Мастер — класс на тему Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
МКОУ «Кокоринская СОШ»
ДОУ «Солоны»
Мастер - класс на тему:
«Проектная деятельность с детьми
старшего дошкольного возраста»
Воспитатель ДОУ «Солоны»
Чичинова Эркелей Станиславовна
2015
Мастер-класс «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов ДОУ к овладению проектной деятельностью
Задачи: 1. Познакомить педагогов с технологией проектной деятельности, создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью стимулирования развития интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
2. Содействовать совершенствованию профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Необходимое оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», ножницы, цветные карандаши, фломастеры, белая и разноцветная бумага формата А4, кусочки ткани, пластилин, белый и цветной картон, клей ПВА, кисточки, гуашь, баночки с водой, природный материал, магнитная доска, магниты, влажные салфетки, клеенчатая скатерть, энциклопедии и журналы на тему «Зубы человека»
План проведения мастер-класса: Раздача брошюр
1. Проектный метод в деятельности дошкольников (презентация - 5 мин ; раздача брошюр).
2. Организация проектной деятельности: Исследовательский проект 2 минуты. Постановка задачи.
Творческий проект 4 минуты. Постановка задачи.
Нормативный проект 3 минуты. Предлагается реальная ситуация, возникшая в жизни детей.
Творческий проект 3 минуты. Рассматриваем зарисовки их идей, выбираем самую интересную идею с помощью голосования.
Нормативный проект 2 минуты Рассматриваем знак, схему или алгоритм, придуманный в ходе проектной деятельности.
Исследовательский проект 5 минут. Защита проекта.
3. Рефлексия. Форма организации: три подгруппы по 4-5 человек. Педагогам предлагают сесть за столы в форме «круга».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Чичинова Эркелей Станиславовна, воспитатель д/с «Солоны» МКОУ «Кокоринская СОШ» рада приветствовать вас на мастер-классе, посвященном проектной деятельности дошкольников.
Что такое проектный метод, насколько он актуален в наше время, думаю многие уже знают, поэтому не будем сильно углубляться в теорию, для этого я раздам вам брошюры. Ни для кого не секрет, что условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, информировать, тренировать и т.д.» своего ребенка. Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. В таких условиях, цель взрослого - помочь ребенку научится находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей детей дошкольника.
Основоположником метода проектов стал американский педагог У. Х. Килпатрик. По его мнению, проект предлагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Что такое проект? Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самостоятельность, это практическое, творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в целом развивающей личность программы. Проектная деятельность - специально организованная совместная познавательная деятельность педагога и воспитанников по разработке и реализации проекта, направленная на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта в рамках определённых этапов. Классификацию проектов, формы и методы работы над проектом, характерные черты и другое вы прочитаете в ваших брошюрах, а мы сейчас с вами остановимся непосредственно на организации проектной деятельности.
В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
1. Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи на этом этапе можно выделить несколько стратегий педагога:
а) педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, так вопрос о том откуда берется электричество может обсуждаться всей группой; б) внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, затем создается особая ситуация, которое помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
в) привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют задачу для проекта.
2. Оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта, является - ребенок.
3. Защита проекта.
4. Выставка результатов проектной деятельности, организованная педагогом.
Пример: проект «Почему собаки кусают».
Творческий проект выделяет такие этапы:
1. Подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов.
2. Определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
3. Высказывание детьми своих идей по реализации проекта.
4. Зарисовка детьми идей, которые они высказали.
5. Демонстрация своих работ сверстникам, выбор наиболее интересной идеи. 6. Информирование родителей.
7. Организация работы по реализации общего замысла.
8. Продумывание того, как представить полученный продукт.
9. Презентация продукта творческого проекта.
Пример: Поздравления ко дню Святого Валентина.
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы: 1. Выявление воспитателем достаточно часто повторяющихся ситуаций, которые характеризуются нежелательными формами поведения детей.
2. Инициация педагогом обсуждения вариантов поведения в той или иной ситуации.
3. Изображение детьми, нежелательных последствий неприемлемого поведения.
4. Беседа о рисунках, на которых дети изобразили последствия.
5. Обдумывание того, как надо себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий.
6. Зарисовка правила, в том виде, в котором оно будет понятно всем (знак, алгоритм, схема).
7. Объяснение детьми своего «знака».
8. Выполнение «знака» правила всеми детьми, и вклеивание правила в «Альбом правил». Пример: «Как вести себя в ходе игры».
А сейчас я предлагаю вам примерить на себя роль детей, и мы разыграем с вами все 3 типа проектов (деление на 3 группы). Представим, что 1 группа- это семья: мама, папа, ребенок-дошкольник и старшая сестра. Ребенок уже озадачен в детском саду вопросом, который его интересует (стоит отметить что подход к детям индивидуальный, в этом и заключатся залог успеха будущего проекта) и родителям предложено помочь ребенку в создании своего проекта. Родители должны быть готовы к предстоящей работе: консультации, собрания.
Примерный диалог с родителями «Самыр заинтересовался вопросом, почему болят зубы. Мы с Самыром уже выяснили, что информацию по данному вопросу можно прочитать в энциклопедии, в интернете, узнать мнение всех членов семьи и может быть даже задать вопрос врачу. Но Самыр без вашей помощи справиться не сможет, Вы, т.е. семья «Самыра», можете помочь ему получить ответ на этот вопрос. И очень хорошо было бы, чтоб Самыр оформил свое исследование в виде альбома, а потом рассказал об этом всей группе. Это было бы очень интересно и увлекательно».
Возьмите коробку, с необходимым материалом и приступайте к работе. Результатом вашей деятельности должен быть альбом с выводами и умозаключениями разных членов семьи. И презентация ребенка перед всей группой. Вы работаете и одним глазом смотрите на другие проекты, а к вам мы вернемся чуть позже.
А мы приступим к работе над творческим проектом. И работа будет происходить со 2 группой. Мы представим, что вы все дети одной группы, а я ваш воспитатель. Диалог происходит незадолго до наступления Дня Святого Валентина.
«Представляете, я зашла вчера в магазин, а там невероятное столпотворение: и взрослые и дети выбирают и покупают различные сувениры. Вероятно, у кого-нибудь день рождения, как вы думаете?
(Ответы детей ) Ребята, а что это за праздник? Кого поздравляют, и почему? Как вы себе его представляете? (Ответы детей) Ребята, а вы хотели бы поздравить друг друга, или может быть вы хотите поздравить кого-то из своих близких и родных? (Ответы детей) Давайте подумаем, как мы с вами можем это сделать? Ответы детей, высказывание идей, при этом если дети затрудняются педагог может начать первым «Мне кажется, что можно сделать открытку в форме Сердечка. А сейчас я предлагаю каждому из вас зарисовать свою идею, вот вам карандаши и бумагу. А также подумайте, что нам необходимо для того, чтобы сделать такой подарок?» (зарисовка идей).
А мы вас ненадолго оставим и перейдем к примеру нормативного проекта. Мы с вами возьмем типичную ситуацию, где в ходе занятий дети свободно передвигаются по группе с ножницами в руках. Общаясь друг с другом, ребята жестикулируют руками, в которых зажаты ножницы. Необходимо упражнять детей в умении анализировать ситуацию с точки зрения ее безопасности, и сформировать правило пользования ножницами.
Ребята послушайте пожалуйста историю: «Дети мастерили игрушки. Маша вырезала платья для своей куклы. В группу зашла Сайана. В руках у нее была музыкальная шкатулка. Ребята подошли к ней посмотреть шкатулку. Маше тоже захотелось посмотреть. Она побежала с зажатыми в руке ножницами и споткнулась. Ножницы упали Эрмену на ногу».
Ребята, нарисуйте пожалуйста, эту историю. Возьмите карандаши и бумагу. Пока рисует 3 группа, мы вернемся ко второму проекту. Итак, что у нас получилось, давайте посмотрим. Расскажите о своем рисунке. Каждый рисунок обсуждается, например такими вопросами «А как мама догадается по рисунку, что ты ее любишь» и т.д., для того чтобы ребенок имел возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка. Путем голосования давайте выберем наиболее понравившуюся идею. Возьмите фишки и проголосуйте. Естественно, реализовывать до конца проект мы не будем, но проговорим, что дальше происходит информирование родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешивается на стенд. Затем педагог вместе с детьми организует работу по реализации проекта, продумывает, как представить полученный продукт, и осуществляется презентация продукта творческого проекта.
Вернемся к 3му проекту. Давайте посмотрим, что вы нарисовали. Какой персонаж, по – вашему мнению, поступил неправильно, почему? Как должна была поступить Маша? А ведь в нашей группе очень часто ребята также ходят с ножницами или вам ничего не напоминает эта ситуация? Что мы можем сказать таким ребятам? Давайте придумаем правило, и придумаем знак, который будет напоминать нам о правильном поведении с ножницами. или Давайте придумаем правило. А что мы можем сделать, для того, чтобы вспоминать это правило, если вдруг кто-нибудь забыл? (Нарисовать знак). Зарисовка знака.
Ну и результат нашего 1 проекта. Вы готовы показать ваш проект? (презентация проекта).
Рефлексия. Мы посмотрели на примере 3 разных проекта. Что вам понравилось, или не понравилось? Что было непонятным? Какие у вас есть вопросы?
Спасибо за внимание!