Статья по внеурочной деятельности Образовательное событие
Образовательное событие
С введением в образовании стандартов второго поколения, одним из требований которых является требование к результатам, школы ищут новые методы и приемы. Одним из таких методов является образовательное событие. Рассмотрим, что это такое.
Событие = приставка со- (служит для образования имён существительных и глаголов со значением «общее участие в чём-либо») + слово бытие, то есть жизнь.
Слово «событие», как пишет Ю. С. Мануйлов в статье «Язык «Со -» является родовым понятием для слов с приставкой со-, таких как, например, сопоставление, сотрудничество, согласие, сопротивление, соперничество.
Что мы понимаем под «событием» в школе?
Большую часть жизни ребёнок проводит в школе, а потому новые образовательные стандарты не случайно уделяют такое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, и потому учитель, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих учащихся образовательными событиями, которых должно быть как можно больше.
Образовательное событие - обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания.
Для успешного проведения образовательного события должны быть созданы специальные условия для действия, в результате которого создается определенный продукт; затем усиление этого действия через рефлексию. С помощью событийности преодолевается однообразность школьной жизни, появляется что-то новое, захватывающее всех.
Одной из целей образовательных событий нашей школы – это общность, единство, объединение и учителей, и учащихся разных возрастов единым событием.
Приведем несколько примеров образовательных событий, реализованных в нашей школе.
1. Образовательное событие «Мой Ангарск – моя школа».
Утро начинается необычно, на первом этаже всех встречают флешмобом учащиеся 5 класса. Это уже задает тон дню, настроение, ожидание чего-то необычного. А ведь к этому событию была проведена большая подготовка, и теперь чувство радости, началось!
А далее день насыщен событиям большими и маленькими: к ребятам 6 класса пришли гости из ДТДиМ, да не одни пришли, а с животными из живого уголка. В 4 и 5 классах проводятся совместные разновозрастные уроки. Уроки проводят учителя начальной школы и учителя-предметники. Четвероклассники смогли поучиться в кабинетах старшей школы, а пятиклашки вернуться на урок в начальную школу. А как интересно и познавательно прошли беседы ребят разного возраста. Может быть этот день поможет в будущем легче пройти адаптацию в 5 классе.
В этот день учащиеся выполняют проектные задачи, защищают проекты. А еще в этот день звучат стихи и песни, посвященные школе. Единство всех!
Положительным итогом можно считать отзыв 4-классницы, которая пришла в школу недавно: «Я даже не знала, что в школе может быть так интересно»
2. Образовательное событие «Я – школа – наука».
И снова флешмоб. На этот раз все классы выполняют проектные задачи. темы заранее выбрали учителя, а учащиеся должны за определенное количество времени подобрать нужный материал и представить продукт. Это и буклеты по безопасности, и воздушные змеи, и стенгазеты, посвященные родному краю, представление книг по нанотехнологиям и многое другое.
И снова чувство общности, осознание, что в это же время и в других классах делают тоже самое, единство деятельности, общность переживаний.
3. Образовательное событие «Читающая школа».
Данное событие было задумывано в виде квеста по определенному произведению.
Произведения выбрали заранее по параллелям. Вот оно единство уже на этапе подготовки. Подключались и многие родители, читали с детьми, обсуждали на родительских собраниях.
Разложить сюжет книги в виде квеста не просто. Например, в 4 классе было предложено произведение С. Голицина «Сорок изыскателей». Дети должны были рассказать о книге с точки зрения доктора, бывалого туриста, антропонимика, картографа, историка, кулинара.
Все произведения рассматривали с точки зрения людей разных профессий, инсценировали.
О каждом проекте, о том, как он был реализован, о том, какой продукт был получен в финале, можно рассказывать долго. Так и должно быть, потому что о любом важном, интересном событии в нашей жизни, особенно если ты участвовал в его подготовке, если оно стало «способом жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества», привело к значимым изменениям в жизни, можно рассказывать бесконечно. Уверены, что единство всей школы - это именно то, что может позволить учителю и ученику наполнить жизнь не мероприятиями, а образовательными событиями.
В заключение отметим, что это стало возможным благодаря желанию искать и находить новые формы работы, инициативе и творческой мысли, благодаря сотрудничеству и содружеству педагогов, учащихся и их родителей.