Урок по технологии на тему Художественное оформление одежды(7 класс)
Тема урока: « Художественное оформление одежды ».
Цель: Изучить принципы художественного оформления одежды для приобретения практических навыков, развития образного мышления и воспитания эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: альбомы, образцы, дополнения (бижутерия) , плакаты, манекены, булавки, скотч, справочная литература, ножницы, ткань, образцы изделий.
Ход урока:
1.Ввод в урок. Дежурные.
2.Новый материал.
На уроках технологии вы учитесь изготавливать не только изделия прикладного характера, но и поясную и плечевую одежду. Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей- шкур животных. Через тысячелетия, в результате развития культуры и техники одежда из простого средства защиты тела человека от воздействий окружающей среды стала объектом прикладного искусства- науки моделирования. С одной стороны «Моделирование» служит средством удовлетворения потребностей народа в одежде, с другой - воспитывает вкусы людей.
Какую известную поговорку об одежде вы знаете?
(По одежке встречают, по уму провожают)
С помощью костюма (одежды) можно выявить, подчеркнуть внешние данные человека. Увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, скрыть ее недо
статки. А также цветом костюма подчеркнуть цвет глаз и волос.
Костюм является средством внешнего выражения духовных и моральных качеств человека определенного времени. А для того, чтобы наш костюм, который мы будем создавать, был красивым и выразительным мы должны изучить ПРИНЦИПЫ художественного оформления одежды и приобрести практические навыки его оформления.
Все это мы будем узнавать, и обобщать на сегодняшнем уроке, тема которого – «Художественное оформление одежды».
«Х.О.О.»- это создание по определенным законам красоты определенных предметов или сочетание различных предметов, составляющих «костюм».
«Костюм»- это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения и т. д., где ведущая роль принадлежит одежде.
На доске-
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ:
1 2 3 4 5 6 7
Вывод: «КОМПОЗИЦИЯ» - от лат. «композите» - составление, соединение, сочленение. Красота и выразительность «костюма», достигнутая посредством соединения образующих одежду составных частей – называется искусством композиции.
Выступает один из членов группы.
Ответы и дополнения вносятся в оценочную карточку.
АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ
Модель,форма,
силуэт
Материал,
фактура
Пропорцио-
нальность
Цветовое сочетание
линии
Симмет-рич - ность, ас-
симмет-ричность
отделка
-прямой
-прилегающий
-полу –
прилегающий
-трапецие-
видный
-мягкая
-жесткая
-скользкая
-верх и низ
-1/1
-1/2
-1/3
-2/3
-есть
-нет
Конструктивные:
-линия плеча
-бока
-вытачки и т.д.
Декоративные.
За счет новой линии в костюме
История развития костюма.
Экскурс в историю костюма.
Каждая историческая эпоха характеризуется определенным художественным стилем, основные черты которого отражаются в архитектуре, предметах быта и, конечно в одежде.
СТИЛИ:
-древнегреческий
-готический 12-13 вв.
-ренессанс 16 в.
-барокко 16-17 вв.
-классицизм, конец 18 в.
-ампир 19 в.
-романтизм 19 в.
-модерн, конец 19 – начало 20 в.
-современный 20 в.: классический, спортивный, романтический (фантазийный).
Стиль от греческого «стилю-с»- заостренная палочка для письма по воску.
Стиль- это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.
В пределах стиля, всегда возникают какие- то изменения. Эти изменения существуют непродолжительное время и называются МОДОЙ, благодаря которой одежда постоянно обновляется и совершенствуется.
Направления моды в одежде показывают ЛИНИИ одежды:
-силуэтные: линии плеча, талии и низа изделия (они определяют пропорции);
-конструктивные: линии швов (плечевой, боковые, по линии талии, швы втачивания рукавов, линии вытачек, складок);
-декоративные ( образуются различными отделками: мережкой, вышивкой, защипами, сборками) и декоративными деталями (воротниками, клапанами, манжетами).
Линии в одежде - обладают важной особенности особенностью: они ведут наш взгляд по поверхности объемной формы, создавая те или иные впечатления, эмоции. Так горизонтальная линия создает эмоции покоя, вертикальная – стремление вверх, ломаная – переменного движения, наклонная – неустойчивости или падения.
Формы силуэтов:
-прямой
-прилегающий
-полуприлегающий
-свободный (трапециевидный)
Важным элементом в одежде являются пропорции ее составных частей относительно друг друга и по отношению к фигуре человека.
Пропорции выявляются в линейных измерениях одного свойства.
Например: Длина изделия до талии с длиной рукава.
Или: Ширины изделия в груди с шириной в бедрах.
Ткани. Фактура.
Мягкая, ворсистая, в рубчик, шероховатая, блестящая. Фактурные поверхности увеличивают объем.
Прозрачная, блестящая, гладкая – придают легкость, зрительно уменьшают объем.
Необходимо учитывать и рисунок. Его размер.
Крупный – зрительно увеличивает, мелкий – скрывает объем.
Цвет.
Для художественного оформления одежды также велико значение цвета ткани.
Ведь определенным сочетанием красок можно подчеркнуть ту или иную особенность человека или, наоборот, нейтрализовать ее.
Цветовые ряды:
- Хроматические: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Ахроматические: то есть бесцветные – от белого до черного.
- От хроматического до ахроматического: например – от красного к белому, от красного к серому, от красного к черному.
Основные цвета:
- красный
- желтый
-синий
Родственные цвета – ближние
Контрастные – противоположные
Холодные – зеленый, синий, голубой, фиолетовый – отдаляют предмет.
Теплые – красный, желтый, оранжевый – приближают.
Эти примеры подтверждают значение цвета при создании одежды.
И еще одной составляющей частью одежды являются ОТДЕЛКИ , где используют: трикотаж, мех, фурнитуру, сутаж, тесьму, шнур, вьюнок, кружева, кисти, бахрому, ленты, различные строчки, аппликации, вышивку, бисер, цветы, украшения, буфы, бейки, жабо, рюши, воланы, оборки, рулики, фестоны, мережки, складочки, защипы, плиссе, банты и галстуки.
Вводный инструктаж.
1).Разбиться на 3 группы. Фамилии внести в табличку для оценивания.
2).Вытянуть по 2 задания на группу.
3).Выполнение задания. Цель: Найти необходимые сведения в дополнительной литературе. Сделать сообщение, дать ответ, используя таблицы.
Оценивание по ходу ответов.
Зад.1.1. Определение «силуэта». Их виды.
Зад.1.2. Линии в одежде.
Зад.1.3.Цвет в одежде.
Зад.1.4. Ткани. Их виды.
Зад.1.5. Пропорции в одежде.
Зад.1.6. Отделка в одежде.
Зад.1.7. Стиль в одежде.
Зад.2.По таблице( на доске )проанализировать элементы композиции костюма.
Делается вывод:
«И так, подведем итог. Главные выразительные средства это -
СИЛУЭТ, ЛИНИИ, ЦВЕТ , ПРОПОРЦИИ, ТКАНИ, ОТДЕЛКА, СТИЛЬ.
Пользуясь ими, художник «строит», организует костюм. НО главное, чем он руководствуется – это ЦЕНТР КОМОЗИЦИИ.
Центр композиции (центр внимания) – это элемент костюма, который первым
«бросается в глаза». Это может быть что угодно: форма костюма; цветовое решение; фактура и пластика материала – текучесть, обтянутость, мягкость; это могут быть детали – шарф, бант, ремень, пояс, кружевной воротник, украшения и даже пуговицы; орнамент на свитере и так далее - т.е. то ради чего вы создаете этот костюм, что вы в нем хотите проявить своего, личного. При этом все части костюма по величине, форме, цвету, пропорциям, отделке должны быть уравновешены, соответствовать, гармонировать, «не спорить» между собой и, конечно, с человеком.»
Зад.3.Ателье для модниц «Мой стиль».
Каждая группа, зная основные составляющие костюма:
а). создает свою «модель» на манекене, используя ткани (набор), булавки, ножницы, скотч, дополнения, журналы;
б). дает анализ своей модели по таблице;
в). Выявляет центр композиции;
г). Оценивает свою работу.
Не забывайте о том, что стиль находится в тесной взаимосвязи модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он, стиль, регулирует и направляет моду. Пожалуйста, используйте в качестве ИСТОЧНИКА ТВОРЧЕСТВА – силуэты и стили.
Не забывайте о безопасных приемах труда !
УДАЧИ ВАМ В СОЗДАНИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ !
Разрешается моя консультация.
Оценка за задание вносится в карточку.
4.Закрепление материала:
1). Что вы узнали и чему научились сегодня на уроке?
2). Понравилось ли вам создавать и оформлять костюм?
3). Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня?
4). Какое новое понятие вы узнали? (композиция).
Подведение итогов урока. Оценки по карточкам.
Мой мастер – класс.
Приложение.
Карточка оценки.
Ф. И. учащейся
Выдвижение идеи
Дополнения
Коррекция
1.
2.
3.
Заголовок 115