адресная направленность опыта.
Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки. По широте опыт комплексный, входит в систему учебной работы, доступен в освоении. Данный опыт может быть использован учителями русского языка и литературы. Использование методики для формирования навыков самообразования, дифференциации и индивидуализации деятельности является приемлемой и для других предметов и классов.
Трудоемкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, необходимого для организации домашнего задания с учетом дифференциации и индивидуализации.