Русский язык. 4 класс. Тема: Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)


Русский язык. 4 класс.
Тема: Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)
Цели: 1). Разграничивать глаголы с ударными и безударными личными окончаниями; воспроизводить систему окончаний каждого спряжения, характеризовать отличия. По ударным окончаниям определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений.
2). Выполнять действия для определения склонения существительных и осознавать роль первого действия. Читать информацию в учебнике, понимать логику рассуждения, продолжать её.
3). Ставить глаголы в начальную форму, выполнять необходимый для этого способ действия, анализируют глаголы, различают и преобразуют их формы, проверяют написанное.
4). Характеризовать, решать орфографические задачи. Сравнивать задачи в окончаниях глаголов, выявлять пока не решаемые, размышлять о недостающих сведениях. Проводить аналогию с существительными. Читать начало рассуждения, предполагать его завершение и заканчивать мысль. Читать учебник, систематизировать сведения о способах определения спряжения. Классифицировать слова, группировать, выбирать те, с которыми для определения окончания нужно выполнить дополнительные действия. Планировать и осуществлять первую операцию для определения спряжения, применять общий способ действия.
5). Пользоваться различными словарями.
6). Применять различные способы фиксации информации
7). Участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выслушивать и стараться понимать мнения других.
Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, проявлять доброжелательное отношение,
8).Осуществлять взаимо- и самоконтроль; выявлять возможные причины ошибок, планировать действия по их предупреждению.
Оборудование: учебник русский язык «К тайнам нашего языка», 4 класс, тетрадь – задачник, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки для парной, групповой работы, презентация.Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.
-Урок русского языка. Продолжаем постигать тайны нашего языка.
-Составьте деловое высказывание вместе с нашим ученым.
А). Продолжите мысль:
«Урок русского языка помогает мне …( изучать родной язык, научиться грамотному письму, правильно строить деловую речь, словесные зарисовки,…) -На прошлом уроке мы изучали тему… (глагол, спряжение глаголов.)
-Поможет ли нам пословица дня?
«Кто грамоте горазд – тому не пропасть».
-Все ли понятно? (горазд)
- Дежурные по словарю помогут нам разобраться с толкованием данного слова.
-Как вы понимаете данную пословицу?
(Грамота – имеется ввиду не только умение читать и писать, но и обладать знаниями, сведениями.)
Задание: Списать1 пословицу в тетрадь.
(отметить орфограммы)
-Самоконтроль. Проверка написанного.
Б). Блиц опрос ( быстрое, повторение). Работа в паре.
(Приложение 1)
-Проверка.
-Сделайте вывод для себя: на что надо обратить внимание при повторении дома.
-Предположите, чем будем заниматься на уроке?
(Продолжаем изучать тайны нашего языка о глаголе.)
Предметная картинка «Магистр»
Слайд1Слайд 2
Слайд 3
Толковый словарь С.И.Ожегова.
1 ученик готовит текст для списывания.
Оценить: +, -.
Работа в паре, карточка – опрос.
Слайд 4
Оценить: +, -.
Слайд 5
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в проблемном учебном действии.
А). Работа в группе.
-Работаем в группе. Вспомним правила работы в группе:
1.Один говорит, другие слушают.
2.Если не понял, переспроси.
3.Свое несогласие выказывай вежливо.
4.Работать каждый должен на общий результат.
Задание: решите орфографические задачи по памятке4 .
-Что это значит, «Памятка 4»? ( Знаю – пишу, не знаю - «окошко».)
(он) леж . т , (он) раст . т, (они) жив. т, (он) стро . т, (он) собира . т, (он) мастер . т
-Чем похожи слова? (глаголы в настоящем времени)
-На какие две группы можно распределить слова? Выполните.
*Окончания ударные и безударные.
** -Распределить по двум спряжениям?
- Не удалось распределить по спряжениям, глядя на окончание, т.к. не во всех словах удалось его вставить, т.к. оно безударное. Мы умеем определять спряжение только по ударным окончаниям, а с безударными окончаниями работать еще не умеем.
ПРОВЕРЯЕМ ОКОНЧАНИЯ
-Сформулируйте проблему: нет окончания – нет спряжения; нет спряжения – не можем написать безударное окончание.
Тема: Зачем нам спряжение?
-Возникло препятствие, будем его преодолевать.
-Какую цель ставим?
(Как узнать спряжение в случае с безударным окончанием, найти алгоритм определения спряжения глагола.)
Тема: Зачем нам спряжение и как узнать спряжение?
- Где можем найти ответ? (В учебнике, энциклопедии, Интернете, спросить у взрослых.)
-Будем искать способ открыть данную тайну.
Правила работы в группе.
Слайд 6.
Каждое слово записано на карточку.
Распределяем карточки на доске в 2 группы!!??
Слайд 7
Слайд 8
3.Выявление места и причины затруднения.
Т.№ 404, стр.31.
-Читаем текст. Определите жанр произведения. Назовите отгадку.
Задание 1: Самостоятельно решить орфографические задачи по памятке 4 , т.е. где сумеете. /1 СТР. С КОММЕНТИРОВАНИЕМ/
Проверка. (1 у доски) Самоконтроль.
Задание 2: Самостоятельно укажите части речи. Проверка.
- В каких словах остались «окошки»? Почему? (Безударные окончания глаголов, т.к. не умеем доказывать.)
- Назовите по порядку действия, которые вы выполняли, чтобы правильно написать безударные окончания существительных.
(Приложение 2. «Алгоритм написания безударных окончаний существительных».)-Можно без них обойтись?
-Обратимся к глаголам из загадки. В каких из них мы сразу же написали окончание? Почему окончания других требуют размышления? (БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ)
Слайд.9
Оценить: +, -.

4.Проект выхода из затруднения.
-Первый способ определения спряжения по ударному окончанию мы знаем. Откроем второй способ определения спряжения. Не помог ли «Алгоритм написания безударных окончаний существительных», чтобы правильно выбрать личное окончание глагола?
-Сформулируйте в паре рассуждения.
Карточка:
Глагол может быть I и II спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны.
Значит, чтобы правильно выбрать букву, нужно прежде всего
____________________________________, к которому относится глагол.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно ___________________________________.

(Глагол может быть I и II спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны.
Значит, чтобы правильно выбрать букву, нужно прежде всего определить спряжение, к которому относится глагол.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно поставить глагол в неопределенную форму.)
(ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ)
-Проверьте свое предположение по учебнику, стр.38, рамка из №409.
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11.
ЗАКРЕПЛ. ВЫСКАЗЫВ.
Самоконтроль
Оценить: +, -.
ФизминуткаСлайд 12
5.Реализация построенного проекта.
-Наша сегодняшняя проблема помогла выяснить 1 шаг алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов.
-Начнем составлять алгоритм. (Установить последовательность шагов. Высказывания находятся не в нужном порядке.)1шаг. Сразу не записывать окончание глагола.
2 шаг. Поставить глагол в неопределенную форму.
-Многоточие говорит о том, что алгоритм требует доработки, дополнительных открытий.
Слайд 13
СЛАЙД 14
6. Первичное закрепление.
-Продолжим работу, пользуясь сформулированными действиями.
А) Уч. №410.
-Выписать САМОСТОЯТЕЛЬНО все глаголы в столбик, в которых остались орфографические задачи.
*Работа с консультантом (дети «группы риска»);
** 1 ученик у доски для проверки.
(он) стро . т СТРОИТЬ
(он) собира . т СОБИРАТЬ
(он) мастер . т МАСТЕРИТЬ
(из №404)
вылета . т ВЫЛЕТАТЬ
не куса . т КУСАТЬ
та . т ТАЯТЬ
-Поставить каждый глагол в неопределенную форму и записать рядом. Рассуждайте по известной памятке:
Глагол ? к глаголу ?неопр. формы Неопр.форма
**ПРОВЕРЯЙТЕ СУФФИКС ПЕРЕД –ТЬ ПО СЛОВАРЮ ЗАДАЧНИКА, ВЫДЕЛЯЙТЕ.
(-ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ГЛАГОЛЫ В СЛОВАРЕ???)
Проверка.
ЧИТАЕМ ЗАДАНИЕ.
Карточки слов + запись на доске.
СЛАЙД 15
Самоконтроль
Оценить: +, -.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Уч.№411.
-Прочитайте слова в рамке.
-Где можно встретить такой набор слов? (Кулинарный рецепт.)
Задание из учебника, тетрадь №407, подтвердить наши исследования по теме «Зачем и как узнавать спряжение глагола?»
***Творческое задание.
-Предлагаю задание по желанию. Скоро праздник 23 февраля. Составьте кулинарный рецепт праздничного блюда, используя глаголы, по памятке 4.
Дома: уч. стр.38 – рамка, №407,411; ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
СЛАЙД 16
8.Рефлексия.
А) – Выберите подходящую пословицу, которая будет подтверждать нашу работу на уроке.
1).Не спеши языком, торопись делом.
2).Грамоте учиться – всегда пригодиться.
3).Белые ручки чужие труды любят. + Пословица дня:
4).Кто грамоте горазд – тому не пропасть.
Б). Оцените трудность урока и сложность материала для вас, своё участие в уроке, своё настроение.
Продолжите высказывания:
Я вспоминал(а)…..
Я узнал(а)…
Я работал(а)…над составление алгоритма
Надо повторить…таблицу окончаний1 и 2 спр. Гл.н.ф. из словаря
ОЦЕНКИ ЗА УРОК…
На листе «самооценки» отметьте свою работу на уроке.
-Спасибо за урок.
Слайд 17
Слайд 18
СЛАЙД 19
Приложение 1.
Блиц – опрос. Соедините утверждение.
1.Глагол – это …. 2.временам, числам, родам, лицам.
2. Глаголы изменяются по … *числам, падежам.
1.часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, что делать? что сделать?
3.Спряжение – это … 6.числам и родам в единственном числе.
4. Спрягаются только глаголы… 8.главным членом предложения, сказуемым.
5.Суффикс Л указывает на … 3.изменение глагола по числам и лицам.
6. Глаголы прошедшего времени изменяются по … 4.настоящего и будущего времени.
7.Неопределенная форма глагола оканчивается на … 7.-ть, -ти, -чь.
8. В предложении глагол является … 5.прошедшее время глагола.
Блиц опрос. Соедините утверждение.
1.Глагол – это …. временам, числам, родам, лицам.
2. Глаголы изменяются по … числам, падежам.
часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, что делать? что сделать?
3.Спряжение – это … числам и родам в единственном числе.
4. Спрягаются только глаголы… главным членом предложения, сказуемым.
5.Суффикс Л указывает на … изменение глагола по числам и лицам.
6. Глаголы прошедшего времени изменяются по … настоящего и будущего времени.
7.Неопределенная форма глагола оканчивается на … -ть, -ти, -чь.
8. В предложении глагол является … прошедшее время глагола.