Методические рекомендации по формированию лексических навыков учащихся с использованием игр на уроках чувашского языка в начальной школе


Методические рекомендации по формированию лексических навыков
учащихся с использованием игр на уроках чувашского языка в начальной школе
                             
На уроке чувашского языка особое место занимают игровые моменты, обеспечивающие активное участие в уроке каждого ученика. С помощью них можно стимулировать речевое общение учащихся. Игры развивают интерес к предмету, способствуют получению опыта общения на чувашском языке.
Учитель чувашского языка должен стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на каждом уроке чувашского языка. Использование игр поможет провести урок в занимательной форме, способствует развитию памяти, сообразительности, внимания учащихся, повышению эффективности и качества обучения младших школьников, созданию благоприятной психологической обстановки среди учащихся.
Предлагаем игровые разработки, используемые нами на уроках чувашского языка при закреплении лексических навыков.
1. Игра «Цвет».
Цель: закрепление лексики по теме «Цвета».
Дети сидят за партами. Учитель раздает им разноцветные карточки. Учитель называет цвет, например:  "Х
·рл
·". Учащиеся показывает карточку красного цвета.
2. Игра «Числа».
Цель: закрепление лексики по теме «Числа».
Класс разбивается на две команды. На столе разложены карточки с цифрами. К столу одновременно подходят по одному представителю от каждой команды.
Учитель называет число. Задача играющих – быстрее соперника взять карточку с названным числом. Побеждает команда, набравшая большее количество карточек.
3. Игра «Назови пропущенное число».
Цель: закрепление лексики по теме «Числа».
Участвуют два ученика. Один перечисляет цифры по порядку, при этом вместо какой-либо цифры называет слово стоп. Его партнер должен заметить пропуск и назвать пропущенную цифру. За правильные ответы он получает право играть со следующим партнером.
4. Игра «Кто назовет больше слов?».
Цель: закрепление лексических навыков.
Учитель: Встаньте в линейку и по цепочке называйте изученные на уроках слова. Слова не должны повторяться. За повторы участники выбывают из игры. Победителем станет тот, кто назовет больше слов.
5. Игра «Победитель».
Цель: закрепление глаголов.
В игре участвуют две команды. Учитель вызывает двух учеников – представителей команд и отдает им распоряжения, например: Кил кунта. Тот, кто первым выполнит их, приносит своей команде очки. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Слова для игры: лар, тЃр, сик, чуп, иш, ташла, алЃ зуп, в
·з, зывЃр, шутла, выля, вула, юрла, ут,
·зле, кан, шЃвар, ярЃн, зЈз тура, зЃвЃн.
6. Игра «Овощи и цвета».
Цель: закрепление лексики по теме «Цвета».
Учитель называет овощи, дети – какого они цвета.
Лексика: купЃста, хЃяр, зарЃк, помидор, киш
·р, ыхра, сухан, дыня, редис, кавЃн.
7. Игра «Напиши слово на заданну
·ю букву». 
Цель: закрепление лексических навыков.
Класс разбивается на две команды. Учитель строит их в колонку  и по команде «На старт» начинает диктовать буквы для каждой команды. Каждый ученик подбегает к доске и пишет слово с названной буквой, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади.
8. «Зачеркни лишнее слово».
Цель: закрепление лексических навыков.
На доске записаны три группы слов. Необходимо из каждой группы слов вычеркнуть лишнее слово и объяснить , по какому принципу совершён выбор.
зЃкЃр к
·пе кашЃк
пыл кашкЃр чашЃк
шапа тутЃр витре
пулЃ калпак пулЃ
9. Игра «Пять названий на пять шагов».
Цель: закрепление лексических навыков по пройденным темам.
Класс делится на две команды. Каждый член команды должен сделать пять шагов, на каждый шаг произносить название какого-либо предмета по заданной теме, например по теме «Деревья». Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Темы для использования в игре: Птицы. Еда. Цвета. Посуда. Обувь. Одежда. Домашние животные. Лесные животные.
10. Игра «Слова на вопрос м
·н т
·сл
·».
Учитель называет слова. Услышав слова, обозначающие цвет, дети произносят вопрос м
·н т
·сл
·?
Слова: сарЃ, п
·ч
·к, хура, пысЃк, х
·рл
· сарЃ, вЃрЃм, хЃмЃр, кЃвак, к
·ске, сим
·с, х
·рл
·, тутлЃ, усЃллЃ.
10. Игра «Слова на вопрос м
·н т
·сл
·».
Цель: развитие умения соотносить предмет с его признаком.
Учитель называет предмет и один из его признаков. Ученики перечисляют другие предметы, имеющие такой же признак.
Образец: Х
·вел заврака.
Возможные ответы: ЗарЃк заврака. Меч
·к заврака. Помидор заврака. Пан улми заврака. Арбуз заврака.
11. Игра «Ишет, ишмест (плавает, не плавает)».
Цель: закрепление лексических навыков и тренировка в употреблении глаголов настоящего времени.
Учитель называет предмет и произносит слово ишет. Если предмет действительно плавает, дети произносят ишет, если не плавает – ишмест.
Слова: зЃкЃр, пулЃ, куккук, зарЃк, х
·вел, к
·пе, кЃвакал, курак, тутЃр, с
·тел, пукан, ч
·кез, хур ч
·ппи, з
·р улми, кЃвакал ч
·ппи, кЃшман, упа, х
·р ача, зерзи, юман, турилкке, йытЃ, кЃвакарчЃн, кушак, Јх
·.
12. Игра «Пур, зук».
Цель: закрепление лексических навыков, развитие внимания.
Учитель называет слова. Если слово встречалось в тексте, то дети говорят "пур", если этого слова не было в тексте, то дети отвечают "зук".
13. Игра «Допиши пропущенный слог».
Класс делится на две команды. На доске написаны слоги в два столбика. Ученики каждой команды выходят к доске и дописывают пропущенные слоги.
ав (тан) кука (май)
зЃ (кЃр) х
· (вел)
хит (ре) ан (не)
ы (рЃ) са (рЃ)