Развитие одаренности дошкольников как одна из вариативных форм работы в ДОУ
РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНА ИЗ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДОУ
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Обществу во все времена нужны были одарённые люди. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья, детский сад и школа.
Задача детского сада и школы – разглядеть способности детей и развить их.
Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в своем развитии.
В основе педагогической сущности одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Как показывают наблюдения, многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, им присуща высокая организованность. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию.
Одаренные дети в детском саду – это отдельный пласт общества. Обычно их не так много (один или два ребенка на группу), но они требуют особого подхода. Перед нами стоит задача: выявить, поддержать, развить, вселить в них уверенность в своих силах.
Основными формами работы с одаренными детьми в детском саду являются:
Занятия с использованием специальных методик
Эти занятия таят в себе массу возможностей для активизации мышления. На них максимально внимательно нужно относиться к подбору вариантов творческой активности детей. Для того чтобы завоевать и удержать внимание своих маленьких воспитанников, обеспечивать наглядность и использовать игровые ситуации, стимулируя интерес детей.
Сюжетно – ролевые и творческие игры
Одаренные дети нередко оказываются способными участвовать в сложных ролевых играх уже в 2,6 года. Их раннее речевое развитие и наблюдательность делают тематику игр весьма разнообразной, богатой. Характерно, что в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование. В детском саду при благоприятных условиях, созданных во время игры, дети развивают гибкость мышления. Игры таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей.
Индивидуальная работа, которая предполагает организацию занятий индивидуально и в группе способствует развитию независимости суждений, мыслительных способностей и творческого подхода.
Кружковая деятельность, предусматривает более глубокое развитие ребенка в од каком-то одном направлении.
Работа с родителями одаренных детей необходима для того, чтобы вовремя выявить у детей наиболее раннюю одаренность и в дальнейшем своевременно достичь желаемых результатов в развитии ребенка.
6. Конкурсы, выставки, соревнования, проводимые в детском саду способствуют выявлению одаренных детей, у которых проявляются таланты к пению, танцам, рисованию, спорту.
7. Исследовательская работа, важнейшая черта одаренного ребенка - стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Развитие исследовательских способностей ребенка один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе детей.
Таким образом, работая с одарёнными детьми, очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву, чтобы рядом с ребенком в нужный момент оказался внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта. А кто, как не педагог, может помочь детям раскрыть свои таланты!
15