ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Сухопарова О.Б.,
учитель русского языка и литературы
г. Саратов, МАОУ «Лицей № 62»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Современное общество предъявляет школе очень высокие требования, так как ориентировано на международные стандарты качества образования. Запрос социума – люди образованные, нравственные, предприимчивые, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, толерантные, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, способные к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и ее процветание.
Системно-деятельностный подход, согласно ФГОС, является основой для формирования универсальных учебных действий.
Основным методом реализации данного подхода является проектная деятельность.
Метод проектов позволяет формировать такие качества личности, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе и формировать лидерские качества.
В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением поставленных учащимися задач. Чтобы решить их, требуются определенные умения:
интеллектуальные (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);
коммуникативные (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать своё мнение, находить компромисс с собеседником);
творческие (умение генерировать идеи и прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности школьников, обучение идет через деятельность.
В ходе работы над проектом учитель корректирует, направляет деятельность учащихся: подает идею, помогает определить цель и задачи, отобрать материал, оформить и представить результаты исследования.
Использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
На уроках русского языка и литературы метод проектов позволяет решать задачи творческого развития детей.
Воспитание любви к русскому языку - основная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо “язык - это жизнь” и “языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (К.Г. Паустовский). Любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету, возникающего как на школьном уроке, так и во внеурочной деятельности.
Наблюдение над происходящими в языке процессами, их анализ является хорошей школой развития лингвистического чутья, которая позволяет пробудить у учащихся интерес к живому искрящемуся яркому слову.
Данные задачи в своей педагогической практике решаю на занятиях ориентационного курса «Словотворчество» для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов.
В ходе изучения курса учащиеся расширяют свои знания по разделу «Словообразование»: выполняют практические задания по построению словообразовательных цепочек и словообразовательных гнезд, учатся определять грамматические значения окончаний, давать грамматические характеристики неизменяемым словам. Работают с определениями: «словообразовательные омонимы», «омонимичные корни», «словообразовательная модель». Создают слова по определенным словообразовательным моделям, дают им характеристику. Знакомятся с определением «окказионализм». Заключительные темы курса - «Словотворчество» (создание слов по аналогии со словами, реально существующими в языке с использованием словообразовательных моделей), «Роль окказионализмов в художественных текстах А. Майкова, В. Маяковского, И. Бродского, К. Бальмонта, С. Есенина и др.»
Курс рассчитан на одну учебную четверть. В конце изучения курса учащиеся представляют проектные работы (индивидуальные или групповые) на одну из тем:
Роль окказионализмов в художественных текстах
Роль окказионализмов в языке Интернета
Роль окказионализмов в речи политиков
Роль окказионализмов в детской речи
Роль окказионализмов в рекламных текстах
Работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к наблюдению над явлениями, происходящими в языке, самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно- популярной литературы, работы со словарями, справочниками.
План действий учащихся в проекте
Выбор темы проекта (исследования)
Постановка цели
Определение гипотезы (предположения, положенного в основу исследования)
Определение задач
Сбор данных (необходимой информации, отбор и анализ материала, оформление результатов)
Анализ результатов (сравнение полученных данных с гипотезой)
Выводы (планирование дальнейшей деятельности, оценка действий)
Представление и защита работы. Оценка результатов.Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность ученика
Выбор темы проекта. Учитель составляет, отбирает темы и предлагает их учащимся или участвует в обсуждении тем, предложенных школьниками. Ученики обсуждают и принимают решение по выбору темы.
Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет. Учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности школьника, рекомендует литературу по теме исследования. Учащийся изучает литературу по теме исследования, работает с источникам информации.
Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. Учитель показывает, как методом сплошной выборки составляется картотека языковых единиц. Учащийся составляет картотеку на определённом языковом материале.
Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют
исследовательскую
деятельность.
Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся оформляют результаты своей работы.
Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учитель знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к оформлению работы. Учащиеся обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности.
Презентация (защита проекта) Учитель вместе с учащимися осуществляет экспертизу работы. Учащиеся докладывают о результатах своей работы.
Рефлексия. Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. Учащиеся осуществляют рефлексию с учётом оценки других.
Работа над проектом позволяет не только формировать у учащихся необходимые личностные качества, поддерживать стойкий интерес к предмету, но и способствовать правильному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.