Использование лексических игр на уроке английского языка
Использование лексических игр на уроке английского языка.
Таммик Л.В.
Учитель МБОУ «Школа №2 г. Благовещенска»
Современный урок иностранного языка отличается от тех уроков, на которых мы присутствовали в качестве учеников. Сейчас современный урок – это интерактивный мир, где учитель, подобно дирижеру, организует класс в целом и каждого ученика в отдельности. Современный учитель должен реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, превращаясь из обычного носителя знаний, в управленца, который помогает ученику научиться учиться, управляет системой обучения.
Чтобы заинтересовать учеников и сделать урок интересным, необходимо использовать современные педагогические технологии.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Современный урок, проведенный с использованием современных педагогических технологий, является развивающим, проблемным уроком, учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. На уроке минимум репродукции и максимум творчества, важна обратная связь.
Учитывая специфику предмета иностранный язык, можно выделить несколько современных методик и технологий:
технология уровневой дифференциации
игровая технология
мультимедийные технологии
кейс-технология
метод проектов
здоровьесберегающие технологии
технология интерактивного обучения
обучение в сотрудничестве
технология критического мышления
развивающие технологии
Подробнее хотелось бы остановиться на игровой технологии.
Игра является мощным стимулом к овладению языком. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться.
Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи:
Тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;
Способствует многократному повторению языковых единиц;
Создает психологическую готовность к реальному речевому общению.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
Обучающая функция - развитие памяти, внимания, восприятии информации.
Воспитательная функция - воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - создание атмосферы иноязычного общения, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.
Существует несколько классификаций игр, однако необходимо подчеркнуть, что все они условны. Так, одни подразделяют игры на языковые и коммуникативные, другие на игры на взаимодействие и игры на соревнование, третьи выделяют лексические, грамматические, фонетические и орфографические. Остановиться подробнее хотелось бы на лексических играх. Лексические игры призваны тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, а так же активизировать речемыслительную деятельность учащихся и развивать речевую реакцию учащихся.
На своих уроках я использую следующие лексические игры:
1. Кроссворды. Один из самых известных и простых способов проверки запоминания лексики по разным темам.
2. Ребусы.
3. Чайнворды.
4. Изографы. Изографы - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Изографы помогают учащимся запомнить правописание английских слов, развивают воображение, фантазию, так как, чтобы найти слово, необходимо составить его из всех букв, с помощью которых представлено изображение данного слова. Изографы можно использовать при введении, закреплении, повторении и контроле лексического материала.
5. Лото. Учитель раздает ученикам карточки в виде таблицы. В ячейках таблицы написаны слова по-русски или наклеены картинки по теме. Затем учитель диктует слова по-английски (A chair, a sofa, a window, a door, a fireplace, a floor, a lamp etc.) Учитель называет слова с паузами. Дети во время паузы должны закрыть это слово фишкой (учитель заранее готовит фишки из бумаги, которые под номерами.) Затем учитель проверяет работы детей и оценивает их.
6. Потерянные буквы. На доске написаны слова по теме. В каждом слове пропущена буква или несколько. Задача учеников – восстановить потерянные буквы.
7. Исчезнувший. На слайде представлены картинки по теме. Дети запоминают картинки. Учитель переключает слайд, на котором исчезло одно изображение. Задача учеников – назвать пропажу.
8. Кубики. Учитель заранее готовит слайд с картинками, обозначающими слова по изучаемой теме. Ученикам выдаются кости, которые они бросают. Получившиеся число ученик называет по-английски. Учитель показывает спрятанную картинку, которую ученику необходимо назвать.
9. Лексические ходилки. Игра представлена в форме настольной. Ученик при помощи кубика выбрасывает число и выполняет спрятанное за ним задание.
10. Съедобное-несъедобное. Активизирует в речи лексические единицы, развивает быстроту реакции на звучащее слово. Водящий говорит слово по-английски, бросает мяч кому-либо из детей. Тот ловит мяч и говорит "yes" (если данное слово обозначает то, что едят) или "nо".
11. Корректор. Задача ученика исправить ошибки в словах, написанных учителем.
12. Словарный салат. Ученикам даются строчки слитно написанных букв, которые нужно разделить на слова.