Урок-игра для 5 классов Путешествие гномов по стране Математика


Урок-игра для 5 классов "Путешествие гномов по стране Математика"
Цель: закрепить умения и навыки решения задач с практическим содержанием.
Задачи:
Образовательные
Повторить решение задач на движение;
повторить решение задач с практическим содержанием ; .
Воспитательные
воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
воспитание толерантности,
Развивающие
развивать логическую смекалку;
развивать творческое мышление;
развивать речь
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: “Решение практических задач”.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение урока: визитки-гномики, слайдовая презентация «Путешествие по океану», раздаточные карточки с заданиями, аудиофайлы с музыкой для проведения физкультминутки.
Участники: В игре участвуют 3 команды ( по 5 человек)
Ход урока.
1.Орг .момент.
1.Перед уроком всем участники выбирают визитки с изображением гномика (гномы в костюмах разного цвета: красный, желтый, зеленый).
В начале урока все участники образуют круг.
В кабинете стоят 3 стола  на которых расположены муляжи гор разного цвета и стулья.
Учитель рассказывает историю: Добрый день , ребята! Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно. Это будет путешествие
Жили-были в одной  стране гномы Красной, Желтой и Зеленой огромных гор, так и называли эти «гномьи» семейства – красное, желтое и зеленое.
Ребята, найдите в какой горе жил Ваш гном, займите его место и познакомьтесь с членами своего семейства.
Подпишите свой маршрутный лист
А путешествовать мы будем на корабле « Математика» по океану «Практических задач». А девизом нашего урока будут слова великого мыслителя Конфуция:
Три пути ведут к знаниям;
Путь размышлений- самый благородный,
Путь подражания- самый легкий,
Путь опыта- самый горьки.
Вовремя этого путешествия мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.
2 Актуализация знаний.
Разместились гномы на корабле и помчал он их по океану. Через некоторое время на горизонте появился первый остров, на котором гномам пришлось встретиться с первой своей задачей.
На островах группам детей предлагается выполнение различных заданий.
1. Остров  “Разминка”
На острове гномы встретили три буквы латинского алфавита
1.задание
S,V,tКак вы думаете, что они означают?( дети отвечают: путь, скорость, время)
Выполните задание: найдите соответствие между величиной и ее определением)1 S А Чтобы найти скорость надо: путь разделить на время;
2 V Б Чтобы найти время надо: путь разделить на скорость;
3 t В Чтобы найти путь надо: скорость умножить на время.
(проверка ответов)
3.Решение задач на движение.
Дальше поплыли гномы и оказались на острове «Знатоков»
2.задание (решение задач группой)
Потом обсуждаем вместе.
-Задача №1 скорость движения пешехода 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за три часа? (18 км)
Давайте договоримся, как мы будем решать все задачи;
- Задача №2 расстояние между двумя населенными пунктами равно 18 км. Скорость движения пешехода- 6 км/ч. За какое время он пройдет это расстояние? (3 ч)
- Задача №3 расстояние между двумя населенными пунктами равно 18 км. Пешеход прошел это расстояние за три часа. Какова была его скорость движения ? (6 км/ч)
Как можно назвать эти задачи? ( задачи на движение)
4.Решение логических задач.
Молодцы ! Поплыли дальше и остановились на причале «Логика»
3 задание .Логические задачи
 Поезд состоит из 12 вагонов. Марат сел в 6 по счёту вагон с головы поезда, а Андрей сел в 6 вагон по счёту с хвоста поезда. В одном ли вагоне ехали Марат и Андрей? ( в разных)
Колю угостили конфетами. Половину конфет он съел, а оставшиеся 5 конфет отнёс брату. Сколько конфет дали Коле? (10 конфет)
Белочка насушила на зиму 5 целых яблок, 10 половинок и 8 четвертинок. Сколько всего яблок у белочки? (12 яблок)
4. Физкультминутка.
Правильно решили и эту задачи. Путешествие продолжается. Гномы высадились на острове «Веселом»
Все под музыку вместе со мной выполняем упражнения:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
5 Работа с математической моделью – перевод с математического языка на обычный
Продолжаем наше путешествие . Гномы оказались в таверне.
Задача « В таверне продается сок
Томатный сок – 100 пакетовАпельсиновый сок -? п., в 2 раза больше, чем томатного.Яблочный сок -? п., в 3 раза больше, чем апельсинового.
Задание: что означают следующие выражения:а) 100× 2 (число пакетов апельсинового сока);б) 100×2×3 (число пакетов яблочного сока);в)100+100× 2 + 100×2×3 (всего пакетов с соками);
Молодцы ребята! И это задание вы осилили.
6. Отправляемся дальше и оказались на фигурном пляже
Задание «Кто Я?»(тест по психологии)
У каждого на столе есть геом. фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг. Посмотрите на них очень внимательно. Попробуйте их ощутить, как самое себя. Какая из фигур Вам ближе, роднее? Про какую из фигур можете сказать: "Вот это точно я"
Выберите одну из них. Выбранная фигура и олицетворяет Вас.
Кто выбрал ? Поднимите его. Встаньте треугольники, посмотрите друг на друга , сколько вас? . А теперь прочитайте, о чем говорит Ваш выбор и т. д.
Итак:
Кругов= ?Квадратов= ?треугольников = ?Прямоугольников = ?Зигзагов = ?Демонстрируются слайды с описанием характеристик.
7. Постановка домашнего задания Мыс « Домашний»Вот и закончилось наше путешествие по океану «Практических задач»?
 Сказочный мир остался позади, а теперь вам предстоит настоящая трудная работа в усвоении математики. А для этого надо:
1) Устный счет ежедневно в течение 5-7 минут.
2) Перед выполнением домашнего задания по математике сначала изучить теорию, правила, формулы, законы.
3) Во время решения примеров и задач не отвлекаться, отключить телевизор, музыку.
4) В тетрадях должно быть все выполнено четко и аккуратно
8 Итог урока
А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.
Какие задачи повторили на уроке?
Что нового о себе вы узнали?
Сегодня вы уже доказали, что все вам по плечу, особенно когда рядом друг, который может помочь и поддержать в трудную минуту.
Урок закончен. Всего доброго.