Тестопластика как одна из форм социализации детей дошкольного возраста
Тестопластика как одна из форм социализации детей дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТИСУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОСОК»
Тестопластика как одна из форм социализации детей дошкольного возраста
Выполнила: Прокопчик О.В.
воспитатель МБДОУ Тисульского
детского сада № 1 «Колосок»
Кемеровской области
Тисуль, 2016 г
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребёнка и решает вопросы ранней социализации детей.
Понятие «социализация» в современной педагогической истории давно не однозначно. В 80-90 годах понятие «социализации» вводится в отечественной педагогике благодаря работам И.С. Кона, А.В. Мудрика после тщательного анализа этого понятия в отечественной философии, социологии и социальной педагогике (Б.г. Ананьев, Г.М. Андреева, Н.В. Андреенкова, С.С. Батенин, И.С. Кон и др.). В работах Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровского социализация понимается как «процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и более, менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры».
Исходя из этого понятия социализации, можно предположить, что процесс включения детей дошкольного возраста в общество не может происходить без усвоения им существующей системы отношений, культурных норм и традиций через активную деятельность.
Наиболее эффективное средство для развития активной деятельности дошкольников - изобразительная деятельность, одним из направлений которой является тестопластика. Развивающая и воспитывающая функция этого раздела заключается в развитии образного воображения, мышления, памяти, внимания, речи, эстетического восприятия, элементарных творческих способностей, координации движений, в формировании нравственных качеств как добросовестность, привычку к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для социализации и адаптации ребёнка в обществе.
В настоящее время лепка из соленого теста вошла в моду и быстро приобрела популярность, как у детей, так и у взрослых. Однако анализ психолого-педагогической литературы и содержание программ «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.А. Васильевой) позволил сделать вывод о том, что процесс социализации дошкольников через изобразительную деятельность, в частности «тестопластику», прослеживается в них недостаточно глубоко. Поэтому занятия по тестопластике в детском саду проводятся редко и бессистемно.
Таким образом, тема: «Тестопластика как одна из форм социализации детей дошкольного возраста в обществе» в настоящее время является важной и актуальной.
Основная цель данной работы состоит в следующем: определить модель работы по социализации детей дошкольного возраста в обществе через тестопластику и рассмотреть условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу
Определить и конкретизировать методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста через тестопластику
Рассмотреть условия, обеспечивающие процесс становления личности дошкольников
Подобрать диагностические методы исследования
Проанализировать результаты диагностики
Разработать рекомендации родителям и педагогам.
Таким образом, можно прогнозировать следующее: если разработать модель работы по социализации детей дошкольного возраста через тестопластику, то это позволит расширить у детей кругозор, развить сенсомоторику, ценностное отношение к человеку, его культуре, труду и самое главное развить умение взаимодействовать и быстро адаптироваться в социуме.
1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время возрос интерес к социализации детей дошкольного возраста в обществе. Это обусловлено вариативностью их обучения и воспитания в условиях семьи и дошкольного учреждения.
Социализация – это процесс становления личности. Она осуществляется путём усвоения воспитанниками социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации воспитанники приобретают необходимые знания, умения и навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Наиболее приемлемой для социализации детей старшего дошкольного возраста является классификация методов и приемов, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Она включает следующие методы:
информационно-рецептивный;
словесные;
игровые приемы;
социометрический (изучение групповой дифференциации).
Использование информационно-рецептивного метода (к нему относятся наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет ребёнку приобретать новые знания, даёт основу для рассуждений, умозаключений. Рассматривание картин иллюстраций – это косвенный метод обучения применяем в основном в процессе формирования представлений и замыслов.
Использование информационно-рецептивного метода влечет за собой подбор и включение в педагогический процесс таких средств: репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства, объекты природы и явления окружающей жизни. Данная группа методов помогает обеспечить восприятие и понимание детьми определенного содержания в рамках темы занятия и способов изобразительной деятельности.
Наряду с наглядными методами используются словесные методы: беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание. Использование беседы позволяет вывести детей на мотив деятельности, определить цель и пути её решения.
Используя игровые приемы, создаем положительный эмоциональный настрой. Игровые приёмы используются внутри разных методов и этапов обучения. Игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности.
Социометрический метод позволяет проанализировать внутриколлективные отношения. Появляется возможность судить о месте, статусе, роли каждого члена детского коллектива.
Социализация воспитанников дошкольных учреждений в условиях рыночной экономики обеспечивает активное включение их в творческий процесс через совместную деятельность. Изобразительная деятельность, одна из главных видов творческой деятельности дошкольников. В нее входят не только традиционные формы работы с дошкольниками, но и такие формы, которые мало используются в ДОУ, в частности тестопластика.
Тестопластика – одна из самых популярных техник. Соленое тесто – материал экологически чистый, безвредный, эластичный, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Солёное тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали.
Именно тестопластика формирует у детей такие нравственные качества как добросовестность, коммуникативность, доброжелательность, умение договариваться и работать в коллективе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тестопластика является одним из способов для успешной социализации и адаптации ребенка в обществе.
2. ТЕСТОПЛАСТИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для социализации детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность, в частности тестопластику, необходимо соответствующее построение педагогического процесса, а также большая работа педагога.
Важным условием успешной работы по данной проблеме является создание необходимых условий в ДОУ. Ведь именно дошкольное учреждение является «школой творческого развития» детей, где их любая деятельность должна носить творческую направленность, и способствовать воспитанию межличностных отношений в детском коллективе.
Для выработки эффективного плана действия была составлена программа «Умелые руки не знают скуки», которая стала инструментом ориентации усилий педагогов и родителей к будущим желаемым результатам.
Программа ориентирована на решение общей проблемы социализация детей дошкольного возраста через тестопластику.
Основные направления программы:
Создание психо-эмоционального благополучия;
Формирование мотивационно-ценностных ориентаций;
Формирование знаний и интеллектуальных способностей;
Приобщение детей к совместной творческой деятельности.
Для реализации основных направлений программы создана модель работы по социализации детей дошкольного возраста через тестопластику (см. приложение 1).
Данная модель предполагает тесное сотрудничество педагогов, родителей, социума, так как ребёнок сам не может в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Для этого была составлена структура работы с детьми по тестопластике. (см. приложение 2)
Работу по тестопластике необходимо начинать с создания предметной среды, которая в значительной степени определяет направленность деятельности ребёнка, так как предметы побуждают детей начать действовать с ними и определяют характер этих действий.
Для этого был составлен проект развивающей среды «Путешествие в мир творчества», задачи которого:
Создать положительное эмоциональное состояние у дошкольников;
Формировать благополучные взаимоотношения детей в группе;
Развивать познавательные и творческие способности.
В группе оборудован уголок изобразительной деятельности, в котором находятся краски (акварельные, гуашь), цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые, разные кисточки, кусочки ткани, ножницы, цветная и бархатная бумага. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер и другой бросовый материал.
В уголке творчества находится Полочка Красивых Вещей, где ежемесячно проводятся сменяющиеся выставки как детских работ выполненных из солёного теста, так и работы педагогов, родителей.
В уголке изодеятельности создан библиотечный фонд. Пополняется он постепенно. Книги дарят воспитатели детского сада и родители воспитанников. Так постепенно накапливается литература с наглядным материалом по работе с солёным тестом: «Солёное тесто: лепка и роспись», «Поделки и сувениры из солёного теста, ткани и природного материала», «Солёное тесто» и т.п. Наличие данного материала помогает ребёнку, оттолкнувшись от увиденного им, создать свой выразительный образ. Из каждой книги дети берут то, что им интересно, нужно и важно.
Уголок постоянно пополняется дидактическим оборудованием не только приобретённым, но и изготовленным детьми и педагогами.
Для ознакомления с народно-прикладным искусством оформлены тетради: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись».
Для поддержания интереса в группе постоянным спутниками детей являются сказочные герои – Незнайка, Ивашечка, которые часто попадают в различные ситуации, требующие помощи детей.
Такая развивающая среда помогает детям накопить необходимый опыт и знания для изготовления поделок из солёного теста.
Немаловажным фактором в формировании межличностных отношений в группе являются занятия по тестопластике. Они способствуют формированию благоприятного психологического климата, помогают сплотить детей, расширить знания детей об окружающем мире.
На первых занятиях знакомили детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом, рассказывали детям об истории тестопластики. Замешивали тесто в присутствии детей. Давали возможность подействовать с ним: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.
На последующих занятиях знакомили детей со следующими технологиями:
смешивание цветов и составление своей палитры,
соединению деталей;
изготовлению плоских фигур;
изготовлению объемных фигур с помощью фольги:
покрытию работ водяным лаком.
А также сочетанию изделий из теста с другими материалами: тканью, деревом, картоном, проволокой, сухоцветами.
В дальнейшем под руководством педагогов учились рассчитывать себестоимость поделки, узнали из чего, складывалась цена. Научились проводить минимаркетинговое исследование, составлять бизнес-план, изучать потребительский спрос и заключать договора на изготовление сувениров, поделок. Дети учились рекламировать свою продукцию.
Для того чтобы детям легче было усваивать полученные знания, был разработан перспективный план занятий тестопластикой (см. приложение 3).
В работе с детьми учитываем их желания, настроения, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.
Чтобы заинтересовать детей, применяем различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть и т.д. У старших детей эффективны игровые ситуации со знакомыми любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания.
На наших занятиях этому способствует как настрой педагога, так и художественное слово, подготовленное педагогом. Стихотворения подбирали доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Информация, заложенная в поэтических строках, помогает формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, так как неизменным условием отбора произведения считаем изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе детского творчества лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника.
Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес и желание более искусно выполнить работу. Мы провели несколько занятий с забавной игрушкой Незнайкой. На занятии “Покажем Незнайке наш посёлок” приходит письмо от Незнайки, который везде путешествует, ему дарят разнообразные подарки. На другом занятии “Приглашение на праздник”, дети помогают Незнайке изготовить новогодние игрушки.
Особым вниманием пользуется такой раздел – как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Все развивающие упражнения проводятся в игровой форме. Для массажа рук с помощью предметов предлагаем мелкие мячики, «бассейны» наполненные бобами, фасолью, камешками, ракушками. Чтобы наши упражнения не превратились в монотонные пощипывания, поглаживания, перебирания предметов, ладошки превращаются в утюжки и пилы, искателей сокровищ, мы пальчики и ладошки “греем”, “будим”, “дразним”. Массу возможностей непосредственно представляет и сама тестопластика: разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений.
Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения. В своей работе мы широко используем выставки.
Выставка – очень важный момент. Здесь ребенок видит, что у других получается иначе. Он лучше видит свои успехи и упущения, недостатки и сравнивает свою работу с другими. Выставка помогает самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству.
Регулярно в ДОУ для публичного просмотра выставляются работы детей. Организация выставок побуждает дошкольников к активному и, что не маловажно, к качественному выполнению своих работ. Работы на выставку отбираем сообща; рассматриваем, делимся впечатлениями. Пытаемся «войти» в работу и определить то, что хорошо получилось и как можно исправить ошибки. Такая форма работы позволяет формировать у детей умение делать самоанализ, избегать завышенной или заниженной самооценки, а в дальнейшем самостоятельно находить пути по решению конкретных вопросов.
Организуемые выставки, просмотры не только форма отчёта, но и факт общественного признания вклада каждого члена коллектива.
Фоторепортажи. О том, как проходят занятия тестопластикой, рассказывают фоторепортажи и вызывают большой интерес со стороны родителей. Побуждают по-другому взглянуть на своего ребёнка, на продукт его творчества. Задуматься о значимости процесса совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных видах деятельности, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развитии их способностей. Стараемся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, с этой целью используем такие формы работы: совместные экскурсии, проведение открытых занятий, выступления педагога и детей на родительских собраниях, демонстрация совместных творческих работ дошкольников и их родителей. Для этого была создана структура работы с родителями (см. приложение 5).
Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность позволяет решить следующие задачи:
родители лучше узнают своих детей, а педагоги родителей;
передаётся опыт совместной деятельности;
создаётся положительная мотивация у родителей в содействии педагогам;
создаются комфортные условия в семье для развития изобразительного творчества, творческих способностей;
формируются умения взаимодействовать в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в семье (организация праздников, изготовление подарков для родных, походов в художественную школу и т. п.).
Все полученные знания и умения дети могут использовать и применять в дальнейшей своей жизни для украшения интерьера, создания сувениров, панно и просто использовать свои навыки в быту, в кулинарии.
Детский сад сотрудничает с «Детской художественной школой» (ДХШ), с детской библиотекой, Домом школьника, музеем п. Тисуль. Воспитанники ДОУ посещают выставки, организуемые в ДХШ, учебные классы. Полученная информация, впечатления от встреч, способствуют развитию кругозора воспитанников, накоплению багажа знаний – развитию интеллекта, умению общаться и взаимодействовать с социумом.
Таким образом, тестопластика способствует формированию нравственных качеств, умению работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокие требования жизни к социальному развитию детей дошкольного возраста заставляют педагогов искать новые подходы и методы в работе. От того, насколько ребёнок будет подготовлен в ДОУ, во многом зависит успешность его дальнейшей социализации, и адаптации в социуме. Социализация детей в детском саду включает в себя всестороннее развитие личности ребенка.
При этом нельзя отрицать того влияния, которое оказывает тестопластика на формирование у дошкольников нравственных качеств, умению работать в коллективе.
Выдающийся русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердца, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В этом смысле проблема «Тестопластика как одна из форм социализации детей дошкольного возраста» приобретает особое актуальное значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду [Текст]: методическое пособие /Л.А. Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А. Горбачева и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 294 с.
Битянова М.Р. Социальная психология [Текст] / М.Р. Битянова. – М. Просвещение, 1994. – 336 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: 1968.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Гусева И.В. Солёное тесто: Лепка и роспись.
Детская психология: Учебное пособие /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск: 1988.
Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста.
Как организовать коллектив дошкольников /Ходзе М., Сисидо Т., Исикава М. и др. М.: 1991.
Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.
Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
Лешли Дж. Работать с малолетними детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы: Книга для воспитателей детского сада. М.: 1991.
Лосинск М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками /Вопросы психологии. М.: 1982.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. М.: 1997.
Методы социальной психологии /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е.Семёнова. Л.: 1977.
Мухина В.С. Детская психология. М.: 1985.
Немов Р.С. Психология. М.: 2004.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: 1979.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: 1996.
Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Эльконина Д.Б. Венгер А.Л. М.: 1998.
Подласый И.П. Педагогика. М.: 2000.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. испр. и доп. М.: 2005.
Психолог в детском дошкольном учреждении :Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Лаврентьевой Т.В. М.: 1996.
Смелзер Н. Социология. М.: 1994.
Социальная психология /Под ред. А.В. Петровского. М.: 1987.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: 1996.
Учимся общаться с ребёнком /Под ред. В.А. Петровского и др. М.: 1993.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.
Хананова И.Н. Солёное тесто.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: 1995. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 – 7 лет в дет. саду. Сост. Т.Н. Доронова и др. М.: 1997.