Служба ранней помощи «В будущее с надеждой»



Федорова Марфа Петровна Иванова Елена Петровна
дефектолог высшей категории логопед первой категории
Служба ранней помощи «В будущее с надеждой»
Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности.
Первые годы жизни ребенка является самыми благоприятными для формирования личности ребенка и развития его мозга, поэтому своевременно выявленные нарушения в развитии ребенка в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению.  Ранняя помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы — профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка.
Потребность в теоретической и практической основе раннего воспитания детей побуждает педагогов-практиков к разработке новых форм работы с детьми раннего возраста на основе интеграции существующих психологических знаний, педагогических технологий и развивающих методик.
Ранняя помощь детям и семьям в Российской Федерации стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. В нашей Якутии создание такой системы в республиканском масштабе находится в стадии становления. Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями.
В Сунтарском улусе побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:
- рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;
- рост числа социально неблагополучных семей;
- увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья
и нарушения развития.
Проблема обусловлена прежде всего тем, что более поздние периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и школьный – уже, можно сказать педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с различными патологиями развития. Что же касается периода от рождения до 3-х лет, то он остается в основном введении медиков. Но врачи занимаются прежде всего здоровьем детей, а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие отдаются пока что на откуп родителям.
В специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида, где мы работаем функционирует инклюзивная дошкольная группа, которую посещают дети с речевыми нарушениями, с ДЦП, часто болеющие дети, нормальные развивающиеся дети.
В нашей школе работают специалисты с дефектологическим образованием: логопеды, дефектологи, психолог, олигофренопедагоги. Имеется медицинский сектор, где работают: врач-педиатр, массажист, медсестра физиокабинета, инструктор ЛФК.
На базе нашей школы второй год работает служба ранней помощи. В команду СРП входят: руководитель Службы; специалисты, непосредственно осуществляющие абилитацию воспитаников: педагог – психолог, учитель – логопед, учитель - дефектолог. Все специалисты имеют высшее дефектологическое образование, повышение квалификации по работе с детьми раннего возраста.
Контроль за укреплением здоровья воспитанников осуществляют работники медицинского сектора школы. Основными задачами медицинского сектора является прием, осмотр, обследования и оказание квалифицированной медицинской помощи детям. Основные задачи лечебной физкультуры: коррекция прочных установок опорно-двигательного аппарата, улучшение подвижности в суставов, преодоление слабости отдельных мышечных групп, нормализация тонуса мышц, развитие предметно – манипуляционной деятельности рук, формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, равновесие, ориентировки в пространстве, общее релаксация организма. Массаж получают в основном дети с неврологическим диагнозом: ДЦП, нижний парапарез, тетрапарез, заикание, миотонический синдром, нарушение осанки, плоскостопие. При систематическом комплексном лечении детей с ДЦП, наблюдается значительное улучшение состояния.
Целью деятельности Службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Задачи Службы ранней помощи:
-    выявление проблем детей на ранних этапах развития;
- оказание комплексной системной помощи семье и детям при организации межсетевого взаимодействия учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты;
- комплексная оценка развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи;
- определение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов на ранних этапах развития ребенка.
- повышение родительской компетентности по вопросам развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам оказания комплексной многоуровневой помощи семье и детям раннего возраста.
- внедрение в практику инновационных технологий сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста.
Основными направлениями деятельности Службы ранней помощи являются:
-деятельность по осуществлению комплексной психолого-педагогической и медико-социальной диагностики детей раннего возраста;
- информационно-просветительская деятельность;
- организационно-координационная деятельность;
          -  научно-методическая деятельность.
В первый год специалистами Службы проведены медицинские, психолого-педагогические обследования  98 детей от 0 – 7 лет.
Из них: - проблемы речевого развития у  65 детей, из них до 3 лет 8.
- с нарушениями опорно – двигательного аппарата у 3 детей, из них до 3лет - 1 ребенок.
     - интеллектуальное недоразвитие  выявлено у  2 детей;
- развитие соответствует возрастным показателям  у 28 детей
На первом этапе командой специалистов с участием родителей (мам) проводилось комплексное обследование. После проведения комплексного обследования осуществлялось непосредственное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, которое проходило в форме консультирования и регулярных занятий. Индивидуальные занятия проводились 2 раза в неделю. Содержание индивидуальных занятий соответствовало плану индивидуальной программы развития ребенка и проводилось специалистами Службы согласно графику.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития, воспитания детей дошкольного возраста проводилось всеми специалистами Службы и отмечено родителями как эффективная форма помощи семье. За данный период специалистами Службы проведено 34 консультаций, в ходе которых специалисты выявляли особенности семейного воспитания детей с ОВЗ и запросы родителей по оказанию психолого-педагогической поддержки.
Учитывая возросшую потребность со стороны специалистов образовательных учреждений к проблеме раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистами Службы были проведены индивидуальные консультации для воспитателей, логопедов ДОУ, педагогов общеобразовательных школ (9 консультаций).
Таким образом, за отчетный период проведено 43 консультаций.
Наличие у специалистов СРП курсов повышения квалификации, переподготовки по профилю ранней помощи: Иванова Е. П. – курсы для логопедов «логопедический массаж при дизартрии» г. Якутск; Федорова М. П., Пухова Т. Н., Прокопьева Л. И. – семинар «Психолого - медико - социальное сопровождение детей с ОВЗ» г. Вилюйск; Иванова Е. П., Федорова М. П., Пухова Т. Н. курсы повышения квалификации «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ и их семьям» г. Якутск.В первый год, несмотря на рекламу организованную специалистами Службы в течение года не удалось привлечь большее количество родителей нуждающихся в помощи. Родители желали оформить ребёнка в ОУ на целый день и не хотели принимать участие в коррекционно-воспитательной работе. Дети с опорно - двигательными нарушениями по назначению врача получали сеансы массажа, занимались лечебной физкультурой.
Результаты первого года работы: наблюдается улучшение у детей с опорно – двигательными нарушениями, появилась фразовая речь, сформировались социально – бытовые навыки; родители стали активно сотрудничать со специалистами СРП.
В этом учебном году было обследовано 53 детей. 20 детей раннего возраста с ОВЗ получают помощь в СРП. Из них по категориям: со сложными множественными нарушениями - 2, с задержкой речевого развития -17 , с нарушением опорно – двигательного аппарата – 1.
В этом учебном году логопед Иванова Е. П., дефектолог Федорова М. П. приняли участие в республиканском практико – ориентированном семинаре по теме «Развитие коммуникации и речи детей раннего возраста (0-3 лет) с проблемами в развитии».
 Специалисты Службы тесно сотрудничают с родителями воспитанников. Это взаимодействие повысило родительскую компетенцию, возникло более глубокая эмоциональная связь между родителями и детьми, понимание и принятие проблем ребенка с нарушениями в развитии. Специалистами Службы проводились консультации, в ходе которых специалисты выявляли особенности семейного воспитания детей с ОВЗ и запросы родителей по оказанию психолого-педагогической поддержки. Специалисты по массажу и ЛФК проводили индивидуальную работу с ребенком, консультировали и обучали родителей приемам массажа и ЛФК.
Специалистами Службы были проведены индивидуальные консультации для родителей, воспитателей, логопедов ДОУ.
Специалистами Службы ранней помощи разработаны буклеты, памятки  с рекомендациями практико-ориентированного характера: «Кризис трех лет и как его преодолеть», «Учимся говорить», «Сенсорное развитие ребёнка», «Играем вместе», «Если в семье ребенок-инвалид», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи» (для специалистов), «Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ООП», «Советы родителям, воспитывающим детей с ООП», «Гиперактивный ребенок», «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста», «Пальчиковые игры для детей от рождения до 3 лет», «У ребенка задержка речевого развития. Что делать?», «Развитие ребенка в первые годы жизни», «Если ребенок заикается», «Играйте с детьми», «Будь здоров!», «Точечный массаж».
Служба оснащена необходимыми техническими и игровыми средствами, учебной литературой и информационными ресурсам.
Массажист Кислая А.К.
 

Инструктор ЛФК Копылова А. А.