Образовательное пространство школы

«Образовательное пространство школы
как источник развития высокомотивированной перспективной
личности ученика»

В 1993 году постановлением Главы города и в соответствии с образовательными потребностями населения наша школа – школа № 25 Златоустовского городского округа получила статус школы с углубленным изучением английского языка. В школе обучается 554 ученика в 22 классах. Нормативно-правовая база, представленная бессрочной лицензией, свидетельством об аккредитации до 2023 года, лицензированным медицинским кабинетом и другими документами, обеспечивают должную правовую основу работы учреждения.
В настоящее время в школе имеется достаточное кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое, мотивационное, нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Так, школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. 69% учителей имеют высшую категорию. В школе трудятся 3 Заслуженных учителя РФ, 9 учителей – Отличники просвещения и Почетные работники образования, 11 учителей стали лауреатами грантов Президента и Губернатора в годы реализации ПНП «Образование». Из числа победителей городского конкурса «Учитель года» за последние 8 лет 3 учителя из нашей школы
Кабинет информатики, предметная лаборатория «Лингвистика», два мобильных компьютерных класса, мультимедийный лингафонный кабинет, система Votumи другие современные технические средства создали условия для организации интерактивного обучения учащихся, формирования у них такой общеучебной компетенции как умение работать в ИКТ-насыщенной среде.
ПНП «Образование», КПМО позволили всем российским школам, включая и нашу, значительно укрепить материально-техническую базу и привести её в соответствии с современными требованиями.
Программа развития образовательного пространства МБОУ «СОШ № 25» разработана на основе идей средового подхода и инновационных
технологий, создания социокультурной. воспитательной среды,
обеспечивающей формирование и развитие поликультурной, коммуникативной и творческой личности ученика, обладающего качествами гражданина и патриота своей страны.
Исходным моментом работы является конструирование такого образовательного пространства, в котором не только идет подготовка учеников к жизни, но и осуществляется организация процесса самой жизни школьников.
Развитие личности и качественное образование - эти две ведущие цели определяют структуру обр. пространства нашей школы, состоящего из четырех сред:
Дидактическая: задается государственными стандартами образования и заказом потребителя.
Интеллектуально-исследовательская: элективные курсы, интеллектуальные марафоны, участие в школьных, городских конференциях НОУ, Всероссийские дистанционные проекты «Интеллект будущего», «Познание и творчество» и т.д.;
Социально-адаптивная: позволяет личности не только адаптироваться в социуме, но и облагораживать, обогащать среду.
Среда досуга, творчества и здоровья: наполнена разнообразными формами жизнедеятельности, включая театр, спортивные кружки, танцевальный клуб;

Дидактическая среда
Уровень сформированности и эффективность функционирования дидактической среды является определяющей задачей в реализации организационно-исполнительской и контрольно-диагностической функций управления. Высокая результативность функционирования дидактической среды является главной составляющей успешности нашей школы: 68 % учащихся усваивают программный материал на уровне выше базового, предметная успеваемость, отслеживаемая ежегодно, варьируется в пределах от 70 до 98 %, за все годы ЕГЭ учащимися школы не получено ни одной неудовлетворительной отметки, областной рейтинг школы по результатам ЕГЭ всегда высокий. Все это свидетельствует о высоком уровне усвоения учащимися учебных программ. Формула успеха дидактической среды – постоянное методическое сопровождение деятельности учителя + интенсивный внутришкольный контроль. Достаточно привести пример, что за учебный год посещается и анализируется более 300 уроков, в системе проводятся тематические и активные проверки.
Важной составляющей дидактической среды является методическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности учителя. Постоянно действующий методический семинар, отличающийся в нашей школе умелым руководством и акивностью педагогов главной своей задачей ставит обучение эффективным технологиям.
Созданный в результате этих двух составляющих и постоянно поддерживаемый культ учебы и урока - это главное достижение дидактической среды школы

Интеллектуально-исследовательская
Учебный план школы содержит элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия, направленные на обогащение образовательных программ, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Ежегодно учащиеся школы проявляют высокую активность участия в различного рода творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и
конференциях. Всего в прошлом учебном году принято участие в 49 подобных состязаний. Помимо традиционных, таких как Британский бульдог, Кенгуру, Русский медвежонок, Шаг в будущее, Юность. Наука. Культура, Познание и творчество, школа принимает участие в дистанционной олимпиаде по страноведению «Go West», областном конкурсе знатоков английского языка «Ключ к успеху», областном конкурсе «Сказки живут на Урале», Всероссийскиом предметном чемпионате, дистанционной олимпиаде по математике «Золотой ключик», всероссийском дистанционном конкурсе «Интерактивная карта России», дистанционной олимпиаде «Олимпус» и других. В течение года учащиеся школы в рамках работы предметной лингвистической лаборатории участвовали в международном дистанционном проекте «Какие мы есть», в прошлом учебном году в проекте «Рецепты мира»
В сентябре 2011 года школа получила статус региональной площадки для проведения 34-го Всероссийского турнира им. Ломоносова, в котором приняли участие 297 человек из школ города и горнозаводской зоны. 18 учеников нашей школы получили почетные дипломы победителей и призеров. 30 сентября 2012 года в этом конкурсе уже участвовали 566 человек.
Традиционный школьный интеллектуальный марафон предметных недель и декад способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся. Нестандартные яркие находки и формы работы в течение предметных недель повышают мотивацию, интерес, обогащают внеурочную жизнь школы. Так, на неделе русского языка учащиеся 7-б класса прошли по классам с театральной инсценировкой «В гостях у королевы Пунктуации», а после уроков состоялся Аукцион лингвистических знаний между 5-8 классами. Ставшим традиционным парад исторических костюмов, который проходит в рамках недели истории и обществознания, с каждым годом привлекает все большее количество участников. В этом он прошел в новой форме – конкурса живых картин. Ребята сумели в полной мере проявить себя, свое творчество.
В связи с этим можно говорить, что высокая результативность достигается за счет интеграции урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования и активного участия школы в проектах Дворца детского творчества. Учащиеся 1-4 классов состязаются в городском интеллектуально-творческом марафоне «Эврика» и индивидуальном проекте «УникУМ», учащиеся 5-6 классов - в городском командном марафоне «Созвездие Кассандры», учащиеся 7-10 классов - активные участники творческих лабораторий по направлениям ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ТРПЛ (технология развития памяти и логики) и ЧГК (чемпионат по игре «Что? Где? Когда?»). Научное общество учащихся для 7-11 классов, призвано осуществлять раннее развитие исследовательского поведения как средство познания мира. Вашему вниманию сегодня будет представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся школы в рамках их участия в вышеперечисленных проектах и конкурса.
В числе 12 школ города наша школа – участница сетевого проекта «Лего-клуб», реализуемого под руководством Центра юных техников
Новые игрушки LEGO или как их называют «Игрушки столетия» рассчитаны на детей информационного века.
В непринужденной обстановке дети общаются друг с другом, играя, учатся выполнять серьезную работу – создавать проекты. Изучение основ программирования и конструирования – это и начальная профессиональная ориентация. Дети узнают на собственном опыте о работе программиста и конструктора, дизайнера, художника и т.д.
Образовательные конструкторы LEGO точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования.

Социально-адаптивная среда
позволяет личности не только адаптироваться в социуме, но и облагораживать, обогащать среду.
Главная роль школы на современном этапе обучения - воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества, т.е. школа должна научить жить в динамичном, постоянно развивающемся мире и обучать детей так, чтобы они могли без труда адаптироваться в этих условиях.
Для выполнения данной цели учащиеся школы активно участвуют в социально – значимых проектах, инициируемых как учреждениями дополнительного образования города, так и школой. Участие в городском проекте «Я - Гражданин» объединил наших учеников на борьбу с несанкционированными свалками мусора, школьный проект «Озеленение школы» позволил превратить наши окна в цветущий сад. Такие проекты к Дню Победы как «Репортажи из героического прошлого», «Помни меня» , «Эхо войны в моей семье» имел замечательные трогательные продукты в виде участия более 50 фотографий погибших и умерших родственников- участников войны на областной Стене памяти, более 40 презентаций из семейных архивов.
Среда досуга, творчества и здоровья
Конструирование этих сред основано в школе на полной интеграции основного и дополнительного образования с широким использованием учреждений культуры и досуга города.
51 % учеников школы занимаются в 17 кружках и клубах школы, среди которых наибольшей популярностью пользуются ВИА «Импульс», литературная студия «Свой голос», социально-политический клуб «Альтернатива», кружок Легоконструирования, клуб «Эрудит» и другие.
В 2008 году по решению Министерства образования и науки и Правительства Челябинской области нашей школе за высокие достижения во Всероссийских олимпиадах и ЕГЭ в числе первых 10 школ области был выделении грант в размере 3-х млн рублей на оборудование предметной лаборатории. Впоследствии за получение этого гранта школы участвовали в конкурсе и сейчас подобных лабораторий в области больше 30. Работа лаборатории строится по нескольким направлениям: это, конечно, уроки по специальной программе «Открытие английского», это практикумы и семинары учителей, это олимпиады и конкурсы. Но, главное для нас - это выход на Всероссийский и международный уровень. На базе лаборатории был реализован глобальный проект «Друзья по электронной переписке», в котором участвуют 25 млн учеников и учителей из почти всех стран мира. Это крупнейший он-лайн класс в мире. Проект «Глобальная коалиция за мир и образование», в котором участвует школа, готовит совместные тематические проекты, создает совместные блоки новостей. В рамках международного проекта ЮНИСЕФ «Дети-послы мира», инициатором которого была радиостанция школы из города Зундерн, Германия, ученики 9-10 классов совместно с 14 странами от Австралии до Финлянидии участвовали в радио и интервещании, посвященным проблеме «Чистая вода». Очень содержательным оказался проект дистанционного сотрудничества в рамках пилотного участия в сообществе «Heinle Language Community», партнерами по которому стали школы № 10 Варшавы. Другой проект дистанционного сотрудничества с Итальянской школой Лингвистико Марко Поло Италия назывался «Место, где я живу» все эти прекрасные проекты живут и работают под девизом «Присоединяйся, общайся, учись!», что и является нашей ключевой целью. В этом учебном году только в сентябре - октябре лаборатория под руководством другого учителя английского языка стала центром участия наших учителей и учеников в международных и Всероссийских конкурсах, конференциях и олимпиадах. Достаточно назвать Дистанционный флэш-семинар по навыкам разговорной речи в августе-сентябре, творческий конкурс для учащихся «Мои летние приключения», международную олимпиаду по страноведению «Гарри Поттер», конкурс «Англомания» в рамках «Дневник. ру» от Британского совета, всероссийский конкурс рефератов «Инновационная школа», и разработок уроков на английском языке «Бородино. 200 годовщина». И последний конкурс этого учебного года «Школа teacher Ru», направлен на использование социальных сервисов Веб,2.
В реализации задач этой среды ведущая роль играет проект социально-педагогического партнерства школы с Центром эстетического воспитания. Наша школа активный участник очень содержательных интересных оригинальных программ и проектов этого центра:
Образовательная программа «Моя малая родина» по курсу краеведения и Златоустоведения в рамках проекта «Родной исток», направленного на реализацию регионального компонента базисного учебного плана. В настоящее время открыт оборудованный кабинет на базе школы № 25, где занятия в рамках данной программы проводятся с использованием специального оборудования и полного пакета учебно-методического комплекса.
Программа «Интеллектуальные игры на литературной основе», которая нацелена на привитие любви к чтению, воспитание потребности в приобретении знаний посредством общения с книгой.
Ученицы нашей школы из состава фольклорного ансамбля «Лопоточки» учатся в двухгодичной областной заочной школе этнографии и фольклора.
Наши ученики ежегодно представлены на проводимом по инициативе ЦЭВД региональном открытом конкурсе «Маленькие звёзды», направленным на выявление и поддержку одарённых детей Уральского региона. Этот конкурс предваряет смотр художественной самодеятельности «Путь к звездам», лауреатами которого мы не раз становились. Главной заслугой этого конкурса в нашем городе является то, что он является своего рода отчетным концертом по итогам работы педагогов дополнительного образования, которые в большом количестве работают в школах.
Найдена эффективная форма работы по организации художественно-эстетического и прикладного воспитания детей в рамках социально-педагогического и творческого сотрудничества Центра и Златоустовского литейного завод а «Метапласт»
Учащиеся школы, особенно младшие классы с большим удовольствием участвуют в различных формах досуговой деятельности, организуемой ЦЭВД – масленица, День букваря. День изменника,
Карта взаимодействия с социальными партнерами показывает интенсивность совместной работы школы с городскими очагами культуры и спорта, которая строится на условиях договоров.
Опыт работы по обсуждаемой проблеме был мною представлен на:
XII Всероссийском семинаре «Обучение английскому языку в российских школах» в г. Москва
на Всероссийской конференции «Одаренные дети – надежное будущее России 19 октября 2008 года, г. Озерск Челябинской области
областном общественно-педагогическом форуме НПО «От модернизации к современной модели образования» 29 января 2009 г.
в сборнике VII Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования»
в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики» 2010
в научно-популярном издании в 6 томах «Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества» Челябинск 2011
на III Межрегиональной научно-практической конференции «Государственное управление модернизацией региональной системы общего образования» проводимой в рамках II съезда руководителей общеобразовательных учреждений февраль 2012 г.
в сборнике XIII Международной научно-практической конференции «Интеграция научно-методической работы и системы повышения квалификации кадров» апрель 2012 г.
на XVI Международной научно-практической конференции «Урал: развитие культурно-образовательной среды региона в условиях социального многообразия» октябрь 2012 г.
Смыслом деятельности по преобразованию сред социокультурного образовательного пространства является определение вектора «сдвижки», качественного изменения среды относительно ее существующего состояния.
Для этого школа ставит перед собой такие задачи как:
продолжать интегрирование образовательных возможностей социокультурной среды как образовательного пространства;
ввести в жизнь школы позитивные события, происходящие в окружающей среде, помня о том, что важно приспособить среду к нуждам детей; усилить профилактические возможности среды; наполнить контекст среды особым смыслом жизнедеятельности, общения, обмена энергетикой;
обеспечить уважение и доверие к человеку, создавать условия для успешного развития личности
Насыщенное многогранное образовательное пространство, последовательное и неуклонное выполнение всех взаимосвязанных функций управления, высокий уровень академической составляющей школы, эффективная система стимулирования педагогов и учащихся школы способствовала главным стратегическим достижениям школы:


Сложившийся коллектив учителей - профессионалов
Высокий авторитет школы в городе и области.
Удовлетворенность родителей качеством обучения и
воспитания
Результативность образовательного процесса
Высокий областной и городской рейтинг школы
Продуктивная самореализация выпускников












13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15